«Если с другом вышел в путь – веселей дорога!» Помните песню Владимира Шаинского на стихи Михаила Танича? Это и про Мурзилку тоже. Намеренно не беру это имя в кавычки, потому что в данном контексте Мурзилка – веселое пушистое существо, несущее детям радость. Лохматое, улыбчивое существо в красном берете, лихо переброшенном через плечо шарфом, с репортерским фотоаппаратом на шее всегда ровесник своих читателей. А вот журналу «Мурзилка» исполнилось 95 лет. Журнал – прапрапрадедушка того, в честь кого назван. Так бывает. Без малого 35 лет журнал возглавляет Татьяна АНДРОСЕНКО. Получается, двойной юбилей…
– Татьяна Филипповна, «Мурзилке» 95 лет. Сменились как минимум с десяток поколений читателей журнала. Не только дети, но и многие дедушки и бабушки, папы и мамы забыли, как зарождался журнал. Кто придумал образ Мурзилки? Кто его первый художник?
– Мурзилка – существо сказочное. С ним и происходили невероятные приключения и превращения. Сто лет назад Мурзилка был озорным лесным человечком, жившим в царстве эльфов-невидимок. Таким – в цилиндре и с тросточкой – изобразил его американский художник комиксов Палмер Кокс. На этого персонажа обратила внимание русская писательница Анна Хвольсен и к готовым рисункам Кокса стала придумывать свои истории, имевшие большой успех у читателей детского журнала начала прошлого века «Задушевное слово».
Когда в 1924 году при тогдашней «Рабочей газете» появился журнал для детей, популярность крошки Мурзилки натолкнула создателей на мысль – дать изданию его имя. Получил это имя и герой журнала – сказочное существо, которое сначала часто появлялось на страницах журнала, а потом исчезло.
Таким, каким мы знаем его сейчас – желтеньким, пушистым, в берете, с красным шарфиком и с фотоаппаратом, – Мурзилка вышел из-под кисти замечательного художника Аминадава Каневского в 1937 году. Таким мы видим его и сегодня на страницах журнала. Такого Мурзилку знают и любят дети. Художники журнала рисуют его по-разному, ведь у каждого свое видение образа, делая Мурзилку современником сегодняшних детей. В мире нет ни одного другого детского журнала, который бы издавался так долго. Даже в годы Великой Отечественной войны журнал приходил к своим читателям. В 2012 году «Мурзилка» занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Журнал задумывался как литературно-художественное издание для младших школьников. Меняются времена, меняется читатель. Вместе с ними меняется и журнал. Появились отдельные приложения: «Самоделка», «Настольная игра», «Картинная галерея», «Раскраска», кроссворды… Но неизменно в журнале остаются хорошая детская литература и прекрасные рисунки.
В «Мурзилке» начинали свое творчество многие знаменитые писатели и художники. Всех не перечислишь. Назову некоторых из них: А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский, С.Михалков, Б.Заходер, Э.Успенский, Ю.Коваль… В нем работали и работают такие художники, как К.Ротов, А.Каневский, А.Брей, Л.Бруни, А.Ермолаев, Ю.Пименов, В.Сутеев, Ю.Васнецов, В.Чижиков…
Вы сейчас редко найдете издания, где художники рисуют «вживую», в основном используется компьютерная графика. А у нас каждую иллюстрацию от руки рисует художник и приносит нам оригинал.
– Сейчас в России выходят десятки детских журналов, но «Мурзилка» остается самым солидным и узнаваемым брендом. Какую нишу занимает журнал в этом ряду? У «Мурзилки» есть свой преданный читатель?
– Да. В газетных киосках много различных детских журналов. К сожалению, многие отечественные детские брендовые журналы закрываются один за другим, что очень грустно, но плодятся переводные издания, переполнившие рынок. Что мы видим? Откроет ребенок такой журнал со страшными, но яркими картинками, получит свое («У-у-х» и «А-а-х») – и все. Завтра к этому журналу не возвращается.
А «Мурзилка» – образец прекрасного литературного слова, публикатор хороших и добрых рассказов, исторических ссылок, биографий, иллюстраций, игр… Мы даем целые развороты с рассказами о художниках и иллюстрациями их картин. Все это развивает чувство прекрасного, воспитывает художественный вкус маленького читателя, да и их родителей тоже. Не говорю уже об огромном количестве развивающих игр и заданий, которые ребята выполняют сами, в кругу семьи или с друзьями.
С «Мурзилкой» не соскучишься. Многие издания могут позавидовать нашим преданным и умным читателям, которые отдают предпочтение нашему журналу. «Мурзилка» – лидер подписки-2019 среди детских журналов.
– В чем изюминка вашего журнала? Что в «Мурзилке» такого, чего нет в других детских журналах?
– Многие взрослые и дети не верят, что «Мурзилке» 95 лет. Распалась великая страна. Исчезли одни детские организации, появились другие. Сменились духовные ценности. А «Мурзилка» живет и верен себе! Безо всяких разнарядок «сверху». Секрет очень прост – журнал нравится детям. Нравится потому, что «Мурзилка» не просто журнал, где много красивых картинок, качественных стихов и рассказов, остроумных загадок… «Мурзилка» – друг, с которым можно пошептаться по душам, посекретничать, попросить совета, рассказать свою собственную историю.
Наш журнал идет в ногу со временем. Мы понимаем, что интересы детей меняются. То, что было, как сейчас говорят, «в бренде» десять 10 лет назад, может абсолютно не тронуть современного ребенка. В то же время мы не изменяем высоким духовным ценностям, всему лучшему, что заложено классиками отечественной детской литературы. Для детей всех поколений «Мурзилка» всегда свой, потому что он говорит с детьми на их языке. А как персонаж Мурзилка одного возраста с нашими читателями. Он живет их интересами, их переживаниями. В своей главной сути дети всегда остаются детьми.
Мы любим нашего читателя, и он отвечает нам взаимностью. В этом, пожалуй, и есть наша изюминка.
– Взрослые издания, чтобы держаться на плаву, зачастую не брезгуют никакой рекламой. Детский журнал не может позволить себе рекламу в общепринятом понимании этого коммерческого хода. Кто помогает «Мурзилке»?
– Если честно, рекламодатели к нам не спешат. Хотя, может быть, зря. Ведь достучаться до родителей можно и через детей. Единственное, что нам удается иногда, – это найти предприятия, выпускающие товары для детей, пригласить их поучаствовать в наших совместных конкурсах для читателей, выступить спонсорами призов для победителей.
Бывает, благородные меценаты, заинтересованные в качественном воспитании подрастающего поколения, обращают внимание на наш журнал. Мы очень им благодарны. С их помощью нам удалось выпустить уникальные книги. Например, вместе с издательством ТриМАГ мы выпустили книгу-альбом «Художники «Мурзилки». 1924‑2013» (это издание получило награду «Книга года-2013»). Издали восемь томов книги «Архив Мурзилки». В восьмитомнике собраны лучшие образцы детской литературы, напечатанные в журнале с 1924 по 2019 год. Эти книги стали событием в культурной жизни России.
Неплохо бы обратить внимание и на главного героя журнала – забавного Мурзилку. Российское телевидение заселили страшные персонажи из западных мультфильмов. Очень хотелось бы, чтобы создатели мультфильмов, писатели, издатели чаще обращались к отечественным персонажам, к родным сказочным героям, в том числе и к Мурзилке как талисману детства многих поколений нашей страны.
– Татьяна Филипповна, пресловутый Интернет… Он «Мурзилке» конкурент?
– Мы стараемся из конкурента сделать помощника. В 2005 году для детей и взрослых мы создали познавательно-развлекательный сайт журнала www.murzilka.org. Его посетители знакомятся с содержанием свежих номеров журнала, участвуют в конкурсах, разгадывают кроссворды, играют в различные игры. Дети могут напрямую пообщаться с писателями, художниками, психологами. Сайт содержит блок информации для родителей, воспитателей, педагогов. У начинающих авторов есть возможность поделиться своими творческими идеями, обсудить темы публикаций, получить от профессионалов рецензии на собственные произведения.
Редакция оцифровала свой богатый архив. Посетители сайта могут ознакомиться с выпусками «Мурзилки» разных лет, начиная с 1924 года до сегодняшнего дня. Владельцы планшетных компьютеров и телефонов могут подписаться на электронную версию свежего номера журнала. На страницах «Мурзилки» публикуются раскраски, которые можно «оживить» с использованием специального приложения с технологией 3D. Ребенок, только что раскрашивавший обыкновенную раскраску, получает образ героя в движении, со звуком и в объемном изображении.
Глупо игнорировать Интернет или бороться с ним. Интернет – часть современной жизни. Интернет и печатные детские издания давно и успешно существуют параллельно, дополняя друг друга. Но приоритет в формировании общей культуры и культуры слова, грамотности письма и речи, бесспорно, принадлежит бумажным изданиям, книге.
– Знаю, что публикации «Мурзилки» охотно используют в своей работе учителя начальной школы. Особенно в российской глубинке…
– Да. И это приятно. Редакция получает много писем от учителей и родителей, в которых они благодарят наш коллектив за то, что журнал стал другом и помощником в их работе, полезным дополнением к внеклассному чтению.
Публикации журнала используют учителя истории, рисования, труда, математики… Наши рубрики «Мой любимый писатель» и «Мой любимый художник» помогают учителям начальных классов проводить тематические утренники. Не везде, особенно в сельской местности, можно найти качественный фотоматериал и репродукции, биографические данные того или иного художника или писателя, а наш журнал помогает оформить целые альбомы и школьные выставки.
Мы сотрудничаем с авторами учебников для начальной школы, прислушиваемся к их рекомендациям. Психологи ведут на сайте «Мурзилки» и в бумажной версии журнала свои рубрики, отвечают на вопросы детей и их родителей. К слову, у многих авторов журнала педагогическое образование.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить министра просвещения России Ольгу Юрьевну Васильеву за теплые слова в адрес коллектива редакции, детских писателей, художников, которые она прислала в связи с 95‑летним юбилеем журнала.
– Татьяна Филипповна, вы по образованию тоже педагог. Кто был вашим первым учителем?
– Да, я по первому образованию педагог. Первой моей учительницей была Анастасия Дмитриевна Горобец. Замечательный педагог, очень красивая женщина. Я была прилежной ученицей, но иногда и у меня случались неудачи. Анастасия Дмитриевна жила недалеко от нас. Вечерами я прислушивалась к шагам за окном – не идет ли она пожаловаться на меня моим родителям. Но этого никогда не случалось. Анастасия Дмитриевна серьезно говорила только со мной, надеясь на мою ответственность.
Татьяна Филипповна Андросенко – генеральный директор и главный редактор журнала «Мурзилка». Член Союза писателей России. Член Союза журналистов Москвы. Лауреат премии имени А.Чехова. Член совета по детской литературе Международного сообщества писательских союзов. Заслуженный работник культуры. Почетный работник общего образования России.
Родилась 2 апреля 1946 года в городе Улан-Цирик, Монголия. Окончила факультет русского языка и литературы Сумского государственного педагогического института имени А.С.Макаренко и Академию общественных наук при Центральном комитете КПСС.
Комментарии