search
main
0

С пониманием дела

Как известно, в большинство вузов сегодня выпускников принимают по результатам ЕГЭ. Есть, правда, образовательные организации, которым дано право проводить собственные дополнительные творческие испытания. Но периодически возникает вопрос: а что мешает сделать то же самое и в педагогических вузах, учитывая их специфику? Ведь если говорят, что учитель должен быть и актером, и психологом, и оратором, то неплохо бы проверить, насколько он ко всему этому предрасположен.

Конечно, будущему учителю очень важно знать много чего помимо своего предмета. Собственно, этот момент раньше был учтен на приемных экзаменах. Сегодня у нас есть ЕГЭ – обязательные и по выбору. Но лично мне не совсем понятно, для чего всем, кто решил поступать в педвуз, нужно непременно сдавать обществознание. Я считаю, что русский язык и математику надо, безусловно, знать всем. Плюс тот предмет, который ты собираешься преподавать. Это обязательно. А вот дальше…

Не надо заставлять абитуриента рассказывать о том, что он всю жизнь мечтал работать с детьми и грезит об этом во сне и наяву. Мы все прекрасно знаем, что, как только мы введем нечто подобное, в Интернете тут же появится масса рекомендаций «Как убедить комиссию, что вы действительно достойны быть педагогом», притом что на самом деле вы можете быть ярым детоненавистником. По той же причине вряд ли стоит надеяться на то, что ситуацию прояснит какое-нибудь мотивационное письмо или эссе, в котором вы излагаете, почему выбрали именно педвуз и эту специальность.

А вот что бы я действительно ввел, так это проверку коммуникативных компетенций – насколько человек способен понимать устную и письменную информацию, а также насколько грамотно, доступно и внятно он может что-либо объяснить другим. Это крайне важно, потому что без данных навыков человек просто не сможет ни учиться сам, ни тем более учить других.

В принципе тут мы выходим на тему модных сегодня четырех «к» – критического мышления, креативности, коммуникативности и командной работы. Но при всей важности этих понятий именно коммуникативность я ставлю на первое место. Ведь если человек не понимает других и не может выразить свою мысль так, чтобы другие поняли его, то все остальное теряет смысл. Это не учитель, совершенно очевидно.

Были предложения дополнить ЕГЭ испытаниями коммуникативных способностей, были разработаны даже специальные тесты, позволяющие все это оценить. И говорили, что подобное тестирование хорошо бы совместить не только со знанием школьных предметов, но и с решением конкретных жизненных ситуаций. Например, объяснить ребенку, как добраться до библиотеки, как воспользоваться принтером, и т. п. Но в результате пришли к выводу, что пока не стоит умножать сущности сверх необходимого. Не нужно усложнять и без того непростую жизнь учителей, преподавателей и абитуриентов. Вдруг это отпугнет людей от педвузов? Поэтому реализацию идеи отложили до лучших времен.

Но, если в стране сложилась ситуация, что в педвузы готовы брать кого угодно, потому что налицо недобор, это само по себе говорит о падении престижа педагогической профессии. И чтобы поднять его, нужно повышать зарплаты не на словах, а на деле и параллельно работать над тем, чтобы учитель перестал быть бесправным существом, которое перед всеми в долгу и всегда во всем виновато. Тогда дополнительные испытания при поступлении в педвуз будут восприняты в обществе с пониманием.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте