Вот и в России тема детской одаренности стала направлением педагогической науки. За рубежом по этой тематике уже давно пишутся монографии, работают целые институты. Количество концепций детской одаренности растет с каждым днем. По одним оценкам вундеркиндов 3 процента, по другим – 30, по третьим – одарен каждый, только сумей найти «кнопку». В Омске есть свой, интересный опыт работы с юными талантами, который наводит на определенные выводы.
Так, Омская областная детская общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск» ставит перед собой именно задачи выявления, поддержки и развития способных ребят. «Поиск» возник в 1968 году по инициативе научной общественности Омска. Основной объединяющей идеей на протяжении всех сорока пяти лет существования НОУ является интерес подростков и молодежи к получению знаний. В основу положено то, что развитие интеллектуального потенциала, углубленное изучение наук, умное и содержательное общение подростков друг с другом и со старшими – естественные объективные потребности молодого организма. Как показывает опыт, эти потребности порой могут не осознаваться самим ребенком, но они в нем заложена природой. Живя в социуме, мы зависим от окружающей обстановки. Развиваются только те задатки, которые востребованы средой. Если ум ребенка вдруг «зацепится», например, за тему влияния атмосферного давления и влажности воздуха на изменение погоды и никто не поддержит с ним разговор, то заинтересованность его пропадет втуне.
Одно из основных наших направлений – научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми. С 1998 года совместно с региональным Министерством образования с периодичностью раз в два года мы проводим областную педагогическую конференцию «Вопросы работы с одаренными детьми». С 1978 года организуем ежегодные летние и зимние школы. В 2001 году инициировали областной Турнир интеллектуальных игр. На участие в турнире нынешнего года явилось 200 команд старшеклассников – более тысячи человек! И это доказывает, что общественная организация может адекватно и содержательно реагировать на интеллектуальные и образовательные потребности региона. Обязательная часть работы НОУ «Поиск» – проведение ежегодной областной научно-практической конференции школьников, в которой участвуют около 2 тысяч школьников области. Для экспертизы работ, проведения заседаний и секций привлекаются ученые, преподаватели ведущих вузов. У учителей есть возможность получить рекомендации по написанию работы, ведению научного руководства.
Но я заметил, что школьные учителя нередко уклоняются от необходимости адекватно реагировать на своих нестандартных учеников. «Штучная работа» стала выгоднее. Во всех смыслах – и времени отнимает меньше, и прибавку к зарплате дает больше. Сейчас в состав омского НОУ входит менее 10 тысяч школьников области, с которыми сотрудничают по 19 научным направлениям 700 научных деятелей Сибири. А когда–то «ноушат» было за 15 тысяч. В 28 сельских районах области существовали филиалы НОУ.
Возникает ощущение, что из школы уходит жизнь – замученные низкими зарплатами, затретированные бесконечными отчетами, школьные педагоги не стремятся помогать детям развивать интеллектуальные способности. Главное, чтобы ЕГЭ сдали. А единый госэкзамен – это всего лишь технология, которая не отвечает за развитие интеллекта.
На мой взгляд, учителям вообще нужно забыть термин «одаренный ребенок». Одарены все, на мой взгляд. Для учителя важно наличие в ученике двух качеств: он должен чего-то хотеть и хоть что-то мочь. При этом не так важно, какие у ученика оценки. Он может быть слишком завязан на что-то одно, и то, что ему неинтересно, он игнорирует. Просто с гениальными – их мало, они сразу заметны. А вот для поддержки и развития способных и талантливых детей необходимо, чтобы была создана система. Должны быть построены рельсы, на которые ребенок, который хочет знать и уметь больше, мог бы встать.
К ЕГЭ, как и к поступлению в вузы, преподаватели НОУ тоже готовят, поскольку репетиторство считают узаконенным мошенничеством. Педагоги вузов общаются с детьми и на расстоянии, и на выездных сессиях, и через школьных учителей, для которых издают бесплатные методические пособия. Стоят такие курсы всего-то около тысячи рублей в год, в десятки раз дешевле коммерческих. Но если пять лет назад в 32 сельских райцентрах ученых ждали по тысяче учеников, то теперь такие выезды – явление редкое. Бригада профессоров и доцентов может ехать в район, если там набирается хотя бы 50 учеников – чтобы, по крайней мере, оплатить дорогу.
Но дети просто не знают, что у них есть такая возможность! Учителям не нужна лишняя работа, а районным отделам – морока: рассылать информационные письма, искать помещение, организовывать транспорт. Если бы распоряжение дало Омской областное Министерство образования, дело бы пошло – система всю жизнь держалась на указаниях сверху. Но… федеральная программа «Одаренные дети» кончилась. Пока требовались отчеты по ней, чиновники рекомендовали выдающиеся работы к вручению премии областного правительства, а в прошлом году у них не дошли руки даже до того, чтобы подписать грамоты лучшим по итогам конференции. На 44-м году жизни НОУ «Поиск» из соучредителей областной конференции школьников даже исчезло региональное Министерство образования. К счастью, появились Омский научный центр Сибирского отделения РАН и Омское отделение Российского географического общества – ученые понимают, что нужно готовить смену.
А ведь прослеживалась четкая закономерность активности школ в зависимости от степени включенности в сотрудничество с НОУ «Поиск». Школа, район, начав работать в проекте, неизбежно включались в активную работу по всем остальным направлениям. Административные органы старались создать интеллектуальную инфраструктуру в районе, провоцирующую «творческое беспокойство» в педагогической среде.
Теперь детское научное общество держится на редких «творчески беспокойных» энтузиастах – педагогах, завроно, ученых, которым «за державу обидно». Но без поддержки начальства трудно. Нужно как-то платить минимальную ставку постоянным сотрудникам, среди которых 130 кандидатов и докторов наук, выдавать хотя бы командировочные приезжим светилам. Надо печатать программу, оплачивать работу экспертов, содержать сайт, издавать методички. Увы, с появлением новых антимонопольных законов кончилась финансовая помощь Министерства образования Омской области, хоть и небольшая. Пришлось переложить ее на школьников. Но не все из них могут найти даже минимальный вступительный взнос – 300 рублей. А вдруг среди безденежных Ломоносов, Менделеев или Капица? К счастью, помещения для школьников омские вузы предоставляют бесплатно, а с затратами на летнюю школу для ребят в рамках детского оздоровления помогает областное Министерство молодежной политики.
Недавно у нас назначен новый министр образования области – Сергей Алексеев, бывший учитель, хороший управленец и просто трезвомыслящий человек. Выяснилось, что он с уважением относится к нашей работе, планирует нас поддерживать, и, может быть, региональный Минобраз опять войдет в состав учредителей НОУ.
Проблемы, конечно, не только у Омской области. В стране не просматривается стройная система образования, причем даже не одаренных детей, а просто грамотных. Нет государственной политики, при которой учителям хотелось бы с удовольствием работать, а детям с тем же удовольствием получать знания. Государство может хотеть или не хотеть интеллектуального развития общества, но не иметь концепции по этому поводу не имеет права. Именно по уровню системы образования мир оценивает уровень развития государства. Сегодня мы теряем то, что было наработано педагогами 30-50 лет назад. Пока еще в образовательных общественных объединениях удается сохранить структурный, методологический, кадровый потенциал общества. Основанные на общечеловеческих ценностях, они стали нишей, в которой общество как бы консервирует в революционные периоды свои наработки – не только знания, но и общественные нормы, ценности, ориентиры.
Штучная работа в школе с отдельными замечательно способными детьми не поможет сформировать интеллектуальную среду, в которой нуждается страна, – не хватит педагогов на всех и на все. Они могут, постоянно наблюдая за детьми, замечать в них интерес, искры одаренности. Но стать для ребенка соисследователем, постоянно и ненавязчиво подталкивая вперед, может не каждый – не из-за отсутствия таланта, а из-за массы других забот. Нужны общественные движения, которые помогали бы реализовывать эту внутреннюю потребность школьника в развитии. И такие общества объективно нуждаются в поддержке государства, если оно надеется остаться высокообразованной державой.
Об авторе: Руслан Юрьевич Симанчев, председатель совета кураторов областного научного общества учащихся НОУ «Поиск», кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой комплексных систем защиты информации Омского государственного университета.
Фото Татьяны Ефлаевой
Комментарии