search
main
0

С кактусом нужно что-то делать…. Спорить разрешается. И поощряется

Подвергай все сомнению… Бунтарский дух был присущ ему с детства. Одним из его проявлений стал случай в детском саду. На второй день пребывания среди сверстников малыш, воспользовавшись моментом, сумел незаметно выйти за ограду и отправиться домой. Добрался благополучно, видно, помогли наблюдательность и смекалка.

Надо отдать должное родителям, которые сумели направить энергию, бьющую ключом, в нужное русло – отдали пятилетнего сына в хоккейную секцию, где тренер вскоре стал прочить юному хоккеисту спортивную карьеру. В 10 лет мальчик получил приглашение в юниорскую команду хоккейного клуба «Динамо». Но, как вспоминает теперь учитель истории и обществознания гимназии №9 города Химки Григорий Назаров, на семейном совете приняли судьбоносное решение – из хоккеиста Григорий переквалифицировался в теннисиста. Занимался профессионально еще беговыми лыжами, и весьма успешно. Правда, теперь большой теннис, лыжи всего лишь спортивное увлечение наряду с баскетболом и волейболом.Ему везло в детстве на учителей, начиная, конечно, с семьи, где не ограничивались спортивными достижениями сына. Григорий окончил музыкальную школу. Много лет пел в городском ансамбле народных песен «Зарянка». С 12 до 17 лет обучался в детской музыкальной школе искусств по классу «Хоровое пение». И на все это хватало времени у активного школьника.Но бунтарский дух давал о себе знать. В старших классах Григорий спорил до хрипоты с учительницей истории и классным руководителем Галиной Анатольевной Черемисиной. Та настаивала на своем: реформа Столыпина была антиклассовой, а значит, несправедливой. Григорий имел другую точку зрения и весьма аргументированно мог вести долгий диалог. Надо отдать должное мудрости преподавателя и классного руководителя, хорошо знавшей семью Григория – учила и его маму, и сестру.Однажды, когда своими выпадами Григорий сорвал урок истории, классный руководитель попросила тетрадь, чтобы записать замечание строптивому ученику, и спокойно продолжила урок. А в тетради, которую она возвратила своему питомцу, на следующий день тот с удивлением прочел: «С кактусом нужно что-то делать! Он криво растет».«Браво, Галина Анатольевна!» – захотелось воскликнуть мне, когда я узнала эту историю. Сейчас этот замечательный педагог на заслуженном отдыхе, а в ее кабинете ведет уроки ученик, которым по праву теперь гордится весь коллектив гимназии, в том числе и первая учительница мальчишки-непоседы Евгения Владимировна Рыкова. С ней мне удалось встретиться и пообщаться. «У Гриши на все был свой взгляд, и свою позицию он умел отстаивать. И это хорошо», – услышала я замечательные слова. Что ни говори, а особую атмосферу гимназии чувствуешь сразу. Приятно отвечать на приветствия улыбающихся учеников. Общаться с ними – удовольствие. Тебя слышат. Кстати, больше половины педагогов – это выпускники гимназии. Что называется, растят для себя. Григорий Андреевич, вошедший в пятерку финалистов конкурса «Учитель года»-2018, не исключение из этого правила. В решении стать историком Назаров утвердился уже в старших классах. Галина Анатольевна дала ему почувствовать вкус учительского труда в полной мере. «Попробуй сам провести урок», – предложила однажды, хитро подмигнув и сославшись на больное горло. «Выручал» Григорий учительницу в тот раз всю неделю. Но самой внимательной и прилежной на уроках была только учительница. Как Григорий ни старался соблюдать учительский этикет, но порой переходил на крик и угрозы, чтобы угомонить класс. После такой «практики» получил от наставника книгу Сухомлинского для изучения.«Воспитание – компас обучения, его опора. Будет ли эта опора деревянной или стальной, напрямую зависит от родителей и учителей», – скажет потом участник Всероссийского конкурса Григорий Андреевич Назаров, отдавая должное всем своим наставникам. Не перестает учиться у них. Благодарен своим коллегам за уроки. Считает счастьем работать в таком слаженном, дружном коллективе, где столько талантливых педагогов. Ему ли, в свое время дирижеру студенческого хора исторического факультета МГУ, где он учился, не знать, как непросто добиться гармонии совместного звучания, чтобы голос каждого был слышен…Директору гимназии №9 Надежде Владимировне Лаптевой надо тоже отдать должное как создателю творческого коллектива профессионалов высокой пробы. Растят их со школьной парты. И не только… «Недавно приняли новую учительницу начальных классов, – делится Надежда Владимировна, заслуженный учитель Московской области, почетный работник общего образования, – рада была услышать слова благодарности от родителей. Она сумела сплотить класс, стала второй мамой для малышей».Во время разговора с директором телефон звонил не однажды. Свой мобильный номер Надежда Владимировна от родителей не скрывает. Мало ли какая ситуация и какая помощь требуется, рассуждает она.Открытость и доверие – так бы я определила стиль взаимоотношений в девятой гимназии. Здесь в порядке вещей учителям ходить на уроки друг к другу, и не только к коллегам, которые ведут тот же предмет. Польза от такого взаимообогащения великая. Учителю творческому в рамках только своих уроков оставаться никак невозможно. Недаром говорят, все победы начинаются с побед над самим собой, с умения критически смотреть на свои успехи и достижения.В свои 26 лет Григорий Андреевич работает с колоссальной нагрузкой. Кроме 33 уроков в гимназии ведет занятия на подготовительных курсах на историческом факультете в МГУ, в планах у него и защита диссертации. Выпускник кафедры истории России XIX – начала XX века, Назаров соискатель на этой же кафедре. Любимая тема – Первая мировая вона. Забытая, незаслуженно обойденная вниманием историков тема. История – учительница жизни. Кто не помнит прошлого, тот расплачивается своим будущим. С этим постулатом не поспоришь.Нет ни одного универсального совета или метода преподавания; каждый ребенок, каждый отдельный класс и вся гимназия в целом – уникальный организм взаимосвязанных и, конечно же, противоречивых явлений, наблюдение, объяснение и предсказание которых не менее важная задача, чем прохождение новой темы на новом уроке. В этом твердо убежден Назаров. Потому он смело ввел в ход урока обсуждение тем, волнующих сегодня его подопечных. Предложил выбирать самим новость, которую хочется обсудить со сверстниками. Для учителя это еще и возможность держать руку на пульсе жизни современных детей. Ведь, даже несмотря на и не такую уж большую разницу в возрасте, это уже другое поколение, могут додуматься до такого! Горькие примеры жизнь подбрасывает регулярно. Помните, какой шок у старшего поколения вызвало выступление школьника в Бундестаге?.. «Кем тот школьник был научен – пожалел бывших в плену немецких солдат?» – страсти в ноябре прошлого года кипели нешуточные. Улеглись, но проблема с разрывом поколений и передачей нравственных ценностей от старших юным осталась… Уверена, остроту ее во многом могут смягчить уроки истории. Такие, где можно смело высказывать свою точку зрения, отстаивать ее. Уроки, где разрешаются и поощряются горячие споры. А чтобы вести таковые, нужны знания и весомые аргументы. И для этого надо учиться, учиться и еще раз учиться….Урок в 9‑м классе посвящен событиям далекого 1871 года. Но предварительно живо и заинтересованно старшеклассники обсудили тему влияния на зрение компьютеров, гаджетов и то, как можно сохранить его. Григорий Андреевич пояснил потом, что в выборе темы полная свобода. Его задача – дать полезные ссылки по теме, интересующей ребят (статьи в газетах, журналах, в Интернете).При обсуждении гимназисты бойко выступают с места, предварительно подняв руку. Улучив момент, Григорий Андреевич вставляет: «Вам трудно поверить, но моя мама потеряла зрение, читая тайком при свете фонарика книги». Тут же находится в классе тот, кого не удивляет этот факт, – его бабушка тоже при тусклом освещении читала под одеялом книги. Казалось бы, малозначительный эпизод, но открывается жизнь во всем ее многообразии. Озвучивают ребята и свой собственный, пусть и маленький, опыт: какие упражнения помогают зрению.Плавно переходят к теме урока, зачитывая отрывки из воспоминаний канцлера Германии Отто фон Бисмарка. Тот составил знаменитую Эмсскую депешу, которая сыграла важную роль во Франко-германской войне. Депешу Бисмарка надо сравнить с телеграммой Вильгельма I и ответить на вопрос, как изменился смысл оригинала Бисмарка и чего он хотел добиться этим. Судят его жестко. Канцлер обманул своего короля, составляя в грубой форме свою депешу, он хотел, чтобы началась война, и добился своего, делают вывод исследователи.Старшеклассники анализируют, разбирают каждое предложение, они явно владеют умением сопоставлять факты, давать характеристики историческим персонажам. Вильгельм – правитель осторожный, миролюбивый, умеющий подстраиваться под обстоятельства, даже слабохарактерный в чем-то. Воевать он не хотел. Но… Учитель делает ремарку: «Да, мои друзья, нам часто люди пожилого возраста кажутся слабохарактерными, но это не совсем верное представление».Урок пролетает как одно мгновение, притом что девятиклассники успевают многое. Четко представляют, что потеряла и что приобрела каждая страна в ходе войны, как Франко-прусская война повлияла на ход истории, породив две мировые войны. А всего-то одна тенденциозная депеша…На уроке в шестом классе по истории Средних веков работа ума учеников была нацелена на то, чтобы четко представить себе средневековые города и то, как развивались эти центры ремесла и торговли. Где-то в середине урока у шестиклассников возник вопрос: «Почему варвары разрушали эти города?» «Они не понимали их ценности, не смогли освоить культуру», – подводит итог размышлений ребят учитель. Приводит пример: «Вот вы сейчас читали отрывок из учебника. Вы все поняли и пересказали верно. А если попросить, к примеру, первоклассника прочесть и посмотреть?» «Давайте проверим», – предложил кто-то из ребят. Арсен встает из-за парты и идет из класса с учебником. Возвращается минут через пять, с улыбкой докладывает: «Прочесть прочли, но не поняли». «Ничего, дорастут до шестого класса, поймут», – слышу голос учителя.После урока поинтересовалась у подростка, а учительница-то первоклассников не удивилась просьбе? «Нет, – ответил тот уверенно. – Я же объяснил, и всем было интересно узнать».Поймала себя на мысли, что в эту гимназию, к ее учителям и ученикам, хочется возвращаться.«Ребята! Самое важное в жизни – это честность, уважение, порядочность и ответственность. Все прочее – следствие или пыль» – так наставляла своих подопечных историк Галина Анатольевна Черемисина. А теперь их учит этому Григорий Андреевич Назаров.

Кстати, совсем недавно он узнал, что фраза про кактусы взята из фильма «Шут», снятого по одноименной повести Юрия Вяземского режиссером Андреем Эшпаем.

Химки, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте