search
main
0

С нами Интернационал. Солидарность дорогого стоит

В 1993 году, как только был создан Интернационал образования, российский профсоюз решил вступить в новую организацию, чтобы влиться в международное учительское движение. Однако у западных коллег были свои сомнения и опасения на этот счет – сказывались стереотипы времен холодной войны. Но в конце концов лед недоверия удалось сломать. В 1995 году профсоюз был принят в Интернационал образования, и не последнюю роль в этом сыграл Фред ван Люэн, который активно поддерживал вступление российского профсоюза в международное сообщество. Именно за поддержку и солидарность удостоен премии имени Владимира Яковлева генеральный секретарь Интернационала, который в самые тяжелые времена помогал профсоюзу бороться за права и интересы учительства.

Досье «УГ»Учитель социальных наук Фред ван Люэн был активистом, а затем руководителем региональной организации Всеобщего профсоюза работников Нидерландов. В 80-х – начале 90-х годов – генеральный секретарь Международной федерации свободных учительских профсоюзов. С момента создания Интернационала образования в 1993 году – генеральный секретарь ИО.Главные задачи Интернационала: признание общественного (государственного) образования основой развития общества; должное государственное финансирование образования; поощрение образовательных реформ в целях адаптирования школьных систем к изменяющейся реальности, обеспечение качества образования для всех учащихся; разработка и реализация специальных программ в сферах образования, вызывающих озабоченность общества.Штаб-квартира Интернационала находится в Брюсселе, в Международном доме профсоюзов. Региональные бюро – в Гондурасе, Коста-Рике, Малайзии, Сент-Люсии, Таиланде, Того, Уругвае.Всемирный конгресс Интернационала проходит раз в 3 года. На нем избирается исполнительный комитет: президент, 4 вице-президента, генеральный секретарь и 10 региональных членов – по два от каждого региона.

Во второй половине 90-х годов, как известно, в стране сложилась кризисная ситуация. Работникам образования месяцами задерживали зарплату. Многочисленные обращения к правительству, как и массовые акции протеста педагогов, к кардинальным изменениям не приводили.

В 1996 году благодаря совместным усилиям с Интернационалом профсоюз (единственный в стране!) добился рассмотрения жалобы на российское правительство в Международной организации труда. На международных конференциях труда в 1997-м, 1998-м и 1999 годах правительству в присутствии делегаций более чем из 150 стран пришлось отчитываться о принимаемых мерах.

Интернационал образования со своей стороны продолжал следить за ситуацией. Он поддержал все без исключения массовые акции, которые проводил профсоюз. А на Втором Всемирном конгрессе Интернационала, проходившем с 25 по 30 июля 1998 года в Вашингтоне, была приняла специальная резолюция, в которой делегаты потребовали от российского правительства быстрейшего преодоления кризиса.

В 2000 году наметились тревожные тенденции в политике российского правительства, готовились решения о приватизации образовательных учреждений, изменении организационно-правовых форм. В феврале 2001 года по инициативе профсоюза в 88 регионах прошла акция в защиту государственной системы образования, которая привлекла внимание широкой общественности не только в России, но и за рубежом. Владимир Яковлев обратился за поддержкой в Интернационал образования. И помощь не заставила себя ждать:

«Кремль, Москва

Президенту РФ Владимиру Путину

Уважаемый господин Путин!

Интернационал образования – крупнейшая международная конфедерация профсоюзов работников образования, в которую входит 303 организации из 156 стран и территорий с общей численностью более 24 миллионов человек. Профсоюз работников народного образования и науки России – одна из них.

27 февраля 2001 года профсоюз провел Всероссийский день действий в защиту государственного образования с тем, чтобы выразить протест против ухудшающихся условий труда учителей. Как Вы, очевидно, знаете, месячный заработок опытного российского учителя составляет лишь 48 процентов официального прожиточного уровня в вашей стране.

Среди требований российских учителей: полная выплата задолженности по заработной плате, дополнительное повышение заработной платы на 50 процентов в течение 2001 года, сохранение порядка выплаты пенсии по выслуге лет до принятия новых положений и последнее, но, наверное, наиболее важное – восстановление ответственности государства за выплату заработной платы работникам образования в регионах.

Интернационал образования выражает полную солидарность со всеми требованиями российских коллег. Мы заявляем о праве детей всего мира на качественное образование, предоставляемое государством. Подобное качественное образование может быть обеспечено только квалифицированными учителями, работающими в условиях, которые соответствуют важности их вклада в будущее наших детей.

Я надеюсь, что требования профсоюза будут услышаны…».

Надежды оказались не напрасными. 29 августа 2001 года Государственный совет при Президенте РФ рассмотрел вопрос развития образования в России и одобрил предложения профсоюза по восстановлению ответственности государства за положение школы. К сожалению, реализованы эти предложения были только в 2003 году, когда президент подписал знаменитый «закон Яковлева».

В 2004 году был принят 122-й закон, резко сокративший государственные гарантии в области образования. Профсоюз проводит Всероссийскую акцию протеста. Владимира Яковлева уже нет с нами, но Интернационал образования по-прежнему готов поддержать его профсоюз:

Интернационал образования разочарован тем, что процесс социального диалога между профсоюзами и правительством не срабатывает из-за очевидного отсутствия стремления к нему со стороны правительства…

Российский профсоюз считает, что переложение финансовой ответственности за образование на уровень регионов только усугубит существующее положение и приведет к созданию многоуровневой системы образования, качество которой будет зависеть от конкретной местности, где живут дети. Уровень заработной платы преподавателей будет меняться в зависимости от регионов, и наиболее бедные из них будут не в состоянии содержать достойную систему образования.

Эффективный социальный диалог явился основанием социального и экономического развития многих европейских государств. Он – стержень развития Европейского союза. Успешное социальное партнерство во многих странах принесло огромные блага всем участвующим в нем сторонам…

Интернационал образования хотел бы выразить полную поддержку российским профсоюзам в их действиях по развитию социального диалога и по улучшению системы образования, оплаты и условий труда преподаватей».

Такие же письма Фред ван Люэн направил председателю Правительства РФ, спикеру Государственной Думы. Поддержка Интернационала помогла российскому профсоюзу выиграть последовательную борьбу за возобновление диалога с правительством – Трехсторонняя комиссия заработала, переговоры начались.

В 2004 году после трагедии в Беслане Интернационал образования и его генеральный секретарь стали инициаторами создания международного благотворительного фонда. Его цель – оказание помощи семьям пострадавших и погибших педагогов, в том числе содействие в получении образования их детям. Фред ван Люэн стремится сделать все, чтобы это было образование, которое учителя мечтали дать своим детям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте