search
main
0

С «Технорамой» – в техносферу!

Последнее десятилетие отмечено интенсивными преобразованиями в сфере образования, в том числе они существенно затронули деятельность учреждений дополнительного образования детей. Становясь своеобразным социальным лифтом для ребенка, именно им сегодня предстоит найти такой вектор развития, который поможет не только ответить сегодняшним запросам детей и молодежи, но и немного опередить время. Как это возможно? Опыт работы Центра развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке», в который дети приходят по желанию, из интереса, подтверждает это.

Наш центр предоставляет детям и подросткам возможность раннего профессионального самоопределения, формирования инженерного мышления, углубленного изучения естественно-научных дисциплин, получения практических навыков ручного и цифрового производства. Основные образовательные направления «Технорамы»: информационные технологии, цифровое проектирование и конструирование, робототехника, 3D-визуализация и прототипирование, нанотехнологии, исследования по естественным наукам. Содержание, форма подачи материалов и оснащение нашего центра призваны мотивировать к исследовательской и творческой деятельности, в игровой, интересной форме познавать основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии и других наук. Для этого в «Технораме на Юго-Востоке» созданы интерактивный музей явлений науки и техники, естественно-научные лаборатории, лаборатории робототехники, основ электроники, многомерного моделирования и прототипирования, планетарий. В своей образовательной деятельности «Технорама на Юго-Востоке» внедряет концепцию открытого персонального образования как передового направления дополнительного образования, способствующего пробуждению мотивации к инновационному поведению.В нашем центре налажено сетевое взаимодействие с образовательными организациями по всей России в рамках деятельности экспериментальной площадки Федерального института развития образования по темам «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся в системе образования» и «Проектирование центра мотивации к познанию и техническому творчеству как формы многопрофильного учреждения дополнительного образования детей». В рамках этих экспериментальных площадок происходит как обмен новыми идеями, так и живой обмен мастер-классами, также существует международное сотрудничество со школьной научной лабораторией «Мекслаб Экперименте» Вестфальского университета города Мюнстера.Сегодня, когда организация рынка труда актуализирует необходимость разрешения молодыми людьми противоречий, имеющих социально-правовую окраску, между необходимостью поиска своего места в структуре занятости и неподготовленностью к осознанному выбору будущей профессии, именно «Техносфера дополнительного образования» становится путевкой в осознанное завтра.Как сделать?Мы, авторы этого текста, люди, влюбленные в дополнительное техническое образование, твердо уверены в том, что для половины девчонок и трех четвертей мальчишек именно оно может и должно открыть дорогу в профессиональную жизнь вовсе не потому, что все они станут технарями, и уж тем более не потому, что большинству наших современников свойственно, к сожалению, скорее технократическое, чем гуманитарное мышление, а потому, что личность человека постиндустриальной эпохи не может считаться полноценной, если в ней нет технического или технологического измерения. Но для этого прежде всего должно измениться восприятие этого образования теми, к кому оно обращено. Мы адресуемся непосредственно к детям и подросткам – к тому «живому будущему», которое уже пришло, но которому нужно помочь стать.В этом, собственно, и состоит вызов, на который мы, как нам кажется, нашли верный ответ. Своей «Техносферой дополнительного образования» мы облегчаем ребятам поиск места в структуре занятости, минимизируя степень их неподготовленности к осознанному выбору будущей профессии. Образно говоря, наша «Техносфера» выполняет роль стартовой площадки для отправления человека в его собственное завтра, именно в собственное, а не в некое умозрительно-абстрактное общечеловеческое.На чем же строится наша уверенность? На чем строится уверенность ребенка, что он попал в правильное место? Наш ответ состоит из нескольких тесно связанных частей.Во-первых, мы строим образовательный процесс не просто в соответствии с возрастными особенностями ребят (это, разумеется, само собой), а выдвигаем на первое место их персональное целеполагание, которое только и способно пробудить мотивацию к инновационному поведению. Здесь в действие вступают принципы «обучение через игру», «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания» и «лего-конструирование своего будущего».Во-вторых, мы активно и совершенно по-взрослому используем сетевые формы реализации проектов (конструкторское бюро), выполнение заказов на исследования, разработки и опытное производство для привлечения инвестиций и внебюджетных средств.В-третьих, мотивирующую среду интеллектуального развития и творчества детей и молодежи мы формируем на основе принципов STEМ-центров, FabLab, TechShop и междисциплинарного конвергентного образования.Наконец, содержание, форма подачи материалов и оснащение призваны мотивировать к исследовательской и творческой деятельности: дети познают основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии и других наук в игровой, интересной для них форме. Мы проводим массовые уникальные мероприятия – интерактивные программы «Техно-Масленица», «Научные каникулы», «Курчатовские дни», «Техно-Выпускной», «Наноелка». Иными словами, нашим юным коллегам мы обеспечиваем возможность реализовывать собственные проекты не только в рамках личных увлечений, но и для развития собственных профессиональных навыков.Кадры решают все!Педагоги, работающие в центре, острее, чем кто бы то ни было, осознают, что быть интересным для других – это огромный талант и душевный труд, особенно когда эти другие – новые поколения, которые имеют свое лицо и свои ценности. Для того чтобы быть интересными для них, важнее не вставать на цыпочки, дотягиваясь до них, а расти, развиваться вместе с ними, помогая им советом и делом, каждый раз возрождаться с новыми поколениями. Серьезно повысить конкурентность и качество реализуемых в нашем учреждении образовательных программ позволило обучение педагогов международным образовательным программам «Softline Education».Мы считаем, что необходимо тратить не менее 5% бюджета организации в год на повышение квалификации, причем не на традиционное в понимании этого слова повышение квалификации ради «корочки», а на уровень международного стандарта специалиста с прохождением независимой международной аттестации. Как нам кажется, традиционные методы мотивации молодежи уже очень слабо работают, на смену им пришли новые способы, к которым доверие у молодежи практически безгранично. Ежемесячно каждый из педагогов оставляет свой комментарий и фотографию об интересном событии, происходящем на занятиях.«Самое сильное впечатление за последние занятия – слезы на глазах у ребенка, у которого не поплыл по воде пластилиновый корабль. Конечно, через минуту мы вернули улыбку на лицо, а через 2 уже хвастали соседу, что наш корабль везет 10 гирек, но эмоции остались. Давно не работал с 1-м классом, забыл, что проигрыш в «пятнашках» может закончиться слезами…»ОснащениеОбразовательные программы и материально-техническое обеспечение нашего центра позволяют практически использовать системно-деятельностный подход Л.С.Выготского для формирования подрастающего поколения как основы нового среднего класса с множественным интеллектом, мотивированного на приобретение и развитие компетентности к изменению компетенций, научно-техническое творчество и рукомесло.В нашей образовательной организации с 2013 года запущен пилотный проект «Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования». Конвергентное обучение в учреждении направлено на формирование междисциплинарной образовательной среды. Главный результат при этом не только освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма), но и способность обучающихся применять их в решении практических задач и получении новых знаний.Педагоги, реализующие проект, при равных или неравных творческих потенциальных данных ребенка решают такие задачи, как:- формирование у обучающихся мотивации к получению естественно-научного образования;- создание основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ;- развитие проектно-исследовательских навыков учащихся, предоставление возможности участия в конференциях, фестивалях, конкурсах с возможностью демонстрации выполненных учебно-исследовательских проектов;- ориентация обучающихся выпускных классов на поступление в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.В рамках проекта учебные кабинеты центра были оснащены наиболее современным учебным и лабораторным оборудованием, предназначенным для проведения занятий, экспериментальных практикумов и полевых работ по 4 предметам – физике, химии, географии и биологии, была поставлена компьютерная техника, необходимое ПО, расходные материалы для лабораторного оборудования, мебель.Проект «Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования» уникален, так как это конкретизированный прогноз в той или иной сфере деятельности. Междисциплинарные исследования, проводимые обучающимися ЦРТиЮ «Технорама на Юго-Востоке» в области химии, физики и биологии, обеспечили гарантированный успех. Победы в выставках, фестивалях, конкурсах, получение наград, дипломов, премий – большой праздник, оценка труда педагога и автора работы.Образовательный маркетинг, или Как преподнести себяУмение внятно и ясно преподнести результаты педагогического труда – это задача, которую надо решать каждый день. «Техносфера дополнительного образования» та ниша, в которой в наших непростых социально-экономических условиях может «укрыться» ребенок от навязчивого образа, созданного его родителями, учителями, попробовать себя вновь и вновь, познать себя другого и в других предлагаемых обстоятельствах, найти, обрести себя. Не случайно часто именно педагогам удается показать, открыть и родителям, и учителям интересного и талантливого ребенка, которого они раньше не замечали, а для общества открыть инициативного, полезного работника.Мы убеждены: для того чтобы выжить, быть конкурентоспособной, современной образовательной организацией, важно доказывать свою необходимость и возможность работать на определенный результат. Для этого в учреждении должна быть создана техносфера образовательной организации, включающая актуальное учебно-методическое оснащение, научно-методическое обеспечение, системную и комплексную работу с педагогическими кадрами, умение строить необходимые механизмы обеспечения образовательного процесса на основе идеологии и особенностей образовательной организации.Нам близка метафора, принадлежащая академику РАО, заведующему кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Александру Асмолову: «Представьте круги дошкольного и школьного детства, вузовского возраста… и дополнительное образование, как стержень, насквозь пронизывает и связывает их, превращая эти уровни в единую мотивационную личностно образующую систему. Это надо понимать!» И еще одно высказывание: «Если бы в свое время к нам в школу не пришли педагоги из Дворца творчества и не позвали на увлекательные занятия «Астрономия», кто знает, кем бы я сейчас был». Кто это сказал? Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела нестационарных звезд и звездной спектроскопии Института астрономии РАН, главный редактор Общего каталога переменных звезд, сопредседатель Международной общественной организации «Астрономическое общество» Н.Н.Самусь.Вот что такое образовательная техносфера.

А.БАРЫШЕВ, директор ЦРТДиЮ «Технорама на Юго-Востоке»;М.ЮДИНА ,заместитель директора;Т.АСМОЛОВ, заместитель директора;М.ЖИРКОВА, старший методист

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте