search
main
0

С гордо поднятой головой

Школа – это нескончаемый спор: чему и как учить детей? За последнее десятилетие в российских школах провели столько экспериментов, что хватило бы и на сто лет. Менялись приоритеты и методики, но забывалось самое главное – сохранение традиций и культуры русского народа. А без корней может вырасти только перекати-поле. Вот и мы, как перекати-поле, катимся, куда ветер подует, – то на восток, то на запад.
“А как же история? – скажете вы. – Этот предмет в школах еще никто не отменял!” Да, действительно, никто не отменял. Но я о другом, о сохранении культуры русского народа, этого бесценного кладезя мудрости. И это должно быть приоритетной задачей государства.
Другие народы, населяющие нашу страну, давно уже осознали эту проблему и стали ее решать. По всей стране открываются национальные школы (грузинские, татарские, еврейские…), в которых возрождаются национальные традиции. Дети изучают не только родной язык и литературу, но и народные песни, танцы, даже национальную борьбу. А русскими школами считаются все остальные. И только потому, что преподавание ведется на русском языке. Но ведь в национальных школах преподавание также ведется на русском языке. Вы скажете, что дела обстоят не совсем так. Вводятся дополнительные предметы, например в Москве – “Москововедение”… Да, этому можно было бы порадоваться, но… Такие предметы дают всего-навсего определенный набор знаний, а не воспитывают духовность, не дают понимания принадлежности к русскому народу.
Знаем ли мы, а тем более наши дети русские народные песни от начала и до конца? В лучшем случае один куплет и припев. А об играх и речи нет. Мы не умеем веселиться, даже собираясь вместе на праздники. Все дети в гостях чаще всего смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. А взрослые обсуждают наболевшие проблемы. А сколько русских игр забыто, сколько утеряно традиционных обрядов!.. Народ остается народом только в том случае, если он сохраняет свои традиции, свои песни, свои игры, свою культуры, иначе он растворится среди других, перестанет существовать. Так и русский народ, самый многочисленный в России, может исчезнуть – не физически, а духовно.
Я за то, чтобы создавались национальные школы. Каждый народ должен знать свою историю, свою культуру. Но большинство государственных школ должны иметь русский этнический уклон. И это должно стать государственной политикой, потому что наше государство – Россия.
Некоторые захотят обвинить меня в национализме, шовинизме и т.д. Ну что ж, это испытанный прием, который используется уже более восьмидесяти лет. Каждый может сказать с гордо поднятой головой: “Я казах!”, “Я украинец!” и т.п. Но если вы так же гордо скажете: “Я русский!”, вас тут же обвинят в великорусском шовинизме.
Нет и еще раз нет! Я повторюсь, что можно и нужно открывать различные школы, но необходимо расставить приоритеты. У дерева не может быть пышной кроны, если подрубить корни. А у любого дерева должен быть основной корень.
Сколько говорится о том, что должна существовать некая национальная идея! Но кто ее сможет сформулировать? Мы пытаемся копировать Запад, хотя хорошая копия всегда хуже плохого оригинала. На кого нам следует походить – на самих себя или на чужого дядю? В первом случае, на мой взгляд, есть перспектива, во втором – жалкая пародия. Если мы считаем, что мы русский народ, русское государство, то и детей своих мы должны воспитывать, основываясь на русских сказках, играх, песнях. И начинать это нужно с самого раннего возраста. Тогда отпадут все разговоры о какой-то абстрактной национальной идее.
Если мы не пробудим в себе национального самосознания, то у нас не будет будущего. Нельзя забывать о своих корнях. И главная роль для решения этой задачи отводится школе. От того, что и как мы будем делать, зависит, какие будут у нас дети. А результат… Результат мы увидим быстро, через какие-нибудь десять – двадцать лет, когда эти дети начнут участвовать в экономической и политической жизни страны.

Владимир ШТИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте