search
main
0

С помощью дистанционных технологий. Предлагает давать образование призванным в армию представитель в Совете Федерации от Народного Собрания Республики Ингушетия Василий ЛИХАЧЕВ

Василий Лихачев родился 5 января 1952 г. в Горьком (Нижний Новгород). Образование высшее юридическое. После окончания Казанского государственного университета занимался научной и преподавательской деятельностью. С 1988 по 1990 г. – заведующий отделом Татарского обкома КПСС. В 1990-1991 гг. председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан. В 1991-1995 гг. – вице-президент Республики Татарстан. С 1995 г. – председатель Государственного совета Республики Татарстан. В 1996 г. избран заместителем председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В 1998 – 2003 гг. – постоянный представитель России при европейских сообществах в Брюсселе. В 2004 г. избран представителем в Совете Федерации от Народного Собрания Республики Ингушетия. Член Комитета Совета Федерации по международным делам, Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, академик Академии гуманитарных наук. Академик международной академии информатизации. Автор более 100 научных работ по вопросам государственного строительства и международного права.

В период реформирования и становления гражданского общества в России вопросы армии и образования получили неожиданно новое звучание. Точек соприкосновения оказалось сразу несколько. Я имею в виду эффективное усиление процесса реформ как в армии, так и в образовании при взаимном сочетании интересов.

В Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по нашему обращению проводится углубленное изучение инновационного подхода к повышению привлекательности военной службы через образование.

Когда из восемнадцати тысяч уволенных в запас юношей только один становится студентом, то это прямой путь к интеллектуальной деградации российского общества в целом. И армия не должна стать тому причиной. Наоборот, есть пути ее привлечения к наращиванию интеллектуальной мощи России в тесной связи с повышением обороноспособности.

Национальный комитет интеллектуальных ресурсов России под руководством председателя Совета Федерации С. Миронова и президента РАЕН О. Кузнецова, занимаясь этой проблемой, особо обращает внимание на образование людей военных как основную кузницу интеллектуального потенциала нации. Думается, что инновационный подход включения процесса образования (дистанционная информационно-коммуникационная форма) в армейский быт станет тем крайне необходимым звеном в стратегии непрерывного образования российской молодежи, который необходим для пополнения интеллектуальных ресурсов. Боеспособность и технологичность армии и флота от этого только выиграют, не говоря уже о повышении привлекательности срочной службы для молодежи.

Сегодня в Татарстане довольно успешно разворачивается работа по подготовке локально-регионального эксперимента по программе «Армейские студенты». Высокий уровень контроля обеспечивается самим президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым.

Вопрос интеллектуального десанта в армейские части Приволжско-Уральского военного округа профессорско-преподавательского состава ведущих вузов Татарстана с помощью дистанционной технологии образования обсуждался советом ректоров вузов столицы Татарстана в начале ноября 2004 г. Рассматривалась возможность создания внедренческого центра инновационных образовательных технологий высших и средних специальных учебных заведений Татарстана в условиях армейской службы для призывников республики. Военный комиссариат республики предоставил в распоряжение руководства Татарстана глубоко обоснованный материал, вскрывающий социальные факторы уклонения граждан от призыва на военную службу. Так был найден путь повышения привлекательности службы для молодежи через образование.

Общественно значимый эффект бюджетной поддержки образования российских граждан в условиях армейской службы весьма важен и с политической точки зрения. Так может произойти своего рода «разминирование» думских и президентских выборов 2007-2008 гг. от заложенного «фугаса» – проекта закона об отмене отсрочки на период обучения, который ограничивает конституционное право россиян на образование. Одновременно реализуется веяние XXI века – непрерывность образования в течение всей жизни современного человека. А ведь это сейчас крайне необходимо с позиций возрождения интеллектуальной мощи России.

Компенсация «утечки мозгов» требует определенных усилий и со стороны армейского бюджета на гражданское образование срочнослужащих. Министерство образования и науки РФ свой первый шаг сделало – с 2005 года финансирование разработок моделей образовательной подготовки в условиях армейской службы запланировано в федеральной программе развития образования.

Новое поколение высшего командования российских Вооруженных Сил в лице начальника Генерального штаба генерал-полковника Юрия Балуевского с пониманием и глубокой заинтересованностью отнеслось к проекту повышения престижа срочной службы для молодежи. К решению задачи напрямую подключено Главное управление воспитательной работы и Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Кардинальные решения могут быть приняты в ближайшее время. К этому готовы и профильные оборонные комитеты как Государственной Думы, так и Совета Федерации. Проект дополнений к Закону РФ «О воинской обязанности и военной службе» у них практически в боевой готовности – подготовлен к широкому обсуждению. И он весьма далек от мысли отменить отсрочку для образования.

Приведу только одну выдержку: «Статью 5 – «Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту» дополнить частью 3 следующего содержания: «В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на получение образования, усиления социальной защиты военнослужащих срочной службы, поднятия престижности воинской службы для молодежи, а также в целях увеличения пополняемости мобилизационных ресурсов и минимизации уклонений от призыва на срочную службу, – предоставить военнослужащим срочной службы возможность за время службы поступления в государственное, муниципальное и имеющее государственную аккредитацию негосударственное образовательное учреждение высшего (среднего) профессионального образования, и обучения на начальных курсах с помощью дистанционных технологий». В этом проекте заложен принцип, не несущий конфронтации интересов высшей школы и армии. С государственных позиций крен в любую сторону в настоящее время крайне нежелателен. А путь решения, кажется, найден.

Пусть на этот счет выскажутся сторонники и оппоненты предлагаемого решения.

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте