Многие родители мечтают, чтобы ребенок научился легко говорить как на русском, так и на других языках. Знание языков всегда было преимуществом, в современном мире оно нередко становится необходимостью – особенно в профессиональной сфере. Рассказываем, когда стоит начинать изучать иностранный язык, чтобы не помешать грамотно усвоить родной.
Стоит ли оставить изучение иностранного языка на школьный период или озаботиться этим вопросом раньше? На этот вопрос, как сообщает журнал «Семья и школа», однозначного ответа нет.
Важна языковая среда
Многое зависит от психических особенностей ребенка, от того, где и с кем он проживает, каковы семейные обстоятельства. Некоторые уверены, что до 5-6 лет детям иностранный язык дается на бессознательном уровне. Например, когда няня или один из родителей говорят с малышом по-английски, с самого рождения наблюдается полное погружение. В таких условиях ребенок не будет знать правил – как в случае и с русским языком. При этом в таком возрасте малыши не боятся делать ошибки, поэтому у них нет языкового барьера – это помогает изучать язык в дальнейшем.
В возрасте до 5 лет дети отличаются хорошей памятью, они могут запоминать большой поток информации. В таких условиях иностранные слова ребенок впитывает, как губка. В этом возрасте, кроме того, формируется артикуляционный аппарат – так что хорошо усвоится произношение, звуки будут правильными.
Недостатки раннего обучения
Чтобы обучаться иностранному языку корректно, важны полное погружение и вдумчивость. Малыши запоминают слова и фразы автоматически, без понимания их значения в контексте. Дети могут путать их с родной речью.
Кроме того, существует риск неверного произношения родных звуков. У каждого языка – свой речевой аппарат. Ребенок, рано изучающий иностранный язык, рискует приобрести дефекты речи. Логопеды не советуют учить иностранный, пока малыш не научится четко произносить родные слова.
Подходящий формат
Взвесив все за и против, обратив внимание на особенности и склонности ребенка, возможно подобрать оптимальный формат. Для раннего обучения нужно учесть особенности психики малыша. Кто-то достаточно усидчив, хорошо воспринимает информацию, а кто-то пока не готов к учебе. Только к 7 годам психика ребенка становится более устойчивой, он может концентрировать внимание и сидеть на одном месте в течение урока.
Младенцы
С рождения стоит изучать язык, если семья находится в стране, где данный язык необходим для общения. Необходимость также может быть вызвана тем, что один из родственников говорит только на иностранном языке. Для этого хороши мини-группы в детском садике, где дети разговаривают на разных языках. В остальных случаях в качестве раннего развития внимание лучше уделить развитию моторики, физических навыков, эстетическому и музыкальному развитию.
Детский сад
Дошкольники лучше усваивают информацию во время игры. Так что в раннем возрасте полезны песни и стихи на иностранном языке. Можно прослушивать их несколько раз в день, придумывать танцы. Через какое-то время ребенок будет подпевать, позднее – самостоятельно исполнять песню на иностранном языке.
Психологи не советуют детям младшего возраста часто смотреть мультфильмы. Однако при соблюдении возрастных и временных ограничений возможно выбрать мультики на иностранном языке – с минимумом слов, максимумом понятных действий персонажей. Ребенок станет запоминать язык в контексте конкретной ситуации через образы.
В возрасте 3-4 лет с малышом можно начать изучать иностранный в группе – групповая форма лучше походит для детской психики. На индивидуальных занятиях ребенок может утратить желание изучать новое. Общение со сверстниками в игровом формате подходит как нельзя лучше.
Младшие классы
Младшие школьники уже имеют представление о предметах и явлениях, могут рассказать о них на родном языке. Они становятся относительно усидчивыми, могут сосредоточиться, желание получать системные знания растет. Дети становятся более дисциплинированны. В этот период иностранный язык хорошо укладывается в индивидуальную образовательную траекторию школьника.
Становятся полезными интересные учебники, обучающие видеоролики и мультфильмы, песни, развивающие и познавательные игры, сказки и рассказы, наглядный материал. Полезно проводить короткие занятия дома. Однако не следует сразу заниматься по часу, начать можно с 15-20 минут – так ребенок заинтересуется и не устанет. Для продолжения обучения ребенка нужно мотивировать – в частности, заканчивая чтение, создавайте интригу для дальнейших занятий.
Средние классы
Учащимся средней школы полезны языковые лагеря. Хорош, например, формат, в котором все дети говорят на английском языке. Быт и все действия ребенка – только на английском, при этом воспитатели – носители языка. В таких условиях сформируется среда, в которой у ребенка не останется выбора, кроме как говорить на иностранном языке. У него исчезнет страх сказать что-то не так: каждый доносит свои мысли, как умеет.
Также стоит поощрять общение ребенка с друзьями-иностранцами либо на иностранном языке вне школы. Социальные сети дают возможность общения без границ, можно смотреть обучающие видео и фильмы на иностранном языке. Компьютерные игры также могут быть на английском. Если вы путешествуете, предоставьте ребенку самостоятельно что-то заказать в ресторане, пообщаться с другими, решить какой-то вопрос. Погружение в языковую среду – наиболее эффективный способ изучать язык.
Главное – не стоит силой навязывать изучение иностранного языка. Первый негативный опыт может отбить желание изучать его в любом возрасте.
Комментарии