Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сайт “УГ” ведет расследование: апробация и работа по новым стандартам добавили школам проблем

Дата: 28 марта 2013, 14:47
Автор:

Нынешний учебный год принес большие изменения. В школах началось обучение по новым федеральным образовательным стандартам для средней ступени, пусть пока в режиме эксперимента, тем не менее, практически в каждом регионе есть школы, где не только начальные классы, но уже и пятиклассники обучаются по-новому.

Например, в Белгородской области таких школ – 31, в Воронежской – 40. Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов обещает, что в следующем учебном году к 40 прибавятся еще 20, а десять школ «войдут в эксперимент по реализации стандартов старшей школы». Планируется, что с 2015 года все школы России перейдут на обучение по новым ФГОС.

Во второй четверти мы провели свое исследование, попросив заместителей директоров нескольких воронежских школ рассказать, с какими проблемами они столкнулись, начав работать в пятых классах по новым стандартам. Оказалось, независимо от статуса школы или количества учеников, очень много похожего. Думаем, тем школам, кто намеревается вступить в эксперимент, это будет интересно.

Прежде всего, неудачно было выбрано время для проведения курсов повышения квалификации и переподготовки учителей: курсы начались в мае, когда школы готовились к окончанию учебного года и итоговой аттестации. Многие преподаватели, работающие в одиннадцатых классах и выпускающие детей, должны были их бросить и уйти на курсы, чтобы освоить новые требования для работы с пятиклассниками в следующем учебном году.

Совет от завуча: в идеале курсы лучше всего проводить и проходить в середине учебного года.

Большим помощником для учителей стали курсы в московской Академии повышения квалификации. От каждой воронежской школы, вошедшей в эксперимент, ездила команда в шесть человек – заместитель директора и основные предметники. Понравилась открытость преподавателей академии, их заинтересованность в общении, конструктивность диалога. По мнению многих учителей, в региональном ИПК этого им не доставало. Не меньше проблем было у учителей биологии и географии. По новому стандарту эти предметы начинаются с пятого класса, а не с шестого, как было раньше. Но учебники по этим предметам появились только ближе к сентябрю, а в мае, когда надо было объяснять родителям, что и где покупать, учителя ничего сказать не могли. Кстати, если раньше педагог был менее привязан к учебнику, то в соответствии с новым стандартом выпущены учебники принципиально нового типа, и чтобы правильно строить работу на уроке, надо иметь книгу на руках. Неготовность учебно-методических комплектов в начале и их недостаточность в дальнейшем – одни из главных проблем введения нового стандарта. Ведь он рассчитан на использование учебников «со шлейфом», когда к основной книге предусмотрена рабочая тетрадь на печатной основе, система тестов, заданий и упражнений, еще, возможно, и литература для внеклассного чтения, и обязательно диск – электронная версия или учебника, или дополнительный материал, с которым ученик может работать дома.

Совет от завуча: обязательно приобретите в достаточном количестве все необходимые учебники.

Еще одна проблема – использование интерактивного, мультимедийного и другого суперсовременного, «крутого» компьютерного оборудования. Это предусмотрено стандартом, и так оно должно быть. В 40 школ Воронежской области было поставлено оборудования на 4 миллиона рублей в каждую. В перечне мини-фотолаборатория, звукозаписывающая установка, мини-типография, робототехника, даже смарт-столы, реагирующие на касание. Кто научит учителя работать на этой чудо-технике? В основном этим занимаются школьные системные администраторы и учителя информатики, которые тоже до всего «доходят» самостоятельно. Никаких специальных курсов для предметников нет, больше того, начальство говорит, что учиться работать на новом оборудовании так же легко, как освоить очередную модель собственного телефона. Ведь мы для этого не записываемся на специальные курсы! Также надо и со смарт-столами, и, по всей видимости, с микроскопами за 200 тысяч… «Сама-сама-сама!» – как говорил известный персонаж Никиты Михалкова.

Совет от завуча: лучше провести одно-два занятия для учителей и объяснить им, как пользоваться новой техникой. И, если нужно, предусмотреть для нее помещение, оборудованное дополнительными средствами защиты. – Мы, школы, участвующие в пилотном проекте, – сказала Вера Зубарева, заместитель директора школы № 38 города Воронежа – сами сейчас нащупываем правильный путь. Обмениваемся опытом, мыслями и одновременно должны обучать следующие школы, которые включатся в отработку новых стандартов. Это серьезная ответственность. Мы это понимаем и стараемся хорошо выполнять свою работу. Наш разговор о проблемах перехода на новые ФГОС будет неполным, если мы не расскажем об одной из самых главных проблем, которую решают абсолютно все школы, и ни одна не может похвалиться стопроцентным успехом. Речь о внеурочной деятельности, к которой обязывает новый стандарт. Опыт школы № 3 города Строитель Яковлевского района Белгородской области показался нам интересным.

Рассказывает директор школы Татьяна Нестерова:

– В нашей школе 34 класса комплекта, в них обучаются 852 ученика. Внеурочная деятельность реализуется в 1,2,3-х (3 класс – пилотный режим) классах в начальной школе и 5-х (пилотный режим) классах основной школы. Это составляет 10 классов-комплектов начальной школы, в которых обучается 270 учеников и 3 класса-комплекта основной школы, в них 71 ученик. Организацию внеурочной деятельности мы начали с изучения интересов и потребностей детей. Провели анкетирование детей и их родителей, классные руководители свели всю информацию в таблицу, где указываются увлечение ребенка, чем бы он хотел заниматься в школе, и в каких кружках или секциях уже занимается. Выяснилось, что в школе необходимо 3,6 ставки (всего 65 часов, из них 42 – в начальной школе и 23 часа в основной) для организации внеурочных занятий по пяти основным направлениям. Наиболее приоритетным во всех классах оказалось общеинтеллектуальное и общекультурное направления деятельности. Для учащихся начальной школы организовано из внутренних ресурсов школы: Спортивно-оздоровительное направление – 1 секция – 1 группа, Духовно-нравственное направление – 1 секция – 8 групп, Общеинтеллектуальное направление – 7 секций – 13 групп, Общекультурное направление – 2 секции – 11 групп, Социальное направление – 1 секция – 6 групп. Для учащихся основной школы организовано из внутренних ресурсов школы: Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление – 1 секция – 3 группы, Духовно-нравственное направление – 2 секции – 2 группы, Общеинтеллектуальное направление – 3 секции – 6 групп, Общекультурное направление – 2 секции – 4 группы, Социальное направление – 4 секции – 5 групп. В нашем образовательном учреждении реализуется интеграционная модель внеурочной деятельности, которая опирается на использование внутреннего потенциала образовательного учреждения (единое образовательное и методическое пространство в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений), учреждений дополнительного образования города (привлечение квалифицированных специалистов системы дополнительного образования детей) через интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. Наши социальные партнеры: детская юношеская спортивная школа, районная станция юных натуралистов, дом детского творчества, детская школа искусств, районный дом культуры. Преподаватели ведут занятия по изобразительному искусству, вокалу, фортепьяно, эстрадному и спортивному танцам, по общей физической подготовке, дзю-до, спортивному ориентированию, спортивной гимнастике, по судо- и радиомоделированию. Занимаются с детьми декоративно-прикладным творчеством, общественно-полезной деятельностью и театральным искусством. В начальной школе внеурочная деятельность организуется еще и в группе продленного дня через занятия «Волшебное тесто», «Смотрю на мир глазами художника», «Подвижные игры», кукольный театр «Петрушка», «Познай себя». Учебные занятия, организуемые учреждениями дополнительного образования, проводятся как на их базе, так и в школах. Внеурочная деятельность также организуется через классное руководство, в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы (экскурсии, соревнования, Дни здоровья, общественно-полезные практики и так далее). Мы думаем, что такая модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. В среднем на каждого ученика в нашей школе приходится в начальной школе 7 часов внеурочных занятий, а в основной – 8 часов.

Разумеется, как и в любом деле, без проблем не обходится. Например, для отслеживания занятости учеников во внеурочной деятельности классному руководителю необходимо вести еще большее количество отчетной документации. Это еженедельные показатели участия каждого ученика во внеурочной деятельности. Проведение в начале учебного года опроса родителей и учеников, составление карты интересов и увлечений класса и индивидуальных карт занятости на каждого ученика. Ежемесячная информация об участии всего класса во внеурочной деятельности. По результатам опроса родителей, 65% удовлетворены работой школы по вовлечению их детей во внеурочную деятельность, однако 35% считают, что дети индивидуальны и не все в состоянии посещать много занятий (а порой и вовсе не желают посещать внеурочные занятия, так как занятия, по их мнению, «отвлекают ребёнка от учёбы», «дети устают», «некогда делать уроки»). Отсюда к концу учебного года падает посещаемость занятий, дети часто переходят из одного объединения в другое. Для организации качественных занятий по внеурочной деятельности, особенно в физкультурно-спортивном и оздоровительном направлении, в духовно-нравственном и общекультурном направлениях требуются высококвалифицированные специалисты узкого профиля (например, тренеры, хореографы). Но таких специалистов немного, поэтому число организуемых групп или недостаточно, или в группах слишком много детей, что отражается на качестве занятий. С другой стороны, если детей мало, соответственно маленькая оплата за занятие.

Говорит Галина Кащавцева, заместитель директора школы № 3:

– Еще одна тоже достаточно серьезная проблема, с которой столкнулись учителя при переходе на новые стандарты, это повышение квалификации по смежным предметам. Согласно аккредитационным требованиям по новым стандартам учителю необходимо свидетельство о повышении квалификации по каждому предмету. А у нас курсы проводятся только по одному из смежных, например, по химии курсы прошли, а по биологии нет. Это не предусмотрено. То же по физике и математике, МХК и ИЗО, по истории и основам православной культуры. А ведь когда учителя проходят курсы, они теряют в зарплате, им не доплачивают за стимулирование и классное руководство. Также теряет и образовательное учреждение, ведь приходится делать двойную оплату – платить учителю, когда он на курсах, и тому, кто его замещает. Как решить проблему повышения квалификации по смежным предметам, мы не знаем, но решать это необходимо. Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt