Какие педагоги приехали вместе с детьми? В большинстве своем они всесторонне образованны, демократичны в общении друг с другом, ребятами, обладают широким взглядом на мир, ощущают себя личностями. Много раз бывавшие на семинарах самого высокого уровня, собравшиеся в поселке Московский учителя тем не менее с удовольствием занимались и здесь, потому что знали: преподаватели, тренеры и на этот раз преподнесут им немало нового, любопытного. Они дискутировали, обменивались опытом, знакомились с новыми технологиями.
Ирина Ахметова, вице-президент Ассоциации “За гражданское образование”, организовала работу четырех групп по программе “Новые перспективы”. Сначала Ирина Федоровна предложила поговорить о формах и методах преподавания прав ребенка, трудностях, с которыми встречаются педагоги.
Я побывала на занятиях группы, которую вел кандидат исторических наук Андрей Иоффе.
Андрей: Можно ли в школе изучать права ребенка, если в ней нет своей конституции, парламента, уполномоченного по правам человека?
Елена Шитикова, Североморск: Образование и уклад школы взаимосвязаны. Одно без другого невозможно. Мы в своей гимназии создали клуб “Олимп” – это объединение интеллектуалов. Учителя входят в него только на правах советника. Все остальное организуют ребята, так они привыкают к самостоятельности, учатся общению, толерантности.
Андрей: Если в школе не преподают право, то каким образом учителя находят выход?
Елена Шитикова: В младших классах дети изучают книгу “Ваши права” Е. Шабельника на уроках чтения. Мы в нашей гимназии считаем приоритетной программу “Гражданин”. Информационным полем у нас являются все предметы. Все учителя выделили в своих курсах гражданский аспект, гражданские ценности – навыки и понятия, исходя из специфики своего предмета. Мы нашли гибкий механизм и определили, на каких уроках, какие понятия можно изучать. Дети охотно включаются в такие беседы. И тогда получается целостная система гражданского образования, хотя граждановедение как предмет у нас не преподается. В средних классах используем курс “Путешествие юного гражданина”.
Люция Петрова, Красноярск: Нужно усилить преподавание прав ребенка. Демократически настроенных учителей в этом убеждать не надо, а вот администраторов необходимо. Те курсы, те проекты, которые реализуются, должны вестись за счет регионального компонента. Компонента самой школы.
Без создания демократического уклада в школе все окажется пустой фразой. То зерно, которое мы заронили благодаря проекту “Гражданин”, нашло свое отражение в Красноярске. Что произошло? Изменились взаимоотношения на уровне ученик – учитель, ученик – ученик. Это стало идеологией школы в целом. Мы можем влиять на формирование образовательной политики.
Андрей: В школе Александра Тубельского одновременно есть и то, и другое: граждановедение и уклад. Он считает, что нужно начинать с предмета.
Галина Романова, Самарская область: В моей гимназии почти одновременно с началом преподавания граждановедения мы разработали права ребенка, права родителей, учителей. Всех перевели на основу правовых отношений. Однако значительная часть педагогов остается на авторитарных позициях. Знания они дают, но духа демократических отношений нет. И тем самым мы калечим детей.
Николай Коваленко, Брянск: В школе не все зависит от директора, потому что сам директор зависит от руководителей районного отдела образования. Нам нужна новая педагогика, новая технология, нужна новая культура взаимоотношений. Демократию навязывать нельзя, ею можно только проникнуться, принять как необходимость.
У меня школой управляют дети. Есть парламент, детские организации: “светлячки”, “радуга”. Администрация роно удивляется, как это в мое отсутствие школа успешно работает. Это происходит потому, что и учителя, и ребята умеют действовать самостоятельно и ответственно. Я никогда на них не давлю.
Андрей: Чтобы уклад школьной жизни не был формальным, нужен дух демократии, понимание ценностей, ценности свободы, ценности прав человека.
Анна Борисенко, Волгоград: Мы закончили работать по проекту – изменение школьной среды, где признается приоритет личности. С помощью этой теории мы хотим изменить менталитет проверяющих. Пусть они посмотрят роль каждой школы в развитии личности.
Ирина Якимович, Брянск: Важны изменения не только во взаимоотношениях учитель – ученик, но учитель – родитель, ученик – родитель.
Лидия Король, Ростов-на-Дону: Если проанализировать весь наш путь гражданского образования за десять лет, то получится, что за это время сделано немало. Важно только не потерять этот опыт и продвигаться вперед.
Андрей: Чем выше ранг руководителя органа образования, тем меньше он имеет представление о гражданском образовании. Концепция по граждановедению должна создаваться при широком обсуждении, а не в отрыве от тех, кто его преподает.
Затем начались представления пособий. По существу, это были презентации учебных книг, которые создали учителя, получившие грант от фонда “Новые перспективы”. Сами авторы рассказывали о том, как создавались учебные книги, в чем их особенность, как можно их использовать на уроках, классных часах, в работе с родителями.
Назову лишь несколько таких пособий: это “Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению”, разработанный авторской группой из Брянска – Николаем Коваленко, Кириллом Комаровым, Ириной Чуйковой, Ириной Якимович; “Азбука прав человека”, написанная учителем г. Одинцова Ольгой Стельмаченко; “Ваши права” (альбом и программно-методические материалы к урокам граждановедения), автор Ирина Дружкина, учитель начальных классов г. Тамбова; “Путеводитель по Конвенции о правах ребенка” доктора педагогических наук Зиновия Шнекендорфа; “Закон там, где я учусь”, автор – учитель математики Алла Земялкова из Ростова-на-Дону; “Права ребенка” Галины Смирновой и Татьяны Ивановой; четыре пособия Юрия Макаренко из Астрахани, в том числе “Законы, по которым живем”.
Представляя свой проект, Николай Коваленко, директор брянской школы N 34, подчеркнул: методика гражданского форума актуальна тем, что в ней учитываются многие мнения, аргументы “за” и аргументы “против”. Учитель не давит на ученика. Методика форума – это заострение проблемы. В диалоге с детьми голос их может быть не услышан, потому что не всегда мы даем ребенку возможность высказаться. А в нашей методике реализуется право ребенка быть услышанным, обосновать свою точку зрения.
Ольга Стельмаченко: Конвенция по правам ребенка написана довольно сложно для понимания малышей. И вот я постаралась вместе с детьми построить уроки по такому важному документу так, чтобы они стали доступны младшим школьникам. Сказки, придуманные моими учениками, показывают, как они понимают права человека.
Ирина Дружкина, учитель граждановедения, г. Тамбов: В нашей школе мы решили создать систему непрерывного гражданского образования. Один час кружковой работы в неделю в начальных классах используем для граждановедения. Я охотно участвовала в конкурсе, объявленном фондом “Новые перспективы”, с удовольствием работала над своим пособием, которое называется “Ваши права”.
Участники семинара пришли к выводу, что все учителя работают по одной проблеме – права ребенка, но каждый видит ее по-своему и по-своему преподает. Все четыре группы пришли к единому выводу, что не может существовать отдельно гражданско-правовое образование от уклада школьной жизни.
По отзывам самих учителей, они немало нового и полезного для себя узнали на семинаре “Актуальные проблемы России: социальные проекты в школе”, который вели руководитель Самарского регионального центра гражданского образования Владимир Пахомов и директор школы N 34 Николай Коваленко.
Очень серьезной и плодотворной была работа педагогов (опять же по их высказываниям) на конференции-семинаре “Гражданское образование: проблемы и решения”. Ведущие – кандидат педагогических наук Наталия Воскресенская и кандидат исторических наук Андрей Иоффе. Среди проблем было отмечено отсутствие стандартов, федерального компонента, поддержки науки и представителей властей. Было предложено образовать творческую инициативную группу, которая приняла бы участие в разработке стандартов.
В последний день учителя, занимаясь в семи группах, всесторонне проанализировали международную программу “Учиться демократии, чтобы жить в демократическом государстве”. Они предложили свои поправки, замечания, рекомендации по совершенствованию документа, который можно использовать как на уроках, так и при подготовке учителей граждановедения.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, открывая олимпиаду, предложил создать при Министерстве образования РФ ученический совет, который помогал бы министру учитывать мнение самих школьников о проводимых реформах. В день закрытия олимпиады стало известно, что Владимир Михайлович Филиппов воспринял эту идею положительно.
Наши дети сегодня хотят не только знать, что происходит в стране, во всех сферах ее жизни, но и активно влиять на многие ситуации, изменяя их в лучшую сторону. Недаром они изучают гражданские дисциплины, участвуют в больших и малых социальных проектах, все это им помогает взрослеть, осознавая себя полноценными личностями. И на извечный вопрос, который задают отцы, глядя на своих детей, – будут ли они достойными их преемниками, можно ответить положительно: да, на них можно положиться, они, во всяком случае многие из них, станут достойными и ответственными гражданами своего Отечества.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии