search
main
0

С низкоскоростным Интернетом далеко не уедешь. И это только одна беда сельской глубинки

13 апреля в московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошли слушания Комиссии Общественной палаты по развитию образования, посвященные положению сельских школ и учителей. В них приняли участие директора и учителя сельских школ России, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Денисов, члены Общественной палаты Любовь Духанина и Надежда Школкина.

– Возможно ли реализовать президентскую инициативу «Наша новая школа», если село-то умирает? Молодежь на селе оказывается невостребованной.

Отвечая на учительский вопрос, прозвучавший из зала, Валентин Денисов подтвердил, что действительно, сегодня даже при некотором росте сельхозпроизводства количество рабочих мест на селе сокращается. «За двадцать последних лет мы утратили в России порядка 18 тысяч сел и деревень. Многое делается государством в плане поддержки агропромышленного комплекса, но совершенно недостаточно в плане решения социальных проблем на селе. У нас существует Федеральная целевая программа социального развития села до 2012 года. Но в прошлом году, когда грянул кризис, она была секвестрирована на 50 процентов, примерно на 10 миллиардов рублей». Сельским школам нужно рассчитывать на собственные силы, активность и оптимизм.

На вопрос о том, можно ли компенсировать отсутствие учителя с помощью дистантных уроков, цифровых образовательных ресурсов учителя заметили, что это возможно в Москве, а не на селе, потому что техническое обеспечение Интернета не таково, как о том заявляют. Низкоскоростной Интернет не дает возможности в интерактивном онлайн-режиме осуществлять дистантное обучение. Улучшение качества Интернета – одна из задач на будущее. Так же как и придание федерального статуса программе «Школьное молоко», которая помогла бы решить несколько задач одновременно – от укрепления здоровья до помощи производителям молока в его реализации на рынке. Другая тема, столь же важная и непростая для решения, – педагогические кадры для села. Настанет время, чего доброго, школы будут закрывать не потому, что детей нет, а потому, что нет учителей.

Любовь Духанина, заместитель председателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты Российской Федерации, отвечает на этот вопрос так:

– По статистике, из всех выпускников педагогических вузов задерживаются в школе, по разным оценкам, от пяти до семи процентов. Государство не получает ту отдачу, которую хотело бы. Министерство понимает необходимость создания дополнительных социальных условий для учителей сельской местности. Обсуждается вопрос льгот. Но для любого законопроекта должно быть экономическое обоснование. Оно-то именно и порождает дискуссии. Мы говорим о необходимости введения дополнительных грантов для тех учителей, которые только приезжают на село. Здесь другой вопрос: почему поощряем молодого учителя и не поощряем заслуженного? 122-й Федеральный закон возложил ответственность за реализацию образовательной политики на местную власть. Но не во всех субъектах Федерации хорошая экономическая ситуация. Возникла ситуация неравных возможностей для людей педагогического труда.

– Мы говорим о том, что у каждого ребенка должна быть своя образовательная программа и в старшей школе он должен четко понимать, гуманитарий ли он, физик или лирик, – говорят учителя. – Однако ЕГЭ по математике сдает вся страна в обязательном порядке. С русским языком все понятно, он государственный. Так не лучше ли оставить один государственный экзамен, а остальные сделать по выбору?

Любовь Духанина:

– В рамках работы Комиссии по ЕГЭ при президенте Общественная палата внесла предложение об изменении ЕГЭ по математике. Пока договорились о том, чтобы математика как экзамен была в двух вариантах. Один самый простой, а второй профильный, для тех, кто собирается поступать в вузы, где требуется математика. Но все эти процессы идут медленно. Вряд ли математика как экзамен будет снята вообще. Что касается индивидуализации, вы абсолютно правы. Сейчас утверждены стандарты начальной школы. Я считаю достижением, что в них появилась позиция «Наличие индивидуальной образовательной траектории». Мы также попытались проработать механизм, который может это обеспечить, и вложили в стандарт 10 дополнительных часов на школьный компонент. Мы помним, что больше двух все равно санитарная норма не позволит. Но одни дети смогут выбрать одно, другие – другое. Сообразно стандарту рассчитывается норматив. Мы предполагаем, что он будет пересчитан и повышен. Пожалуйста, следите за этим на местах. Более сложно идет обсуждение стандарта средней и старшей школы.

…Старшая школа – это профильное обучение. Оно в сельской школе возможно в условиях сетевого взаимодействия. По мнению некоторых учителей, на селе должна формироваться окружная профильная школа, которая, имея специалистов, сможет обучать детей по индивидуальному профильному плану. Малокомплектная школа должна остаться, хотя там, где уже сложилась критическая ситуация, ее останется только «оптимизировать». Но если мы хотим, чтобы сельский ученик был успешным, мы должны предоставить ему возможности, аналогичные городским, это значит выводить его на индивидуальный учебный план на третьей ступени. Другое дело – сельские дороги, вечная российская беда еще со времен Гоголя. Одно и то же расстояние до той же окружной школы может потребовать разного времени и сил.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте