В столице открылся новый театральный сезон. Понятно, что поскольку он совпадает с 200-летием со дня рождения великого Пушкина, то едва ли не каждый театр города покажет свою пушкинскую премьеру, а кто-то, быть может, восстановит или подаст в новых редакциях свои уже давние пушкинские спектакли, справедливо или несправедливо ушедшие из репертуара. С них мне и хочется начать свой обзор.
О чем приходится жалеть? Прежде всего о “Сказках Пушкина” в РАМТе, о том, что нет сейчас в репертуаре Музыкального академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко двух прекрасно сделанных режиссером Михаилом Дотлибовым спектаклей “Моцарт и Сальери” и “Алеко”. Восстановить их при желании совсем нетрудно, тем более что они, так сказать, малонаселенные, хор в “Моцарте и Сальери” может быть дан за сценой, как и в “Алеко”, а актерские работы, особенно Николая Гуторовича в партии Моцарта и Льва Болдина в партии Старого цыгана, а также Вячеслава Свистова в роли Сальери – это золотой фонд нашей современной русской оперы.
Есть наряду с хорошими работами спектакль, который не хотелось бы видеть на сцене в Пушкинский юбилей. Это – вот ирония судьбы! – “Дубровский” в Драматическом театре имени А.С.Пушкина. Спектакль в дурном смысле пижонский, на сцене больше года, но лучше не становится; самому Владимиру Дубровскому там места нет. Спектакль получился о Троекурове, которого блестяще играет приглашенный на роль из Малого театра Валерий Баринов, а все, что касается собственно Дубровского, – скучный и безвкусный балаган.
Но в том же Театре имени А. Пушкина второй сезон идет интересный спектакль (на сцене недавно открытого филиала) по “Повестям Белкина” в постановке главного режиссера театра Ю. Еремина. Это – первые пушкинские ласточки, пусть одна дурная, зато другая – очень добрая. А впереди – масса премьер. Прежде чем мы станем говорить о премьерах, я назову несколько спектаклей, украшающих сегодня афишу города. В пяти театрах по-разному и очень любопытно поставлен “Евгений Онегин”: в Большом (наименее удачно), в “Новой опере” Е. Колобова (спорно и ярко!), в “Геликон-опере” (наиболее интересно), в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (классическая мемориальная постановка самого К.С.Станиславского), в Музыкальном детском театре имени Н.И.Сац (специальная редакция для подростков). Более всего пушкинские спектакли мы встречаем на музыкальных сценах: “Сказка о царе Салтане” – в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (постановщик А. Титель), в Детском музыкальном театре “Экспромт” (постановка Ж. Тертерян); “Золотым петушком” уже не первый год радует Большой театр, который, кстати сказать, “грозится” вновь играть “Пиковую даму”, которую пока успешно показывают станиславцы и “Геликон”, а в драматическом театре – вахтанговцы в постановке Петра Фоменко.
“Каменный гость” время от времени появляется на сцене Большого театра. “Капитанская дочка”, очень по-новому и смело решенная Юрием Ереминым в Российском академическом молодежном театре, постоянно собирает восторженные аншлаги. Большой театр восстановил “Бориса Годунова”, введя на партию Василия Шуйского новую молодую звезду – тенора Михаила Агафонова, а Евгений Колобов в “Новой опере” только что показал премьеру “Годунова”. Несколько лет назад он уже поражал москвичей своим дерзким обращением к этому спектаклю в редакции Д.Д.Шостаковича, но спектакль не удержался, так как Колобов расстался тогда со станиславцами по причине серьезного творческого конфликта (впрочем, в результате этого конфликта и родилась “Новая опера”. Нет худа без добра!)…
Короче, сейчас мы так или иначе подошли к вопросу о премьерах. Но… Не станем, повторю, активно заниматься анонсами. О каждой значительной премьере мы непременно будем писать отдельно. Вероятно, следующая беседа – о “Борисе Годунове” Евгения Колобова…
Наталья ЛАГИНА
Комментарии