search
main

С катамараном справиться непросто… Таджикские ребята впервые побывали в Карелии

Летом в карельском лагере «Большое Приключение» мы провели международную смену – девять команд из детских домов четырех стран СНГ и пяти российских регионов. По дипломатическим каналам пригласили детей из Украины, Белоруссии, Казахстана и Армении. Но армянское руководство, услышав о летней трагедии на Азовском море, наложило на поездку своих детей вето. Мы же попали в сложное положение, ибо до начала заезда оставалось всего 10 дней.

Дипломатические каналы поразительно медленные, и рассчитывать на них уже не приходилось. Я позвонил в Республику Таджикистан заместителю премьер-министра Рукии Курбановой, которая курирует образование. Она искренне обрадовалась предложению. Группа была сформирована быстро, но таджикские пограничники не пропустили детей в самолет – документы оказались оформлены неправильно. Со второго раза дети улетели, но теперь уже российские пограничники вернули из Москвы одного ребенка в Душанбе. Так что все натерпелись мук.Наконец-то мы встретили ребят. Только один из них хорошо понимал и говорил по-русски. Но сопровождающий учитель Шавкат Холмуродов знал русский отлично. В «Большом Приключении», как полагается, он ежедневно заполнял журнал группы. И уже в декабре прислал его в Москву. Заместитель директора ГОУ «Лаборатория путешествий» Екатерина Колесникова, прочитав записки Шавката, пришла в восторг и подготовила их для публикации в «УГ». Нечасто педагог из Таджикистана публикуется в России. Так что спасибо Шавкату и Екатерине.Заканчивая предисловие, скажу на злобу дня: отношения между детьми разных национальностей в лагере были очень дружеские, заботливые.Первый день. Детям очень понравился сам лагерь, они не ожидали, что их ждет большое приключение в самом прямом смысле слова. Особенно нам понравилось то, что здесь не ругаются, не кричат; все смеются, все рады друг другу. И сразу хочется отметить отношение инструкторов к своим группам. За один день у них сложились с ребятами такие отношения, как будто дети знакомы с ними долгие годы.В первый же день мы открыли для себя новый мир: катамаран, велотрек, веревочный курс – для нас новшества. В первый день администрация лагеря провела «вечер знакомства» со всеми жителями лагеря.Второй день. Занятие «Катастрофа в лесу» надолго запомнится нашим детям. В Таджикистане они только слышали о болотах, но никакого представления о них не имели. А здесь они не только увидели, но и ноги вытягивали из трясины. Веревочный курс был еще сложнее. Тут надо быть канатоходцем. Дети с трудом справлялись с препятствиями. И наконец – долгожданный КАТАМАРАН. На первый взгляд легко управлять этой прямоугольной лодкой. Но не тут-то было дело! Самое трудное – правильно грести. Дети как-никак первый раз вышли в открытое озеро. Но в конце концов они все-таки нашли управу над катамараном.Третий день. Сегодня однодневный поход. Такое впечатление, что плаваешь по морю. Не видно ни одной человеческой души. Как будто мы одни на всем белом свете. Наконец – остров. И началась самостоятельная жизнь. Кто-то рубит дрова, кто-то наводит порядок на стоянке, а кто-то готовит первую полевую пищу. Устроившись вокруг костра, ребята рассказывают о своих впечатлениях, инструктор Дима заваривает вкуснейший чай. А наш сопровождающий Шавкат (педагог составляет журнал от имени детей и пишет о себе в третьем лице. – Д.Ш.) приготовил очень вкусное национальное блюдо. Одно плохо, что нет круглых казанов, а то был бы плов. Идем обратно, в лагерь. Все радуются, как будто домой возвращаются.Четвертый день. С утра нам приготовили манную кашу, чай, сыр. Мы плотно поели и начали тренировки. Затем нарисовали свой флаг. Хорошо отдохнули. После обеда собираемся в путь – еще одно тренировочное плавание по озеру. Как красиво – словами не описать. В 4 часа мы уже в лагере и теперь готовимся идти в многодневный поход.Первый день похода. С утра все организованно собрали вещи, загрузили в автобус и поехали. Плавание началось в 14 часов, после обеда. За озером нужно было найти протоку. Мы вошли в лес, и вот разочарование: дальше дороги нет. Когда инструктор Дима сказал, что придется все, включая катамараны, тащить на себе, настроение у всех пропало. Но ребята решили искать и искать, пока не найдут протоку. Ура! Протока найдена. Как мы радовались, это трудно описать.Второй день похода. Сегодня самый прекрасный день в нашей туристской жизни. Во-первых, мы рано закончили плавание. Тот промежуток, который мы должны были пройти за целый день, мы проплыли за полдня. Во-вторых, у нас очень вкусный обед, а за обедом наш учитель Шавкат рассказывал интересные анекдоты. А инструктор Дима начал топить полевую баню. Первый раз за последнее время так от души отдохнули, искупались, пять раз парились.Третий день похода. Приключения продолжаются. С утра Дима предупредил нас, что будем проходить пороги. Все готовились. Никто не знал, что такое пороги на реке. Легкое ощущение страха. Прошли первый, второй. Что интересно – к нам в гости приехал фотограф. Все радовались, фоткались с флагом Республики Таджикистан, но никто не знал, что нас ожидает впереди. А впереди нас ждал самый трудный и опасный порог на этом участке. Сначала всех охватил страх: вдруг перевернемся? А вдруг не получится? Начали изучать препятствие. Первой проплыла группа Димы. Удачно. Молодцы! Второй – группа Шавката. Тоже отлично. А фотографу хочется снимать еще. Ребята согласились на второй заплыв. Он тоже получился удачный. А ребятам хотелось еще раз пройти. Группа Димы решилась на третий и даже на четвертый заплывы. Здорово!Четвертый день похода. Это самый длинный день путешествия. По пути встретились с командой из Москвы. Как мы им завидовали! У них был парус, и плюс еще ветер попутный. Нам пришлось сильно и долго грести, чтобы они оказались позади нас. Добрались до стоянки почти ночью. Быстро приготовили ужин. Ребята пошли ловить рыбу. Хороший улов. Пожарили и сели за второй ужин. А самое интересное – наш инструктор наводил ужас, рассказывая, что на островке по ночам разгуливают медведи. Ребята насторожились. Ночью наш сопровождающий Шавкат и Дима начали нас пугать. Трюк удался. Ребят так напугали, что они забыли обо всех наставлениях, что надо делать при появлении медведя. Было очень смешно, когда они узнали, что медведь – это Шавкат, а леший – Дима. Короче, все прекрасно. День удался.Пятый день похода. Выспались. Предстояло проплыть около двух километров. Это были самые трудные часы – шли против течения и против сильного ветра. Было и смешно, и тяжело. Ребята устали, за четыре часа еле проплыли заданный участок. Зато на стоянке и поужинали, и пообедали. Поставили палатки и начали разбирать катамараны. Вечером разожгли костер и сели вокруг вместе с ребятами из Казахстана.Шестой день похода. С утра все ищем группу из Мордовии. Полкоманды собирали вещи и несли их к дороге. Наконец Дима нашел потерявшуюся команду. Все возвратились в лагерь. Приготовили обед и – долгожданная русская баня. Хорошо! После обеда играли в волейбол. Затем пошли смотреть футбол между командами инструкторов и Казахстана. Счет 5:4 в пользу инструкторов, но они играли нечестно. А вечером, сидя у костра, ребята поделились своими впечатлениями. Всем хотелось на прощание подольше посидеть со всеми жителями лагеря, поговорить, посмеяться. Грустно. Никому не хотелось уезжать.День в лагере после похода. Холодное утро Карелии. Неохота выходить из палатки. Теперь третий веревочный курс. Это было что-то необычное. Ребята справились с заданием благополучно. По лестнице Якоба за две минуты поднялись до самого верха. Надеюсь, все это пригодится нам в жизни. И в конце хотим сказать большое спасибо всем тем, кто организовал прекрасный отдых ребятам!!! СПАСИБО!!! Таджикистан вас никогда не забудет.Директору клуба «Большое Приключение» Д.И. ШпароУважаемый Дмитрий Игоревич!С вашей помощью 10 детей-сирот из Таджикистана имели возможность отдохнуть, набраться положительных эмоций, расширить свой кругозор и подружиться со своими сверстниками из других стран. Впечатления от поездки надолго останутся в их памяти.Правительство Республики Таджикистан выражает искреннюю благодарность коллективу клуба за профессиональную организацию поездки и содержательное проведение досуга детей-сирот из стран СНГ, в частности нашей республики.Надеемся, что и впредь наше сотрудничество в данной сфере деятельности будет столь же продуктивным.С уважением Р.Курбанова