search
main
0

С росы вам! Кто рано встает, тому Бог подает

В первую очередь Бог дарит непоседливым, вдохновенным натурам возможность наблюдать за восходом солнца. Лучи зажигают на степном ковре, склонах гор, в рощах и лугах волшебные огоньки – новый день рождается в росистой купели. Скользнуть взглядом по этим радужным капелькам, которые обильно осыпали травы, цветы, листву деревьев, большая радость и счастье…

Слезы Богородицы

Откуда она взялась? Как попадает на землю? Вечером – водой, ночью – водой, а днем – в небеса. Многие легенды и предания отмечают неземное происхождение этой драгоценной влаги. В античной мифологии Роса, которая окропляла земные травы серебристыми бусинками, была дочерью Зевса и Луны. Богиня-дева западносемитской мифологии Тиннит считалась подательницей животворной росы. У народов майя божеством дождя и росы выступал Ицамана. Подобную функцию исполнял староиндийский Сома. В Древней Греции в июне во время праздника аррефорий чествовали Афину, которая призвана была даровать росу для посевов. Скандинавская мифологическая система описывает мировое дерево Игдрасиль, покрытое «медвяной росой», китайская – святого, бессмертного Сяня, который «вдыхал ветер», «пил росу». Покровитель лошадей в латышской мифологии Усиньш связан с медом и золотой росой. Древние армяне считали, что горы и равнины покрываются росой тогда, когда божество солнца Арэв совершает утреннее омовение. В древнекитайской мифологии после смерти первого человека Паньгу части его тела дали начало конкретным космическим явлениям, элементам рельефа. Пот, например, стал росой. В славянских сказаниях бусинки росы выступали зачастую слезами Богородицы. Южные славяне славили Додолу, которая вызывала влагу, в том числе и росу. Для додольских песен характерны моления о росистой влаге. «Додолица бога моли: Да ми, боже, ситну росу!»- пели сербы.

Символ благодати

«Без росы и трава не растет», – говорили селяне. «Заря-заряница по городу ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало, а земля схоронила», – говорится в загадке. Земля «схоронила» росу и затем пустила в корни растений. Издавна в народе роса считалась символом благодати, природных благ. Например, манна – еда, которой «сыны Израелевы» питались в пустыне 40 лет- появляется вместе с росой. Языческая мифология сберегла прадавний миф о заре, ключах, росе и меде. На рассвете заря открывает ключами небесные ворота и выпускает солнце. Оно догоняет красавицу зарю, которая убегает, и становится криницей. На землю падает «святая роса», которая оплодотворяет ее. Пчелы пьют душистую росу и приносят сладкий мед. Так рождается самое большое диво – жизнь. По даосским представлениям роса считалась напитком бессмертных. По преданиям народов Африки на холм однажды упала обильная роса и образовала источник, из которого вытек ручей. Он дал жизнь многим водам на земле, сотворил оазисы в пустынях. В ветхозаветных преданиях описаны знамения, которые даны были герою-воителю Гедеону. Сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только на расстеленную Гедеоном шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а шерсть остается сухой. Этим Яхве хотел показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству.

Юрьева купель

Особую ценность представляла так называемая юрьева роса, то есть роса, собранная в день Святого Георгия (Юрия). Ранним утром (лучше до восхода солнца) селяне «черпали росу». Для этого брались чистая скатерть и кувшин, с которыми и отправлялись на луг. Здесь скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в кувшин. В некоторых местностях юрьеву росу рекомендовалось переварить на огне, зажженном от освященной вербы. Росу также смешивали с освященной водой и этой жидкостью обрызгивали скот.

«Будь здоров, как юрьева роса!» – желали друг другу в селах и городах. И мал, и стар ходили утром босиком по росистым тропкам, умывались росой и поздравляли друг друга: «С росы вам!» Кое-где парни и девушки раздевались и катались по зеленым молодым травам, чтобы роса одарила их силой и красотой. Это овод росы боится, испуганно вскрикивая: «Утром в росе я кафтан замочу». А среди людей издавна весенняя юрьева роса считалась божьей влагой, которую Святой Георгий спускает к людям, слезами радости, которыми небесный владыка одаривает землю, пробудившуюся после зимнего сна. Девушки, что умывались этой росой, могли быть уверены – без суженых они не останутся, и морщины к старости не коснутся их лиц. «Росою, да через серебро умыться – бела будешь», – уверяли сельские знахарки. Такой же силой, как юрьева, обладала и купальская роса.

Ведьмы собирают росу

Неведомо как появляющаяся и быстро исчезающая роса обладала в народном сознании магической значимостью. С ее помощью нечистая сила производила чары, волшебные превращения, применяла в гаданиях и заклинаниях. В определенные дни можно, например, увидеть, как ведьмы утром собирают росу на лугах. Делали они это, ударяя платками по траве. Роса потом выжималась в специальные сосуды, которые выставлялись на ведьминых пирах. Иногда ведьмы полоскали в росе ткань для процеживания молока. Ткань эта впоследствии выжималась, и вместо воды из нее текло настоящее молоко, которое ведьма продавала другой нечисти. Между прочим, в народе «божьей росой» называли молоко. «За божью росу не берут денег», – говорили селяне.

От всех хворей

Суеверные люди считали росу панацеей чуть ли не от всех болезней. Майская роса, уверяли они, вдыхаемая через ноздри, излечивает головокружение. Английские знахари советовали тем, кто хотел вылечить зоб, выйти первого мая до восхода солнца к могиле последнего молодого человека, похороненного на кладбище, собрать там росу, трижды проведя рукой от изголовья к изножью могилы, а затем умыть свой зоб этой росой.

Росою с огорода смачивали бородавки. «Прокловы росы» (день Прокла отмечали в июле) считались целебными от глазных болезней, поэтому их собирали для «очного врачевания». Сельские знахари советовали больным «ломотой» шесть раз сходить на луг, в утренние зори, и каждый раз кататься на спине, три раза переворачиваясь и приговаривая: «Зорька, зорька, росистая, возьми, унеси от меня ломоту и корчу, унеси в поднебесье, от века и до века». При хронических сыпях, случалось, умывались и обтирались утренней росой прямо на улице, приговаривая: «Если с ветру пришла, иди на ветер, а с людей пристала – иди на людей». Маленьких детей при этом, как бы пугая болезнью, секли прутом по ягодицам. Не всякая, правда, роса годилась для врачевания. Опасной считалась «медная» (или «медвяная») роса, что появлялась после Иванова дня. От нее болели дети, домашние животные, сохли деревья. «Медовая роса – моровая пришла», – говорили в народе. Излечить от болезней, вызванных «медвяной» росой, могли только знахари, обладающие специальными магическими знаниями.

Шаги по росе

О многом могла рассказать обладающему тайными знаниями человеку росистая тропинка. Издавна роса была неким небесным знамением, предсказателем будущих благ или, наоборот, несчастий. По росе, выпадающей в определенные дни, предсказывали погоду, урожай, падеж скота. «На Егорья роса – будут добрые проса», – говорили в народе. «На Еремея, по ранней росе, иди на посев», – учили опытные пахари новичков. Майский Иов росы распускал. Большая роса в это время – к урожаю огурцов. «Соловей в мае запевает, когда может напиться росы с березового листа», – отмечали приметливые селяне. С Иванова дня ставили в кринках молоко под три росы – больше молока коровы дадут. В августе примечали: коли на Макриду росисто и мокро – осень будет мокрой, на Марию Магдалину сильные росы – льны будут серы и косы.

Роса – это возрождение, обновление, но в то же время – это и завершение земной жизни. «Чтоб тебя роса напоила!» – бросали в сердцах, когда желали самого худшего. День начинается с росистых тропинок, обильной росой он и заканчивается…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте