search
main
0

Сам себе учебник. Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий школьников в рамках ФГОС

Перед российским образованием стоит сложная задача – успешно осуществить переход на государственные образовательные стандарты второго поколения.

Процесс образования сейчас рассматривается как система, направленная на формирование способностей саморазвития, умения получать знания самостоятельно. Ключевым понятием в образовании становятся так называемые универсальные учебные действия (УУД): коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные. Суть этих действий для школьников – научиться самостоятельно планировать свое образование, ставить учебные задачи, контролировать процесс работы и оценивать полученный результат, развивать навыки сотрудничества, формировать мотивацию к совместным действиям с учителем, одноклассниками. В личностном плане УУД направлены на формирование представлений о нравственности, становление гармоничных отношений личности с обществом.Перед учителем ставится задача: с помощью системы заданий развивать УУД школьников, выстраивая уроки таким образом, чтобы каждый этап занятий максимально способствовал этому. На уроках в рамках ФГОС особое внимание уделяется формулированию темы, постановке проблемного вопроса, целей урока. Если в традиционной системе образования эти задачи выполнял учитель, то в рамках ФГОС учащиеся справляются с ними самостоятельно. Такой подход обеспечивает развитие следующих УУД: регулятивных – постановка учебной задачи, соотнесение ранее изученного и нового; познавательных – анализ с целью выделения признаков, формулирование проблемы; коммуникативных – построение связного высказывания, оценка ответа одноклассника; личностных – самоопределение, мотивация к обучению, смыслообразование. В качестве примера можно привести введение в тему «Чередование согласных в корне слова» в рамках раздела «Морфемика» в 5-м классе. (См. таблицу 1.)Таким образом, самостоятельное формулирование темы урока, выделение проблемы на начальном этапе урока помогает учащимся занять активную позицию в обучении, формирует навык выделения главного, умение видеть проблему, самостоятельно планировать поэтапное ее решение.На следующих этапах урока учащиеся также способны самостоятельно выполнить предложенную учителем работу, исследование, результатом чего станет приобретение новых знаний.На уроке по теме «Имя существительное» учащиеся анализируют материал для наблюдений, предложенный учителем, и вспоминают морфологические признаки существительного. (См. таблицу 2.)Далее им предлагается алгоритм ответа для самостоятельных частей речи, которые изучаются в 5-6-м классе, и пятиклассники заполняют графу «Существительное». (См. таблицу 3.)Результат этой работы – формулирование определения части речи и последующее сравнение собственной формулировки с правилом, предложенным в учебнике. Правило, выведенное ребятами на уроке, оказалось более информативным, чем определение, данное в УМК М.Баранова, Т.Ладыженской и др.Предложенная организация важнейшего этапа урока – получение новых знаний – направлена на развитие следующих УУД: познавательных – поиск и выделение информации, выбор оснований и критериев для сравнения, анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; регулятивных – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, сотрудничество в сборе информации, контроль, сличение с эталоном, коррекция, оценка; коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных личностных мнений – создание ситуации личного успеха, мотивация к учебе, повышение самооценки.Работа с текстом, таблицами, алгоритмами занимает ключевое место в системе обучения в рамках ФГОС. Для осуществления этих задач в течение года детям была предложена система упражнений. В качестве примера можно привести следующие задания:1. По заданной структуре определите тип текста и составьте примерный текст из 5 предложений (задание по группам). Проанализируйте и оцените тексты каждой группы.А.         1. Общее впечатление         от предмета.        2. Детали предмета.Б.         1. Начало события.        2. Развитие действия.        3. Кульминация.        4. Конец события, развязка.В.         1. Тезис.        2. Доказательства.        3. Вывод.2. Пользуясь текстом правила в учебнике, составьте алгоритм характеристики глагола как части речи, представьте его в виде таблицы. Какие этапы в характеристике вы выделили?3. Пользуясь текстом, заполните таблицу «Части речи».«Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет светом. Вон как капель играет: тра-та-та-та! Сыплются золотые капли с крыши, сыплются часто-часто, вьются, как золотые нитки. Весна, весна!» (По И.Шмелеву). (См. таблицу 4.)4. Прочитайте перечисленные ниже слова и определите, какими частями речи является каждое из слов:1) учебник, 2) под, 3) либо, 4) седьмой, 5) метеорит, 6) на, 7) чтобы, 8) четыре, 9) лыжники.Объедините данные слова в 4 группы. Заполните таблицу 5.Заключительный этап урока в рамках ФГОС – рефлексия. Этот вид деятельности помогает учащимся осознавать и регулировать процесс собственного приращения знаний. Учащимся предлагается ответить на вопросы, проанализировать свое самоощущение в конце урока по следующим аспектам: оценка приобретенных знаний, оценка проделанной работы, эмоциональное состояние учащегося, соотнесение «мое состояние и мои знания в начале и в конце урока» и т. д. На этапе рефлексии могут быть использованы следующие вопросы и задания:1. Сформулируйте три вопроса по сегодняшней теме.2. Можете ли вы добавить что-то новое к своему прежнему мнению?3. Напишите телеграмму своему знакомому из 11 слов о сегодняшнем уроке.4. Закончите предложение: «Сегодня на уроке я познакомился с…, я научился…, повторил…, мне понравилось, мне было трудно… и т. д».5. Напишите синквейн по теме сегодняшнего урока.6. Ответьте на вопросы анкеты (вопросы помогут ученикам осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку).На этапе рефлексии формируются следующие УУД учащихся: регулятивные – осознание полученной информации, соотнесение нового и ранее изученного, коррекция, оценка; познавательные – анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение; коммуникативные – построение связного высказывания, оценка ответов, взаимодействие; личностные – оценивание проделанной работы, личного вклада в совместную деятельность. Таким образом, каждый этап урока в рамках ФГОС направлен на развитие тех или иных УУД. Задача учителя – предложить учащимся наиболее продуктивные задания, основными критериями выбора которых будет самостоятельность их выполнения индивидуально, в парах и группах, побуждение к активной работе на уроке, формирование интереса к проблеме, личностное развитие каждого участника процесса обучения. Задача непростая, требует большой работы и подготовки учителя, однако труд окупится сполна, и первые результаты учитель получит уже в конце урока – на этапе рефлексии.​Надежда ДАГАЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №641 имени С.Есенина, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте