Японский режиссер Тадаси Судзуки изобрел собственный театральный метод. Через долгие, специально изобретенные мэтром тренинги артисты учатся преобразовывать свою биологическую энергию и мощным эмоциональным напалмом выплескивать ее в зрительный зал. Важны не переживания актера, не то, как он вживается в ситуацию пьесы, сочувствует или нет своему герою. У Судзуки играет роль лишь то, сколько эмоциональных и психологических килоджоулей, незримых единиц энергии удалось накопить исполнителю. Приступая к репетициям шекспировского «Короля Лира» в МХТ им. Чехова (именно так с нового сезона называется легендарный МХАТ), Судзуки, конечно, сильно рисковал: поймут ли его метод здесь, в колыбели системы Станиславского?
Все роли, в том числе и женские, в новом «Короле Лире» исполняют мужчины, облаченные в парадные японские одежды. Большой привет от театра Кобуки. Саму пьесу с присущим Востоку безжалостным минимализмом изрядно сократили, почти в два раза. Впрочем, оставшихся полутора часов вполне достаточно, чтобы понять (а уж принять или не принять – личное дело каждого) главную мысль режиссера: окружающий мир – огромный сумасшедший дом, а все мы – нравится нам это или нет – его обитатели.
В центре сцены в инвалидной коляске – больной, помутившийся рассудком старик. Лохмотья, бессвязные речи, безумный взгляд – ничто не говорит о былом величии короля Лира. Даже его верный шут – уже и не шут вовсе, а равнодушная стареющая, занятая своими делами медсестра (скорее всего из породы тех, что с ненавистью, а может, и вовсе без всяких эмоций сообщают пациентам, мол, я за свою зарплату из дома не выйду!). Все происходящее за полтора часа сценического времени – всего лишь горячечные видения и оскорбленные старческие воспоминания, приправленные желчью и обидой. А что еще остается дряхлому, позабытому всеми старику в ожидании стремительно приближающегося конца? Только вспоминать, проклинать, злорадствовать и скорбеть. Он одинок и всеми покинут, но ведь он правитель, пусть и бывший, а для них иного исхода не предусмотрено. Но почему-то его совсем не жалко, ведь во всех творящихся вокруг ужасах он виноват больше всех. Гонерилья (Роман Кириллов) и Регана (Дмитрий Куличков) – всего лишь чванливые дуры, выясняющие свои далекие от политики отношения. Это Лир должен был предвидеть, отдавая им «полцарства». Должен был, но не предвидел. И не заслуживает он тех страшных жертв, которые приносит ему верный и преданный граф Глостер (Сергей Колесников). Впрочем, какой с Глостера спрос? Он слеп в своем обожании короля, а раз слеп, то и настоящие глаза ему ни к чему.
Пресловутые тренинги, а также поездка в Японию в театр Судзуки не прошли для русских артистов даром. Они приняли его метод, всячески стараются ему следовать, концентрируясь, надолго замирают на сцене в немыслимых сложных позах. Ярче всех, конечно же, блещет сам безумный король – артист Анатолий Белый. Ничто в этом бесноватом не напоминает искрометного героя-любовника Шервинского из «Белой гвардии» или шутника Меркуцио из «Ромео и Джульетты» Роберта Стуруа, блестящие работы Белого прошлого сезона. Полное, волшебное, мистическое перевоплощение. И кто бы там ни говорил о Японии, без Станиславского тут явно не обошлось…
Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ
Комментарии