В столичном Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени проходит «Выставка акварельного портрета П.Ф. Соколова». Первая с 2003 года персональная выставка замечательного русского акварелиста Петра Федоровича Соколова собрала в музее около 70 произведений автора, иные из которых неизвестны широкой публике. В собрание включены портреты из частных коллекций. Хронологический порядок экспозиции выявляет творческую эволюцию выдающегося мастера.
Наследие художника, хранящееся в лучших музеях страны, весьма велико. Еще множество работ приписывается Соколову ошибочно: его акварели имели большое количество подражателей и копиистов. Изумительная техника и тонкая манера письма всегда вызывали заслуженное восхищение. Внимание к внешним деталям и глубокое проникновение в суть характеров моделей, психологизм и искренний интерес к личности портретируемого сделали Петра Федоровича одним из лучших живописцев пушкинской эпохи – времени, когда общество пристально вглядывалось в прошлое великого государства, оценивая события 1812 года, итоги выступления декабристов, расцвет культуры и искусства.
Московский художник учился в Академии по классу исторической живописи у блестящих мастеров Алексея Егорова и Василия Шебуева. Ему не удалось продолжить образование в Италии, хотя Соколов дважды участвовал в конкурсе на пенсионерскую поездку, но его талант сполна раскрылся на родине.
Его портреты очень быстро снискали ему славу среди столичного бомонда, особой популярностью пользовались свадебные работы: «…Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным». Он воспел эстетику времени, запечатлев на полотнах цвет отечественной культуры: Пушкина, Вяземского, Жуковского, Веневитинова, блистательных генералов, знаменитых светских красавиц, членов императорской фамилии.
Творчество Соколова можно разделить на несколько этапов. 1810-е – период становления художника, отмеченный стремлением отказаться от академического робкого письма. Интимность и камерность характеризуют карандашные портреты той поры, словно мастер бросает беглый взгляд на модель, чтобы затем перенести на бумагу свои впечатления.
Портреты начала 1820-х исполнены в акварельной технике, в которой Соколов достиг наибольших высот. Прозрачные, будто светящиеся изнутри лица выражают целую гамму чувств и мыслей. Утонченность работ, часто изображающих портретируемых погрудно или оплечно, сближают графику Петра Федоровича с миниатюрами, выполненными на эмалях. От акварелей этого времени остается впечатление маленькой драгоценности.
Слава Соколова неуклонно растет, чему способствуют заказы двора, хотя император Николай I не жаловал художника. Тем не менее, на сеансы к нему были очереди.
В 1940-х его техника достигает совершенства. Мягкий нежный цвет, гармония композиции, изящество и верность рисунка, романтичный взгляд на модель придавали портретам живописца живость, естественность, грацию.
Главное, что поражает на выставке в Музее Тропинина, – чистота исполнения и удивительное мастерство. В двух уютных залах портреты размещены столь удачно, что кажется, будто герои этих работ с удобством расположились в маленьких комнатах, беседуя между собой и с посетителями. Роскошные дамы с причудливыми прическами и в великолепных платьях соседствуют с бравыми офицерами – представителями разных родов войск: щеголеватыми кирасирами, элегантными кавалергардами. Рядом – властители дум той поры: Василий Жуковский, чей портрет Соколов писал не единожды, Александр Пушкин, смело и иронично глядящий с литографии на нас, сегодняшних. Умиляют детские головки, трогательно и серьезно склоненные к плечу, и кто узнает в застенчивом мальчике будущего великого князя?
Сангина, мел, итальянский карандаш, прозрачная акварель – материалы, которыми мастер владел виртуозно. Как писал его сын: «С замечательной смелостью правдивый тон лица, платья, кружева аксессуара или фона ложился сразу, почти в полную силу и детализировался смешанными, преимущественно сероватыми тонами, с замечательною прелестью и вкусом, так что ход кисти, ея удары, спускание краски на нет, оставались на виду, не мешая полной законченности всех частей. От этого в работах его никогда не было заметно никакой замученности и труда; все выходило свежо, легко и вместе с тем, рельефно и эффектно в красках». Художник очень точно передавал фактуру ткани, подмечал тающий румянец на щеке, изображал световые эффекты. Обширная экспозиция Музея Тропинина демонстрирует мастерство Петра Федоровича Соколова в полном блеске.
Выставка продлится до 3 декабря.
Фото с сайта artpoisk.info
и artchive.ru
Комментарии