Первым в списке лучших фильмов 2017 года я назвала бы «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Не по дате выхода, а потому, что он действительно самый сильный из всего, что создал наш кинематограф в уходящем году.
«Нелюбовь»
История вроде бы банальная: вполне приличная пара супругов – обеспеченных, с устоявшимся бытом в собственной квартире в одном из спальных районов Москвы и даже – с живописным видом из окна на не застроенную пока по берегам речушку, собираются разводиться. Оба на стороне имеют свои потенциальные «половинки»: он – глубоко беременную юную подругу, смотрящую на него снизу вверх преданно-трогательным взглядом, она – солидного, сдержанного и состоятельного кавалера, обитающего в просторном доме со стильными дизайнерскими интерьерами. И все, вроде бы, хорошо. Оба, кажется, влюблены и вполне счастливы с новыми партнерами.
Постоянно звучащие то из телевизора, то по радио новости о скором конце света по календарю майя, о противостояниях на Украине – лишь далекий шумовой фон, их жизни не касающийся. Но что-то точит обоих, доводя до скандалов и страшных по безотчетной ярости обвинений, когда, распаляясь, своими откровениями колют друг друга как можно больней. А жертвой становится их двенадцатилетний сын, нечаянно подслушавший очередной ночной скандал, где главной темой была его судьба и перепалка, кто из родителей обязан взвалить на себя эту обузу – его воспитание. Утром мальчик уходит, чтобы исчезнуть навсегда. И его исчезновение оказывается страшным ударом и для матери, и для отца, ибо, только потеряв это хрупкое существо, с молчаливой гордостью сносившее незаслуженные обиды, оскорбительные подзатыльники, они осознают, что потеряли, видимо, самое дорогое, самое бесценное, что имели. Проходит время. Острота потери уже не так ощутима. Оба состоят в новом браке, к которому так стремились. У него – веселый и очаровательный кроха-сын, у нее – заботливый тактичный муж и его дом с безукоризненными, стерильными и лишенными уюта интерьерами. Но счастья – нет. Холод и пустота. И механическое выполнение того, что положено по статусу. В финале – значимый кадр: надев толстовку с надписью «Россия», героиня выходит на широкую веранду, где установлен тренажер – беговая дорожка. Включает, начинает сосредоточенно шагать, сначала медленно, затем – все быстрей и быстрей, глядя перед собой невидящими глазами. И эта сосредоточенность, эта устремленность бега на месте – одна из самых ярких, самых пронзительных метафор фильма о жизни, лишенной смысла, лишенной каких бы то ни было чувств.
Тема, навеянная, по признанию режиссера-постановщика Андрея Звягинцева, фильмом Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни», стилизуя поэтические метафоры великого шведа, по атмосфере – куда страшнее в своей безысходной безнадежности. Из плоскости социально-бытового конфликта он выводит сюжет на уровень метафизической драмы и глубокого философского размышления. Если добавить, что исполнители главных ролей – Алексей Розин, Марьяна Спивак, Андрис Кейш, Марина Васильева, Алексей Фатеев и самый юный исполнитель – Матвей Новиков составили безукоризненный актерский ансамбль, то включение фильма в шорт-лист на премию «Оскар», на мой взгляд, вполне справедливо и заслуженно.
«Ван Гог. С любовью, Винсент»
Работа над этим фильмом собрала команду в сто двадцать художников и длилась больше двух лет. Почему? Уж очень необычный синтез задумали воплотить постановщики – Дорота Кобела из Польши и ее британский коллега Хью Велчман: в полном метре объединить игру живых актеров и анимацию. И не то, чтобы подобных опытов никогда не было (вспомним ту же «Мэри Поппинс» с неподражаемой Джулии Эндрюс с мультяшными зверями и отрисованными фонами, да и многое другое, что создавалось на студии Уолта Диснея), но, кажется, впервые – «взрослый» фильм о жизни и смерти великого художника с образным строем, словно пропущенным через сетчатку Винсента Ван Гога, фантастическим миром, увиденным его глазами. Обычные пейзажи, которым воображение гения придало ту невероятную космичность и полноту, ту звонкость и яркость палитры, ту постоянную будоражащую динамику, что составляет особенность произведений великого творца, оживают в фильме, а люди предстают такими, какими он их запечатлел. И этот визуальный ряд составляет главное, на мой взгляд, своеобразие этого завораживающего байопика.
Да и сюжет – это целое приключение, точка отсчета которого – последнее письмо Винсента любимому брату Тео, которое он не успел отправить. Адресата ищет сын его друга, встречаясь с людьми, близкими художнику, свидетелями фрагментов его жизни и рассказывающих о них Арману Рулену. Тео, столь близкий брату, словно составлял с ним единое целое, умер вскоре после его гибели. И поиск того, кому отдать письмо, превращается в настоящее приключение, ставящее под вопрос общеизвестную причину гибели Ван Гога: а было ли самоубийство? Может, все-таки, убийство? Но смерть – желанная, которую он, чувствуя свою неприкаянность, свое глубокое одиночество в мире, полном людей, жаждал, взяв на себя вину убийц. Ведь не случайно за всю свою творческую жизнь, длившуюся всего-то восемь лет, Ван Гогу, неустанно работавшему с безудержной страстью, удалось продать всего одну картину из тысячи, им написанных.
В конце концов, герой находит адресата. Но самое удивительное, что и режиссеры фильма в процессе работы над съемками поняли, что нашли друг друга, свою любовь, заключив не только творческий, но и супружеский союз.
Фото с сайта okultureno.ru и film.ru
Комментарии