search
main
0

С коррупцией разбираться нужно сообща

В преддверии съезда сопредседатель-координатор, доктор экономических наук, профессор Валентина Иванова дала пресс-конференцию на чрезвычайно сложную тему – тему коррупции в образовании.

Коррупция в образовании – беда общемировая. В докладе ЮНЕСКО сказано, что во многих странах коррупция процветает в области выделения грантов и стипендий, что нынче продаются не только оценки, но дипломы и места в вузах. При этом такие преступления, как торговля оценками и дипломами, чаще происходят в Соединенных Штатах, нежели в развивающихся странах. Основные проблемы в области высшего образования связаны, как правило, с фальшивыми университетами, продажей дипломов и взятками за аккредитацию или регистрацию вузов, с тем, например, что с 2000 по 2004 год количество незарегистрированных институтов и университетов, предлагающих фактически фальшивые дипломы через интернет, увеличилось с 200 до 800.

Изучив ситуацию более чем в 60 странах, специалисты ЮНЕСКО пришли к выводу, что во многих из них очень высокий уровень незаконного использования средств, предназначенных для школ. До 80% средств, выделяемых на начальное и среднее образование, не считая зарплат учителям, так и не попадают в школы, оседая в карманах у коррумпированных чиновников, говорится в докладе ЮНЕСКО.

«В большинстве обществ – богатых и бедных – сектор образования сталкивается с серьезными трудностями и переживает кризис. Финансовые ограничения, неумелое управление, низкая эффективность, разбазаривание ресурсов, плохое качество работы и несоответствие современным реалиям выливаются, среди прочего, в высокий уровень безработицы среди выпускников», – пишут авторы доклада. Все это в полной мере относится и к России. Только вот такого анализа по результатам работы отечественных чиновников практически нет. Дело представляется так, что во всем виноваты отдельные, конкретные работники системы образования.

Анализ итогов 2007 года, честно говоря, обескураживает: количество возбужденных уголовных дел по фактам коррупции в сфере образования опять увеличилось в два раза. При установлении факта незаконных поборов вырисовывается неблаговидная роль студентов. Да, есть случаи, когда студенты, измученные поборами недобросовестных преподавателей, обращаются с информацией в правоохранительные органы. Но есть случаи (тут намечается даже некоторая тенденция), когда студенты сводят счеты со строгими преподавателями и провоцируют их специальным образом. Правоохранительные органы при этом улучшают статистику, иллюстрирующую их победоносную борьбу с коррупцией. Тут невозможно что-либо сделать, кроме того, чтобы дать совет профессуре: «Будьте не только честны, но и бдительны!»

Другая группа нарушений – получение денег за аренду. Сдача в аренду – дело сложное. Конечно, есть такие руководители, что берут деньги за аренду и кладут их в свой карман. Но в большинстве случаев деньги используются на латание дыр, на доплаты педагогам и мастерам, получающим небольшую зарплату. Настораживает то, что чаще всего на аренде ловят мелкие образовательные учреждения, а крупным почему-то удается уходить от ответственности.

Одно из типичных правонарушений – продажа дипломов и аттестатов тем, кто на самом деле обучение не прошел, такие случаи и способствуют созданию негативного коррупционного имиджа всей системе образования. Как и случаи взятки за прием на обучение.

Как известно, мест в детских садах нынче на всех не хватает, этим-то и воспользовалась заведующая детским садом в Иркутской области – получила за прием ребенка в ДОУ две тысячи рублей. А вот в Башкортостане задержали директора школы, взявшего за прием ребенка 3 тысячи рублей. К сожалению, в России слабо воспринимают московский опыт. А если бы воспринимали, то существенным заслоном коррупции стала бы работа комиссий, подобно тем, что ведут прием заявлений от родителей, составляют список и выдают путевки в ДОУ, не привлекая к этому процессу заведующих и тем самым в корне уничтожая почву для коррупции.

По мнению Ивановой, эффективным шагом по преодолению коррупции и сохранению доброго имени педагога может стать честный и объективный анализ причин, приводящих к взяткодательству и мздоимству. Без этого ни о какой борьбе не может быть и речи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте