Окончание. Начало в №17.
8. Ожидаемые результаты и эффекты реализации концепцииРеализация концепции обеспечивает следующие результаты для основных благополучателей:Дети и молодежь: воспринимают сферу дополнительного образования как значимое пространство для саморазвития, самообразования и самореализации; ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее (в том числе через сеть Интернет); имеют возможность выбора программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений; имеют возможность использовать ресурсы городской среды (парки, площадки, помещения) для реализации групповой досугово-образовательной деятельности; мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования; мотивированы к участию в сложных интеллектуальных и культурных формах досуга.Устройство программ дополнительного образования обеспечивает возможность для детей и подростков пробно использовать различные виды и формы деятельности, а также обеспечивает максимальную мобильность (параллельное освоение, переход между программами) в рамках индивидуальных образовательных траекторий.Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям.Система территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом ориентирована на учет интересов детей и молодежи: создаются открытые пространства для различных форм, выделяются помещения для организации дополнительного образования, клубной деятельности, проведения мероприятий.Семьи: родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации; имеют доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста, интересов и особенностей ребенка; родители осуществляют совместно с детьми при поддержке консультантов (тьюторов) ответственное планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования; семьям с низкими доходами предоставляются различные формы поддержки в доступе к программам дополнительного образования (льготы по оплате, «индивидуальные сертификаты», компенсация родительской платы, пригласительные билеты и абонементы на программы, установка компьютерной техники и программного обеспечения и др.).Во всех сегментах дополнительного образования обеспечиваются возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.ОбществоВ общественном сознании сформирован ценностный статус сферы дополнительного образования детей, составляющими которого являются: «пространство для саморазвития и самореализации»; «механизм развития человеческого потенциала», «среда воспитания научной, культурной, инженерной и политической элиты страны», «среда предоставления равных возможностей и действующих социальных лифтов»; «среда сохранения и передачи лучших традиций образцов культуры»; «инновационная площадка, инкубатор форм образования будущего»; «сфера эффективных частных инвестиций».БизнесСфера дополнительного образования детей воспринимается представителями социально ориентированного бизнеса в качестве приоритетной области благотворительной деятельности и пожертвований.Система дополнительного образования детей рассматривается бизнесом как инструмент поиска и отбора одаренных и талантливых личностей с целью последующей подготовки уникальных инженерных, конструкторских и научных кадров в интересах передовых отраслей отечественной промышленности.Поддержка программ образования, досуга и отдыха детей сотрудников рассматривается как важное направление политики в сфере социального и кадрового развития организаций и предприятий.В результате реализации концепции будут получены следующие эффекты:Организационно-педагогические эффекты: Организационное развитие всех образовательных институтов в направлении образовательных моделей, обеспечивающих более высокую интеграцию обучения, воспитания, личностного развития и социализации. Создание новых возможностей для воспитания, личностного развития и успешной социализации за счет интенсивной социально-культурной жизни, а также эффективного использования социокультурного потенциала в образовательном процессе. Стимулирование педагогических и управленческих кадров системы дополнительного и неформального образования к повышению своего профессионального мастерства, освоению современных интерактивных образовательных технологий, развитию своих педагогических и коммуникативных компетентностей. Появление подростковых и молодежных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей.Социальные эффекты: Уменьшение рисков, связанных с социальной напряженностью, за счет сформированных в системе дополнительного и неформального образования духовно-нравственных качеств молодежи, повышения ее общекультурного уровня, толерантности и коммуникативной компетентности. Повышение удовлетворенности молодого поколения качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного и неформального образования. Обеспечение межпоколенческой солидарности, воспроизводство традиций и норм общественной жизни. Сокращение преступности среди несовершеннолетних. Снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании.Социально-экономические эффекты: Повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов образования. Дополнительная инвестиционная привлекательность страны за счет повышения уровня человеческого капитала. Повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений в федеральном и международном масштабе на основе высокого уровня образования, развития их личностных качеств и сформированных социально значимых компетенций.Приложение 1Дополнительное образование как институт взросленияТрадиционно проблематика возраста и возрастных особенностей в контексте образования понимается как проблематика готовности человека по мере взросления к социализации, усвоению культурных эталонов идентификации, ценностей и социальных норм, а также к восприятию определенных типов знаний и выполнению определенных типов действий.На всех возрастных этапах развитие личности и ее центрального компонента – ценностно-смысловой и мотивационной сферы – происходит в ходе разворачивающихся многообразных деятельностей, которые меняют не только внешнюю действительность, но и самого субъекта деятельности и систему его отношений с миром и другими людьми.Дошкольный возраст (3-6 лет)Основные психологические новообразования:- возникновение основополагающих познавательных представлений: о различии живого и неживого и способов взаимодействия с ними, о социальном мире, в котором живут и действуют разные люди со своими мыслями, желаниями, намерениями и переживаниями о себе как включенном в этот мир, действующем в нем и способном изменяться – расти и обучаться новому;- первые этические инстанции (начальные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правде и обмане);- личное осознание, внутренняя регуляция поведения (произвольность), начальные уровни интеллектуального и эмоционального предвосхищения последствий своих поступков, соподчинение мотивов;- осознанное сотрудничество со взрослыми и сверстниками;- развитие функций речи и мышления;- воображение;- сюжетно-ролевые игры;- художественное творчество (рисование, лепка и т. д.).Основные формы деятельности в контексте образования:- познание: исследование предметного мира, наблюдение и экспериментирование; освоение правил поведения в разных контекстах ближайшего социального окружения; освоение собственных физических возможностей и границ;- общение: свободное установление отношений со сверстниками, в развитой форме – формирование правил отношений;- игра: индивидуальная сюжетно-ролевая игра на основе образцов, заданных ближайшим социальным окружением; коллективная сюжетно-ролевая игра, в развитой форме – сюжетно-ролевая игра на основе конвенционально установленных правил;- творчество: конструирование реальных и воображаемых объектов, в том числе как предметов для игры; изображение реальных и воображаемых сюжетов и ситуаций;- труд: формирование установок к продуктивной деятельности и к освоению различных технологий.Возрастные задачи:- закрепление представлений о себе как об «автономном» человеке; первоначальное знакомство с миром как с пространством собственного нахождения и объектом освоения;- развитие воображения как способности творения новых образов, которых не дает непосредственное чувственное восприятие;- овладение произвольностью в сюжетно-ролевой игре и контекстно-заданных нормах поведения;- освоение принципов, адекватных возрасту форм и способов конструкторской и художественной деятельности.Образовательная задача: выстроить пространства действительно автономного от взрослых существования и действования; сформировать у ребенка первый образ «я»; сформировать принципы первоначальной систематизации знаний о мире и закрепления представлений о нем.Образовательный процесс условно разделяется на три составляющие части:- специально организованное обучение в форме занятий;- совместная взросло-детская деятельность: конструирование, совместное создание художественного продукта, игра, в которой правила удерживаются взрослым;- свободная самостоятельная деятельность детей: игра, конструирование, художественное творчество.Гармоничное сочетание этих форм позволяет педагогу, с одной стороны, осуществлять обучение детей, расширяя их представлении об окружающем мире и формируя основные навыки социального поведения, обогащая процессы их развития, а с другой – организовать для детей культурное пространство идентификации с идеалами и ценностями общества.Младший школьный возраст (7‑11 лет)Основные психологические новообразования:- интериоризация моральных норм и основы формирования осознанного отношения к ним;- развитие внутреннего плана действий, личностной рефлексии, самоконтроля и самооценки;- развитие произвольности познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти;- начальные уровни осознанного умения учиться;- овладение письменной речью;- начало освоения научных понятий;- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками для достижения общей цели.Основные формы деятельности:- познание и учение: освоение знаковых форм описания всеобщих законов и отношений; расширение горизонта окружающего мира за пределы непосредственных наблюдений; освоение способов управления вниманием и возможностями тела;- общение: принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках «общего дела»;- творчество: освоение нормы реалистического изображения (как реальных, так и воображаемых объектов, сюжетов и ситуаций); конструирование реалистических копий реальных и воображаемых объектов;- игра: игра в команде (спортивная командная игра, сюжетно-ролевая командная игра), индивидуальные соревнования;- труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.Основные возрастные задачи: развитие воображения как способности творения «понятийных конструкций» внешнего мира и представления их в знаковых системах; появление основ теоретического (рефлексивного) мышления посредством коллективного решения специально выстроенных «учебных задач» в рамках учебных предметов; овладение грамотностью, в том числе функциональной; освоение обобщенных способов действия.Основная характеристика образовательного пространства – наличие нескольких взаимодополняющих пространств: учения, тренировки, пробы, игры и места для предъявления своих достижений.Педагогический коллектив должен обеспечить свободный переход из одного пространства в другое, организуя образовательный процесс в разных урочных и внеурочных формах, в разных видах деятельности младшего школьника. Индивидуализация в начальной школе – это создание условий для реализации личного понимания, интереса и поиска средств, позволяющих его проявить, создание авторских работ (проб) на предметном материале, участие в формировании норм работы и оценивания.Основные образовательные процессы: познавательные игры; решение игровых задач, формирующих способы продуктивного взаимодействия с действительностью и разрешения проблемных ситуаций; формирование навыков «эстетического действия» («создания красоты»).Основные образовательные формы: предметные и творческие кружки и секции нового типа (игровые и моделирующие); образовательные игры и игровые пространства (в том числе открытые); творческие проекты; клубы маленьких книголюбов, кинолюбов, почемучек.Подростковый возрастОсновные психологические новообразования:- чувство взрослости, становление «я»‑концепции как интегративной системы представлений о себе;- развитие нравственного саморегулирования;- формирование зрелых форм учебной мотивации, при которой учение приобретает личностный смысл;- гипотетико-дедуктивное мышление как условие формирования научного мировоззрения;- развитие новых форм общения и придания особой значимости общению;- опыт совместного действия в сообществе сверстников и значимых взрослых, объединенных на основе совместного замысла деятельности;- опыт личностно и социально значимого решения и поступка.Основные формы деятельности:- общение: формирование групп и сообществ по интересам и реализация совместных интересов, в развитой форме – совместная социально значимая деятельность, установление статусных отношений в совместной деятельности и сообществах по интересам;- познание и учение: тематически ориентированный устойчивый познавательный интерес; освоение основных схем моделирования законов объективного мира; освоение собственной эмоциональной сферы и телесных изменений;- творчество: освоение целостного авторского действия; освоение эстетической формы как способа выражения эмоциональной сферы и отношения к действительности (в том числе через воображаемые сюжеты и ситуации); освоение нормы конструирования как моделирования свойств реальных и воображаемых объектов;- игра: игра на основе освоенных знаний о мире, в том числе игра в гендерные отношения и социальные статусы на основе присвоенных культурных образцов;- труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.Основные возрастные задачи:- развитие воображения как способности проектирования образов внешнего мира и своих действий в этом внешнем мире;- развитие способности удерживать свою позицию и точку зрения, кооперироваться с иными позициями и носителями иных точек зрения;- овладение свободой и самодеятельностью.На этой ступени необходимо создать условия, в которых возможно: двигаться в познании окружающего мира по собственной индивидуальной образовательной траектории; приобрести опыт собственной проектной работы; рассматривать свое видение мира из других позиций, что связано с выстраиванием позиционных коопераций в учебном процессе; экспериментировать с собственным действием, возможность пробовать различные учебные интересы (меняя пред-профиль своего обучения).Основные образовательные процессы: организация продуктивной внутривозрастной и межвозрастной коммуникации, а позднее – продуктивного социально-представленного «проектного» действия; формирование навыков управления собой и своими состояниями, самопозиционирования, управления микроколлективом.Основные образовательные формы: клубы по интересам; практико-ориентированные объединения как социального, так и профессионального характера; исследовательские лаборатории (практикумы); учебные социальные проекты, массовые движения, проектные сессии (в том числе, в формате интенсивных школ).Юношеский возрастОсновные новообразования:- формирование мировоззрения, устойчивая Я-концепция, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, формирование жизненных планов;- построение системы ценностей и этических принципов как ориентиров собственного поведения;- развитие гипотетико-дедуктивного мышления, теоретического мышления, метапознания (познания методов познания);- расширение диапазона общения при его одновременной индивидуализации;- готовность и способность полноценно включаться в реальные сложные проекты (исследовательские, трудовые, гражданские, бизнес-проекты и т. д.).Основные формы деятельности:- общение: включение в разновозрастные коллективы единомышленников для совместной продуктивной деятельности (исследовательской, творческой, проектной); свободное выстраивание отношений на основе общности интересов и мировоззрения;- познание и учение: оформление образа мира и образа себя в мире, представления об оптимальном укладе и жизненной стратегии;- творчество: создание метафор и сюжетов, оформляющих личные установки, мировоззрение и жизненные стратегии; конструирование моделей целостных социальных и технических систем (реальных и воображаемых);-труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.- игра: «игра всерьез», подразумевающая реальный риск (экстремальный спорт, экстремальный туризм); проживание игровых миров, имитирующих исторические и фантастические сюжеты; пробы профессиональной деятельности.Основные возрастные задачи:- развитие воображения как способности творения гипотез, проектов и программ;- овладение свободой и самодеятельностью в сфере исследований, проектирования, творчества;- овладение способностью осуществлять научную проверку гипотез и практически воплощать проекты и программы.Основные образовательные процессы: формирование картины мира; формирование культурной и социальной идентичности; ориентация в мире ценностей, жизненных стратегий, профессий; освоение статуса и самоощущения взрослого человека.Основные образовательные формы: индивидуальные и групповые познавательные и исследовательские проекты; формирование максимально разнообразной и при этом системной, целостной картины мира с необходимым обозначением собственного места и возможных траекторий в подобном мире; интенсивные образовательные погружения, моделирующие современные практики.Основное содержательное наполнение:- профессиональные пробы в режиме стажировки в основных деятельностных позициях, характерных для современных и наиболее вероятных ближайших будущих трудовых коопераций;- проекты, предполагающие реальный результат, а также преодоление реальных трудностей;- сочетание индивидуальных образовательных программ с введением в сферу профессиональной деятельности, где профессиональная сфера рассматривается по принципу организации современных технологий мышления и деятельности.Приложение 2Центры интеллектуального развития и творчества детей, подростков и молодежиПринцип организации современного музея науки и техники «научая – развлекай, развлекая – научай», способствует вовлечению детей и молодежи в мир научных открытий с его историей, проблемами и перспективами. За рубежом подобные центры (типовое название Science Museum или Музей науки) уже более 30 лет строят свои экспозиции по принципу просветительского аттракциона. Сотрудники центров в партнерстве со специалистами из других профессиональных сфер создают интерактивные инсталляции, демонстрирующие различные технические изобретения и физические законы. Широко применяются новые образовательные информационные технологии. Центры становятся образовательным пространством для занятий по физике, химии, биологии и другим научным дисциплинам, а также междисциплинарных исследований.Сегодня в условиях рыночной экономики, уменьшения внимания родителей к воспитанию и развитию детей, прогрессирующего падения мотивации детей и молодежи к познанию и творчеству, а также активной виртуализации особую актуальность приобретает создание современных центров интеллектуального развития и творчества детей и молодежи (далее – ЦИРиТ).ЦИРиТ является уникальной формой:- развития у молодого поколения (в том числе и детей с ограниченными физическими возможностями) интереса к науке, технике, образованию и культуре,- развития у них инициативности, творческого мышления, способности к нестандартным решениям,- привлечения детей и подростков к занятиям научными изысканиями и творчеством,- поддержки талантливой детей и подростков,- поддержки развития отечественной науки, кадров и производства.Создание ЦИРиТ дает возможность в интересной интерактивной форме донести до детей и подростков, школьников и студентов знания из различных областей науки, техники, культуры и искусства.ЦИРиТ позволяет обеспечить:- рост интереса у молодежи к науке, технике, передовым технологиям и инновациям;- формирование нового поколения с активной гражданской позицией (активные, любопытные, инициативные личности с развитым чувством воображения, способные принимать самостоятельные решения);- создание условий для обучения, всестороннего развития и семейного досуга;- привлекательность проекта для ответственных и зарубежных партнеров, осуществляющих инвестирование, представляющих инновационные разработки, работающих с детьми и их родителями.Разработка и реализация ЦИРиТ должна вестись с учетом следующих базовых принципов:- интерес – содержание и форма подачи материалов экспозиции, лабораторные комплексы, методики, поведение персонала и прочее должны мотивировать посетителей на исследовательскую и творческую деятельность;- инновационность – сама суть центров является инновационной, что должно поддерживаться содержанием экспозиций, сценариями работы с посетителями, наполнением и качеством предоставляемого сервиса;- доступность и демократичность – возможность нахождения в центре, использования его образовательной и развивающей компоненты не должна зависеть от достатка родителей обучающегося, построение пространства должно обеспечивать комфортное пребывание посетителей различных возрастов, интересов и способностей;- качество – все представленные экспозиции центра должны быть качественно выполнены, снабжены интуитивно понятными инструкциями и сценариями исследовательских экспериментов, обеспечены необходимыми информационными материалами и пособиями;- научность – все экспонаты должны быть направлены на развитие конкретных компетентностей, знаний или навыков посетителей, на получение конкретного результата исследований, иметь научно обоснованные сценарии проведения экспериментов.Основными посетителями ЦИРиТ будут дети дошкольного возраста, обучающиеся средних образовательных организаций, студенты, дети и подростки с ограниченными физическими возможностями, родители, а также научная и педагогическая общественность.ЦИРиТ представляет собой образовательно-развивающую площадку, на которой находятся различные объекты (сервисы).Ядро музея – это интерактивный научный центр, экспонаты которого позволяют в игровой, интересной форме познать основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии, истории и многих других наук. Интерактивный научный центр состоит из «постоянных» и «переменных» блоков (экспозиций). «Постоянные» блоки предназначены для фундаментальных наук и не меняются в течение длительного времени, напортив же, «переменные» блоки меняются каждые 1-3 месяца и представляют собой различные прикладные науки, такие как, электроника, строительство, кулинария, автомобилестроение и многие другие.Современные аудитории и актовые залы для проведения семинаров, конференций, лекций и т. д. За счет использования современных презентационных и интерактивных технологий в данных аудиториях могут проходить как серьезные научные конференции, так и творческие мероприятия для дошкольников.Технопарк позволит школьникам и студентам проявлять инициативу в создании и разработке научных проектов. Технопарк – это школа инновационного бизнеса, в которой будут выявляться и поддерживаться талантливые управленческие, инженерные и другие кадры, необходимые стране для перехода к инновационной экономике.Современный 3D (4D, 5D)-кинотеатр, в репертуаре которого научные и учебные фильмы, развивающие программы.Объекты обслуживающей инфраструктуры: гостиница, кафе, детские площадки, специализированные книжные и другие магазины и прочее.Целесообразно рассматривать организацию сети ЦИРиТ в крупных региональных центрах, учитывая особенности расположения, инфраструктуры, наличия инновационного и научного потенциала, квалифицированных кадров. Подобные проекты при поддержке государства успешно работают практически во всех западноевропейских странах, в азиатских государствах, в странах Северной и Южной Америки.Основными видами занятий (мероприятий) являются изучение животного и растительного миров, исследования в планетарии, тематические выставки, лабораторные исследования и демонстрационные эксперименты, тематические образовательные программы, шоу и зрелищные демонстрации различных закономерностей, образовательно-научные и культурные мероприятия, интерактивные игры и семинары, обмен педагогическим опытом, летние лагеря и прочее.Основными тематиками экспозиций ЦИРиТ могут являться: археология, химия, биология, математика, животный и растительный мир, искусство, медицина, космос, человеческая жизнь и т. д.Подобные центры имеют выставочные залы, галереи, библиотеку (медиатеку), специализированные лаборатории, «залы открытий», «залы технологий», обсерватории, планетарий, кинотеатр, магазин, ресторан, средства для лиц с ограниченными физическими возможностями, парк-сад и прочее.ЦИРиТ является перспективным мероприятием и, безусловно, должен быть реализован с привлечением частного капитала. Однако, учитывая социальную значимость проекта, на его создание необходимо выделение бюджетных средств. Это позволит существенно расширить круг пользователей проекта за счет меньшей стоимости посещения или ее отсутствия для дошкольников, школьников и студентов государственных вузов в организованных группах.Приложение 3Дополнительное образование как ресурс регионального развитияПозиционирование образования в целом и дополнительного образования в частности как важных факторов, инструментов и даже самостоятельных направлений социально-экономического развития и социального управления, требует точного определения их места и задач в каждом из основных типов социально-экономической и социокультурной ситуации современной России. Поскольку эти ситуации привязаны не только и не столько к экономической специализации и хозяйственно-экономическим связям регионов, сколько к типам поселений, в целом обладающим сходными характеристиками и охваченных сходными тенденциями в разных частях страны, мы строим типологию, исходя из различия между условиями и укладом жизни в разных видах и типах поселений.1. Мегаполис столичного типа (Москва, Санкт-Петербург, до некоторой степени – Екатеринбург, Казань, Новосибирск; при определенных условиях в обозримом будущем – Красноярск, Владивосток, Воронеж, Ростов-на-Дону).Особенности территории: высочайшая концентрация ресурсов всех типов; большой экономический потенциал; «переполненность» существующих рынков и одновременно возможность создавать новые типы экономически значимой деятельности и новые виды рынков; высокая мобильность населения, связанная при этом с высокой занятостью и в этом смысле малой гибкостью, а также с известной «пресыщенностью» разнообразием и неготовностью искать и создавать новые варианты какой бы то ни было деятельности.Приоритетная программа: проектно-аналитическая и одновременно компетентностная игра-квест (заведомо реализующаяся не только в ходе моделирования, но в прямом действии в существующем городском пространстве), позволяющая освоить управление наличными процессами, «конфигурирование» их в связи с собственными интересами субъекта, оформление собственных намерений и приоритетов проекта и формирование на их основе как программы деятельности в существующих, экономически обеспеченных и институционализированных сферах, так и образы новых видов и типов деятельности. Для младших возрастов стоит выстраивать формы, так или иначе обеспечивающие «пропедевтику» аналитики процессов разного типа и управления ими.2. Крупный экономический и культурный центр, обеспечивающий управление (оперирование) экономическими потоками, антропотоками, культурными процессами.Особенности территории: наличие достаточного количества ресурсов разного типа и, как следствие, достаточно развитая материально-техническая база для какой бы то ни было деятельности; высокий уровень амбиций у значительной доли населения, в том числе связанный с «равнением на столицы»; определенный разрыв между желанием реализовать объективно возможные в поселении крупные («столичные») проекты и программы и нехватки для этого тех или иных факторов (начиная с того, что важные потоки на данный момент не ориентируются на данное поселение, хотя проходят рядом, заканчивая не полной готовностью инфраструктуры или недостаточностью человеческих ресурсов); заметная степень инерции и ориентация на привычные, устоявшиеся еще в советские и даже дореволюционные годы отрасли экономики, при наличии инновационных амбиций.Приоритетная программа: система интенсивных и иных интерактивных, деятельностных и развивающих образовательных форм модульного типа, представляющих ученикам различные типы практик, сообразные их возрастам, а также, независимо от связи конкретного модуля с той или иной практикой, позволяющих освоить основные принципы региональной аналитики и организации нестандартных проектных ходов в заведомо усложненной ситуации (в частности, в ситуации недостаточных ресурсов).3. Городское поселение, обладающее минимально необходимой инфраструктурой, но не осуществляющее управления или оперирования сколько-нибудь значимыми процессами и обеспечивающее лишь административное управление прилежащей территорией (сюда могут быть отнесены как большинство районных центров, так и ряд региональных «столиц», особенно в Центральной России и в некоторых частях Сибири и Дальнего Востока).Особенности территории: ограниченность возможностей большинства жителей в связи с заведомо редуцированной экономикой и с «размеченностью», «заполненностью» пространства, характерной для любого города как такового; высокая социальная пассивность, сочетающаяся со стремлениями активного меньшинства или «все изменить», или, что чаще, переехать в другое место; предельная несамостоятельность поселения как целостности и зависимость его как от формального наделения/лишения административных функций, так и от передачи/изъятия финансово-экономических ресурсов, позволяющих фактически осуществлять данные функции.Приоритетные программы:- тренинг социальной компетентности, совмещенный с курсами гуманитарной географии, выстроенными в деятельностном и компетентностном залоге – позволяющий либо выстроить оптимальную стратегию и план собственных действий в своем городе, или наиболее выигрышно осуществить миграцию и обустройство на новом месте;- программа тренингов по самоорганизации, саморегуляции, self-менеджменту, прежде всего обеспечивающих понимание и оформление собственных интересов, а также конструктивную адаптацию к внешней ситуации;- деятельностные лаборатории, посвященные основным современным практикам, позволяющие школьникам освоить их «азы» и включиться в их реализацию на высоком стартовом уровне своих способностей и компетенций.4. Городское поселение, не осуществляющее заметного влияния на хозяйственно-экономические процессы, но представляющее собой важный культурный центр и в связи с этим обеспечивающее как воспроизводство культурного пространства, так и ряд важных антропотоков (Томск в Сибири, города Золотого кольца в Центральной России и т. п.).Особенности территории: высокая концентрация интеллектуальных ресурсов, при этом зачастую не ориентированных на какую бы то ни было целенаправленную капитализацию; достаточно хорошие условия для развития человеческого потенциала, по крайней мере в плане общекультурного уровня и кругозора значительной части населения; сравнительно незначительная материальная база для каких бы то ни было масштабных проектов; ориентация либо на традиции гуманитарных практик и «сохранение культуры», либо на включение (в большинстве случаев не управление!) в значительные потоки в качестве или реципиента ресурсов, отдающего взамен не принципиальные, но статусно привлекательные услуги, или источника установок и императивов (пока в незначительном проценте случаев).Приоритетная программа: система деловых и ролевых игр, рассчитанных на разные возрасты и, соответственно, дифференцированных по форме и конкретному предметно-практическому содержанию, позволяющих осмыслить культурный материал (прежде всего, своего города) как значимый ресурс для практической, экономически значимой деятельности; освоить способы использования этого ресурса в своих интересах (вместе со способностью оформлять и описывать эти интересы) и капитализировать его и собственную деятельность, связанную с ним.5. Моногорода.Особенности территории: высокая, а иногда почти абсолютная «определенность» хозяйственно-экономического положения и материально-финансового базиса поселения и основных процессов, происходящих в нем; абсолютная негибкость экономики поселения и невозможность переключиться в новые потоки без специально организованных проектных и управленческих действий; противоречивое состояние человеческого капитала и тем более человеческого потенциала поселения: с одной стороны, высокий уровень самосознания (в связи с прочной привязкой к определенному типу деятельности и определенному экономическому макропроцессу) и определенный, часто высокий, уровень квалификации в своем деле, с другой стороны, низкая адаптивность к изменениям и высокая степень тревожности в социально-психологическом «фоне», вызванная постоянным ощущением жителями своей зависимости от внешних, зачастую обезличенных сил.Приоритетные программы:- культурно-образовательные программы просветительского характера, создающие у детей разного возраста представления о мире как о многообразной и при этом внутренне связной системной целостности, а также задающие широкие горизонты для собственного деятельностного, культурного и ценностного самоопределения;- тренинги социальной компетентности, ориентированные, прежде всего, на управление собственными стереотипами, развитие способности включаться в новые ситуации, связи и отношения, уверенность в своих силах и возможностях, независимо от внешних изменений;- тренинги и иные интенсивные образовательные формы, обеспечивающие развитие воображения, творческих способностей, в том числе воли к реализации собственных идей.6. Деградирующие поселения городского типа.Особенности территории: низкая или нулевая включенность в какие бы то ни было экономически или социально значимые потоки, с чем связана предельно слабая материально-техническая база для каких бы то ни было начинаний, предельно низкий уровень активности и деятельностной мотивации большинства населения; низкий уровень жизни; резкая поляризация населения, в том числе молодежи, по интеллектуальному уровню, а также типу и уровню основных запросов и амбиций, с выделением в ряде случаев активного меньшинства, ориентированного на изменение либо своей личной, либо общегородской ситуации, даже без наличия сколько-нибудь значимого материально-технического базиса.Приоритетные программы:- тренинги социальной компетентности, дифференцированные по форме и конкретному практическому содержанию для всех основных возрастов, прежде всего позволяющие сформировать позитивное мировосприятие, уверенность в своих силах, способность формулировать собственные интересы и подбирать инструменты для их реализации в разных типах ситуаций;- культурно-просветительские программы, рассчитанные на детей разного возраста, прежде всего реализуемые в виде системы интенсивных образовательных модулей, деятельностных лабораторий, краткосрочных погружений модульного типа;- деятельностные лаборатории, посвященные основным современным практикам, позволяющие школьникам освоить их азы и включиться в их реализацию на высоком стартовом уровне своих способностей и компетенций;- система проектно-образовательных игр, посвященных социальному творчеству и формирующих у школьников деятельностную установку на то, что окружающее тебя пространство, его экономические и, шире, деятельностные связи могут быть трансформированы и сконструированы в связи с интересами людей.7. Поселения сельского типа, включенные в системы агропроизводства или выстраивающие такие системы, обеспечивающие высокий уровень жизни своим жителям.Особенности территории: достаточно высокий уровень жизни, как в материальном, так и в моральном, психоэмоциональном плане, при этом определенная ограниченность типов экономически значимой деятельности и возможностей использования материально-технических ресурсов (невысокая «свобода маневра», тем более реструктуризации производства); недостаточно разнообразная, особенно по меркам молодежной моды, заведомо ориентирующейся на урбанизированные пространства, культурная, досуговая и в целом деятельностная среда; высокое качество человеческого потенциала, по крайней мере, в плане прочности и определенности трудовой этики, чувства собственного достоинства, чувства ответственности за свое дело и свое жизненное пространство, в плане деловой прагматики.Приоритетные программы:- культурно-просветительские программы, рассчитанные на детей разного возраста, прежде всего реализуемые в виде краткосрочных погружений модульного типа и в виде проектных или исследовательских практикумов в «реальной» ситуации;- проектные образовательные модули (прежде всего, игры и квесты), позволяющие переосмыслить хозяйственно-экономическую деятельность родителей (и в потенциале свою собственную) с точки зрения существующих и возможных (в том числе смоделированных самими учениками) мировых стандартов хозяйствования, капитализации, обустройства жизненного пространства и культурной среды.8. Застойные или деградирующие сельские поселения.Особенности территории: низкая или нулевая включенность в какие бы то ни было экономически или социально значимые потоки, с которой связан крайне низкий уровень жизни, дополняемый объективными для сельской местности ограничениями по типам деятельности, инфраструктурным возможностям, возможностям культурного досуга; крайне низкая степень социальной и трудовой мотивации людей, крайне низкая социальная мобильность, приверженность стереотипам; крайне низкий культурный уровень; стремление большей части экономически активного населения к переезду в другие места (при этом низкий или нулевой уровень готовности что-либо менять в своем поселении, даже у экономически и социально активных жителей).Приоритетные программы:- культурно-просветительские программы, позволяющие расширить горизонты и получить материал для определения собственных перспектив и стратегий вне границ своего поселения, и притом безотносительно «мифов» о жизни в «больших городах» или «зажиточных селах», на основании рационального социально-экономического и социокультурного анализа;- тренинги социальных компетентностей;- деятельностные практикумы, позволяющие школьникам разного возраста сформировать трудовые навыки, адекватные их возрастной ситуации и позволяющие впоследствии быстро и эффективно освоить востребованные современные профессии и предполагаемые ими типы труда;- тренинги и модули, компенсирующие дефициты основного образования в поселениях данного типа, прежде всего формирующие у школьников способность к закреплению, структурированию и использованию знаний, а также учебную мотивацию.Приложение 4Описание механизма зачета программ, пройденных обучающимися в сторонних образовательных организацияхСетевое взаимодействие образовательных организаций дополнительного образования между собой и с другими образовательными организациями, прежде всего общего, а также профессионального образования предполагает возможность зачета курсов, пройденных детьми в сторонних образовательных организациях.Наличие механизма взаимозачетов создает условия для развития вариативности и индивидуализации системы дополнительного образования. Из избыточного числа различных образовательных программ дети смогут не только делать самостоятельный выбор, наиболее соответствующий их потребностям и интересам, но и экономить время и силы, особенно при прохождении программ предпрофессионального образования и профильного обучения в средней школе. Благодаря системе взаимозачетов дети приобретут возможность осваивать программы в собственном режиме. Система сетевых зачетов позволит реализовать идею более полного, всестороннего и объективного (аутентичного) оценивания образования детей, которая достигается множественностью оценки. Благодаря системе сетевых зачетов обучающиеся смогут приобрести новый социальный опыт, необходимый для более быстрой и легкой адаптации в системах профессионального обучения, где аналогичные подходы получают все большее распространение.С точки зрения управления качеством образования зачет освоения образовательных программ, а также их частей (тем, модулей) будет служить средством контроля и диагностики качества прохождения образовательных программ воспитанниками и учащимися в условиях сетевых форм организации образовательного процесса, механизмом распределения и закрепления ответственности за качество программ и их выполнение между организациями общего, профессионального и дополнительного образования.За счет введения данного механизма каждая использующая ее организация приобретет большие возможности для реализации разнообразных образовательных программ при недостатке собственных ресурсов.В зависимости от места освоения образовательных программ обучающимися и правовых отношений образовательных организаций с другими сетевыми организациями может быть два типа взаимозачетов:первый – зачет программ, предлагаемых образовательной организацией, пройденных обучающимся самостоятельно, в форме экстерната, с помощью очно-заочной или домашней форм обучения, что может быть актуально для детей-инвалидов, а также детей, проживающих на удаленных труднодоступных территориях; в данном случае зачет принимается непосредственно у самого обучающегося;второй – зачет программ, реализуемых в других образовательных организациях:- входящих в сеть, т. е имеющих договорные отношения с той организацией, которая реализует основную образовательную программу;- не включенных в сеть, т. е. самостоятельно избираемых обучающимися из числа сторонних организаций.В этом случае образовательная организация принимает программы и их результаты у других, сторонних, образовательных организаций.На предварительном этапе проведения взаимозачетов:- осуществляется оценка предложенных сторонними организациями и самими обучающимися курсов и определение принципиальной возможности проведения их зачетов по завершении освоения программ;- рассматриваются возможности засчитывания по желанию обучающихся курсов, реализуемых сетевыми и другими организациями образования вместо аутентичных, т. е. предлагаемых основной организацией, в которой обучающийся осваивает основную программу;- анализируются условия, которые имеются в сторонних организациях для проведения курсов.На основном этапе проводится промежуточная и итоговая аттестации. Необходимость в промежуточной аттестации может возникнуть в связи с желанием обучающихся изменить избранное направление получения образования или при желании завершить программу раньше установленных сроков. В функции итоговой аттестации входит установление степени полноты и качества освоения программ и обоснование решения о выдаче соответствующих документов.Приложение 5Дополнительное образование детей как сфера межведомственного, государственно-частного и социального партнерства. Механизмы консолидации и интеграции ресурсов.Институциональная структура дополнительного образования детей включает организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт, молодежная политика, социальная защита населения), собственности (государственные, муниципальные, некоммерческие и частные организации, а также индивидуальные предприниматели).Различные образовательные мероприятия и инициативы для детей реализуются также институтами науки, промышленной политики и предпринимательства, корпорациями, общественными организациями и объединениями, религиозными конфессиями, профессиональными и творческими союзами, политическими партиями, волонтерскими объединениями, энтузиастами неформальной и семейной педагогики.Такая разнообразная институциональная структура создает уникальный социальный потенциал воспитания, социализации и культурного развития личности. Эффективная реализация этого потенциала требует разработки и введения в действие комплекса механизмов, обеспечивающих интеграцию деятельности и ресурсов соответствующих институтов.Изменения в дополнительном образовании не могут быть сведены к отраслевой реформе и узковедомственным преобразованиям организаций дополнительного образования, но должны выстраивать целостную сферу дополнительного образования, формировать региональные образовательные сообщества. Выход за границы организационных структур существующей системы образования позволяет выделять новых современных субъектов образовательных процессов, открывает возможность ставить стратегические цели и принимать стратегические решения.В такой стратегии государственная образовательная политика должна стать механизмом порождения новых форм образования посредством открытых механизмов, способствующих появлению различных образовательных инициатив, делегирует сообществам возможность действовать самостоятельно в рамках выделенных приоритетов.Задача государства в рамках такой политики – определение приоритетов и развитие инфраструктуры, в рамках которых могут действовать различные субъекты развития образования, в форме программ развития.Стратегический приоритет программ развития – консолидация усилий с социальными партнерами (государственными, муниципальными, корпоративными, общественными) для создания различных конфигураций из имеющейся в их распоряжении инфраструктуры, выстраивание моделей общественно-государственного управления системой образования.Инновационным механизмом интеграции кадровых, информационных, материальных и других ресурсов самых различных институтов воспитания, социализации и культурного развития является организация их сетевого взаимодействия в рамках кластерных систем дополнительного и неформального образования. Институты, составляющие образовательный кластер на основе взаимной дополнительности, образуют горизонтальные взаимосвязи для реализации различных долгосрочных комплексных программ воспитания, социализации и культурного развития. При организации кластерной инфраструктуры базовыми институтами, как правило, являются организации дополнительного образования и соответствующие подразделения территориальных образовательных комплексов. Кластерные системы воспитания, социализации и культурного развития создаются для обеспечения их шаговой доступности и образуют кластерную сеть. Особое преимущество кластерной сети заключается в том, что она обладает уникальными возможностями непосредственного участия организаций и предприятий как потенциальных работодателей в проектировании и реализации программ и мероприятий. Это позволяет радикальным образом компенсировать разрыв, существующий между потенциальными работодателями и системой образования.Важным направлением работ является создание федеральных и региональных ресурсных центров, обладающих кадровым потенциалом, имущественным комплексом и финансовыми ресурсами, осуществляющих координацию и консолидацию материальных, финансовых, кадровых и иных ресурсов для осуществления образовательных программ, поддержки и генерации инициатив.Эффективным механизмом снижения барьеров для кооперации и интеграции является создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы, что предполагает принятие соответствующего федерального закона, определяющего порядок их создания и финансирования, направления деятельности.
Комментарии