Любой переезд сопряжен с неудобствами. Не зря же его сравнивают со стихийным бедствием: избежать нельзя, можно лишь пережить с минимальными потерями, без них это мало кому удается. Обычно люди просто набираются терпения: ради светлого во всех смыслах будущего они стойко переживают тяготы переустройства.
Это если речь идет о жилом помещении. А если о школе? Должны ли терпеть неудобства учителя, дети, родители? Наверное, нет. Все-таки учредители, то есть местная власть, должны приложить все усилия, чтобы неудобства минимизировать. Для этого они и наделены полномочиями. Директора российских школ часто приводят в пример благополучные европейские страны, в которых муниципалитет берет на себя все заботы по подготовке к новому учебному году. Руководитель перед летним отпуском просто сдает ключ представителю местной исполнительной власти, перед началом года получает ключ и входит в обновленную, полностью готовую к приему детей школу. Для нас это пока недостижимый идеал…Павловская школа №10 в Нижегородской области должна бы в этом году отметить 60-летний юбилей. Но юбилея не будет, как не будет и самой школы. Пока она еще на месте, но оборудование из здания уже вывезено, и внутри вовсю идет демонтаж. Скоро приедет спецтехника и… прощай, старая школа! Новая должна быть построена на этом же самом месте к 31 декабря 2017 года, то есть через полтора года. Губернатор, лично приезжавший на социально значимый объект, обещал заинтересованным лицам приложить все усилия к тому, чтобы сдать школу в эксплуатацию уже через год, к 1 сентября 2017 года. Средства отпущены из федерального бюджета, их нужно освоить в полном объеме как можно скорее, и тогда выделят еще 70 процентов суммы на строительство нового социального объекта. Но где же весь грядущий учебный год будут учиться дети и работать учителя 10-й школы? Контингент учащихся и педколлектив решено полностью перевести в здание школы №1, потому что она более или менее новая (построена в 1984 году) и обучение в ней идет в одну смену. Планируется, что учиться 10-я школа будет во вторую смену, с 13.30 до 20.30, кроме первых классов, которым учиться во вторую смену запрещает СанПиН. Решение о переводе было бы вполне приемлемо, если бы не два «но». Первое – учащиеся двух школ, объединенные в одно здание, будут лишены внеурочной деятельности на год-полтора. Ни о каких группах продленного дня речь не идет тем более. И хотя недалеко от школы №1 есть Дом детского творчества, перевести туда всю внеурочку двух школ не получится по чисто техническим причинам. Однако второе «но» еще более серьезное. Школа №1 расположена далеко от десятой. Если более точно: эти школы находятся в совершенно разных частях города: 10-я – в районе ПАЗа, крупного автобусного завода, построенного в середине прошлого века на самой что ни на есть городской окраине, а 1-я – в старой, можно сказать, исторической части, где до сих пор много невысоких, 1-2-этажных домиков и купеческих особнячков. Пешком из одной части города в другую дойти можно, но на дорогу придется затратить от 50 до 70 минут в один конец. В Павлове есть пассажирские перевозки, разумеется, но преобладает коммерческий транспорт, социальных автобусов мало, и ходят они нерегулярно. Вечером добраться из одной части города в другую весьма проблематично: как только солнце садится, жизнь на павловских дорогах замирает, к радости таксистов. Пешеходов в темное время суток тоже почти нет, ибо ходить небезопасно – освещение улиц и дворов райцентра оставляет желать лучшего. Перед родителями, узнавшими о грядущем переселении, во весь рост встала проблема доставки чада до места учебы и обратно. Если днем еще можно довезти детей до школы, то вечером надеяться на социальный транспорт смешно, и если нет личного автомобиля и денег на такси, детям придется возвращаться пешком – сначала плавно с горы, затем совершить затяжной подъем на крутую гору. С тяжелым портфелем и сменкой в пакете. Как говорится, физкульт-привет!Понятно, что часть родителей стали искать пути решения самым простым способом – переводя детей в близлежащие школы. Рядом расположенная школа №11, тоже далеко не новая и также порядком изношенная, хоть и не переполнена, но не сможет принять всех детей из десятой в силу объективных причин. Есть еще одна – №3. Расположена она хоть и дальше, но все-таки добираться гораздо проще, чем в 1-ю. Туда и ушли некоторые. Но школа тоже старая (недавно отметила 80-летний юбилей) и не резиновая, свободных мест немного. Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, учителя, дети и родители школы №10 хотели бы сохранить сложившиеся коллективы и традиции – репутация школы высокая, у педагогов есть и признанные заслуги, и авторитет у коллег. Педагоги и сами готовы потерпеть (хотя и выбора нет у них, работы по специальности им ни в Павлове, ни в районе не найти), и от родителей ждут терпения и понимания. Понимание и терпение есть далеко не у всех. Тем не менее учителя надеются на лучшее, хотя пока ни одна из проблем не решена, и даже неизвестно, как и когда решится……Подозреваю, что людям старшего поколения мои сетования могут показаться смешными, сами они в детстве ходили многие километры до школы в любую погоду, через снега и хляби. Но времена изменились, изменились и ритм жизни, и понятие о необходимом минимуме комфорта. Поэтому не будем никого осуждать, а попробуем разобраться, что в этой конкретной ситуации могла бы сделать местная власть, для того чтобы и детям, и взрослым было удобно и спокойно. Случай с павловской школой №10 нередкий и тем более неисключительный. Обычная для прошлых лет практика распределения детей по разным школам сегодня не применяется. Это связано с рядом причин, в основном с бюджетом, финансирование хоть и подушевое, но идет на школу, а не на конкретного учащегося. Кроме того, отчетность. Как быть с ней, если дети распылятся по другим образовательным учреждениям? Распределение целыми классами в разные школы, в том числе близлежащие, тоже признано нецелесообразным. Что делать администрации школы в таком случае? Как поступить с учителями? Все это вопросы без ответов. Возможно, что сохранение коллектива и контингента действительно самое мудрое решение из возможных, но тогда нужно грамотно решить проблему доставки детей и педагогов до школы. Иначе как обеспечить безопасность детей?Думается, самым разумным и естественным в данной ситуации было бы решение о выделении бесплатного транспорта для всех учащихся и педагогов. Причем если бы туда рейсы выполнялись от бывшего здания школы всеми автобусами (понадобится примерно десять машин) одновременно, то отправление обратного рейса нужно было бы согласовывать с расписанием, понятно, что начальная школа, среднее звено и старшие классы заканчивают учебу в разное время. Детей можно было бы привозить к бывшему зданию школы или даже развозить, учитывая темное время, по кварталам микрорайона. Вроде бы ничего сложного? Да, если речь идет о богатом муниципалитете. А если бюджет района трещит по швам и в нем уже все траты согласованы и распределены, если у городской власти нет лишней тысячи рублей на оплату бензина и аренды автобусов? У пассажирского муниципального автопредприятия тоже свой план и свои запланированные расходы. И лишней копейки нет. Где взять денег? Залезать в федеральные средства нельзя – финансирование целевое, тратить можно исключительно на строительство. Вызванные строительством дополнительные расходы должен изыскать муниципалитет…Он и изыскал. Сейчас оформляются ученические проездные по льготным ценам. Об учителях речь не идет, они не маленькие и, видимо, должны будут ездить за свой счет, нравится им это или нет. Второй вопрос возникает у всех, кто знаком с павловской системой образования: можно было бы школу не трогать? Ответ у всех павловчан однозначный: да. Десятая школа далеко не самая старая в городе. Аварийной она не признана. Угрозы для жизни учащихся не представляет. Тридцать лет назад в ней делали капитальный ремонт. Есть школьные здания-ветераны, которые не могут этим похвастаться. Вообще кроме первой школы, которая по старинке считается новой, хотя ей уже больше 30 лет, в городе есть всего одна действительно современная школа – №5 в Калининском микрорайоне. В Павловском районе есть еще две современные, недавно построенные школы. Все остальные здания требуют реконструкции. Выбор пал именно на десятую. Может быть, выбор и обоснованный, я не специалист и не стану спорить. Но почему нельзя было построить школу на другом месте (пустырей в Павлове предостаточно, в том числе в районе ПАЗа), и уже в построенную и сданную комиссии перевести весь коллектив? Вот это никому из горожан не понятно. Тем более что на памяти у многих именно так проходило строительство нового здания первой школы. Занятия продолжались в старой во время стройки, потом, когда все было готово, учителя и дети перешли в новое здание, расположенное в пешей доступности. Кстати, старое здание не стали рушить, его отремонтировали капитально и перевели туда контингент другой, шестой, школы, у которой здание было и меньше, и хуже. То есть сейчас недалеко друг от друга расположены две школы – новая №1 и старая №6, среди родителей и детей они обе одинаково ценятся. Почему похожий вариант, который бы устроил всех, никем не рассматривался в отношении 10-й школы? Словом, у жителей города и родителей учеников вопросов масса. Ответов пока нет. А между тем до начала учебного года осталось чуть больше недели. И тогда проблема встанет во весь рост. «Учительская газета» будет следить за развитием ситуации. Мнения сторон Константин Т., папа семиклассницы школы №10:- Мы возмущены тем, как решается вопрос с доставкой. Почему мы должны покупать проездные? Ведь мы отдавали детей в школу, которая находится в пешей доступности. Если бесплатной доставки не организуют, мы уйдем в 11-ю. Хотя, конечно, нам нравился и класс наш, и преподаватели. Но вторая смена в далеко расположенной школе и все связанные с этим трудности сводят все плюсы к одному большому минусу. А уроки дети когда будут делать? Вечером они приедут уставшими, а утром большинство одни, родители на работе – без конца звонить и контролировать? Нет, все это очень неудобно.Галина Тюрина, начальник Управления образования администрации Павловского муниципального района:- Школа нужна городу? Очень. Родители сами писали губернатору, просили ремонта. Выделили деньги не на ремонт старой, а на строительство новой – это же лучше. Что касается строительства новой школы на месте старой, то это вынужденная мера, поскольку другого свободного места вблизи 10-й школы не было. Если бы оно нашлось, школу бы не тронули. Да, придется потерпеть неудобства. Но ведь это недолго, всего год-полтора. Что касается транспорта, то обеспечивать учащихся и учителей автобусами бесплатно администрация не сможет, денег на это не заложено в бюджете. Сейчас ведется речь о выделении большего количества социального транспорта на данном маршруте в дневное и вечернее время и обеспечении всех учащихся 10-й школы льготными проездными (стоимостью примерно 450 рублей в месяц). СтатфактВсего в Нижегородской области за 10 лет планируется построить 73 школы. Первого сентября этого года откроется лицей в райцентре Семенов на 300 мест, до конца 2016 года – пристрой на 300 мест к школе рабочего поселка Бутурлино. До конца года начнется строительство пяти общеобразовательных организаций в городах Бор и Павлово, поселке Тонкино, Навашинском и Дальнеконстантиновском районах. Кроме того, на реализацию программы «Школьный автобус» выделяется три миллиарда рублей из федерального бюджета, это позволит Нижегородской области уже в этом году получить 47 новых автобусов бесплатно. Всего же в регион придет 254 новых автобуса.Мнения сторонЕвгения К., мама третьеклассника школы №10 (ныне №1) г. Павлова:- Известие о том, что в нашей школе во вторую смену будет учиться 10-я школа, было для нас полной неожиданностью. Мы не понимаем, зачем это нужно. В десятой можно было учиться, она не падала и не разрушалась. Говорят, что это нас не касается. Еще как касается! Во-первых, теперь у наших детей не будет ни кружков, ни секций в спортзале, тем более никаких внеклассных занятий после уроков. Отучились – и бегом в раздевалку, чтобы место освободить. И потом, мне жаль и вторую смену: дети придут в непроветренные классы, потому что за 10 минут их не наполнить свежим воздухом. Я не уверена, что помещения проветрят и после второй смены – если окна оставить открытыми на ночь, то классы выстудятся, утром будет холодно. То есть концентрация микробов в воздухе увеличится вдвое, и, значит, дети будут чаще болеть. г. Павлово, Нижегородская область
Комментарии