search
main
0

С ФГОС по жизни! Новые заочные курсы повышения квалификации. Занятие 1

Постоянные читатели «Учительской газеты», наверное, помнят цикл «Заочные курсы повышения квалификации», публиковавшийся на страницах «Методической кухни» в 2006 году и посвященный современным педагогическим технологиям. Всем желающим освежить воспоминания либо ознакомиться с этими материалами впервые будет полезно заглянуть на сайт «УГ»: www.ug.ru/method_ category/75.Сегодня мы начинаем новый курс, адресованный всем работникам системы профессионального образования. По традиции каждое занятие будет состоять из входного и выходного опроса, учебных и справочных материалов. А для начала поговорим о новом поколении стандартов.

Входной опросЗадание 1. «Много букв»Расшифруйте аббревиатуры:- ФГОС;- ОПОП;- ВПД;- ПМ;- ОК и ПК;- МДК;- ЛПЗ;- УП и ПП;- ФОС;- ГИА.Задание 2. «Шаг за шагом»Расположите в порядке убывания:1) профессиональная компетенция;2) профессиональные умения;3) профессиональная деятельность;4) вид профессиональной деятельности.Вектор развитияОдна из главных проблем отечественного профессионального образования – выбор приоритетов. Сможет ли вчерашний студент стать квалифицированным работником, или его трудовую биографию придется начинать с традиционной фразы: «Забудьте все, чему вас научили…»? От ответа именно на этот вопрос зависит будущее системы профобразования.Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основано на идеологии формирования содержания образования «от результата».Изменения в системе профессионального образования зафиксированы в Законе «Об образовании» и в новом поколении образовательных стандартов НПО и СПО, где наконец-то нормативно закреплен модульно-компетентностный подход. ФГОС включают в себя требования к:1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;3) результатам освоения основных образовательных программ.Что же является результатом? Готовность выпускника к реальной профессиональной деятельности, которая может быть описана как набор относительно автономных видов профессиональной деятельности (ВПД). Компетенции, в свою очередь являющиеся составными элементами видов профессиональной деятельности, – это готовность и возможность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.Новые стандарты перенесли центр тяжести с того, что именно должен говорить и делать преподаватель или мастер на занятии, на то, что умеет делать студент по окончании обучения. В структуре основной профессиональной образовательной программы кроме «уметь» и «знать» появилось «иметь практический опыт». И теперь педагогам нельзя ограничиться рассказом о том, как следует работать; каждый студент на практике должен получить возможность решать профессиональные задачи на рабочем месте. Если вместо «знания и умения» сказать «компетенция», ничегошеньки не изменится. Разница гораздо глубже: чтобы овладеть конкретной компетенцией, нужно получить практический опыт, приобрести определенные умения, что в свою очередь невозможно без поддержки знаниями в данной области. Обратите внимание, что рейтинг приоритетов в образовательном процессе претерпевает значительную трансформацию. На первое место выходит практика, а теоретическое обучение становится лишь поддерживающим элементом.Прежде обновление содержания образования заключалось в замене устаревших дидактических единиц, в новом поколении стандартов изменяется сам базовый принцип формирования содержания образования. Применять компетентностный подход в профессиональном образовании не только полезно, но и просто, поскольку характеристики профессиональной деятельности выпускника четко определены. Работодатели формулируют квалификационные требования к выпускникам, а образовательная система подбирает формы и методы подготовки по заданным направлениям.Модульность профессионального обученияИменно путем подбора содержания образования «под результат» появилось принципиальное новшество ФГОС НПО и СПО – профессиональный модуль (ПМ) – новая структурная единица образовательной программы, в рамках которой возможно синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. Для достижения на практике профессиональной компетентности, т. е. формирования профессиональных и общих компетенций (ПК и ОК), требуется комплексное усвоение теоретического материала, который больше не подчиняется дисциплинарной логике, а объединен в междисциплинарные курсы (МДК). Происходит переосмысление значения теоретических знаний для подготовки квалифицированного работника, при этом не просто сокращается число теоретических дисциплин, а идет пересмотр их содержания: отсеиваются только явные излишки теории, а все полезные элементы, позволяющие осваивать виды профессиональной деятельности, упорядочиваются и систематизируются, встраиваясь в соответствующие профессиональные модули. Те знания, которые нельзя напрямую сопоставить с конкретными видами профессиональной деятельности, остаются в составе традиционных общепрофессиональных дисциплин, что позволяет, не ограничиваясь узкопрофессиональными требованиями, обеспечить должную широту кругозора выпускников в соответствии с уровнем получаемого образования.Следует понимать, что традиционное название «теоретическое обучение» нельзя воспринимать буквально, поскольку в состав учебных дисциплин и междисциплинарных курсов входит не только теория, но и практические элементы, например лабораторные и практические занятия (ЛПЗ).Модульное построение основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) позволяет успешно достигать сразу нескольких важных результатов:1) четко определять набор видов профессиональной деятельности для каждой профессии НПО или специальности СПО, что помогает создавать максимально эффективные образовательные программы подготовки кадров;2) применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ (например, при подготовке обучающихся по таким разным профессиям, как тракторист-машинист, заготовитель продуктов и сырья, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, пчеловод, автомеханик, мастер по лесному хозяйству, пожарный, машинист автокрана или машинист передвижного компрессора, каждому из студентов нужно освоить управление автомобилем; поэтому в состав основной профессиональной образовательной программы по этим профессиям входит один из профессиональных модулей «Транспортировка грузов» для водителей категории С и «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» для водителей категорий В и С);3) оперативно реагировать на новые требования работодателей, поскольку можно, сохраняя общую структуру образовательной программы при изменениях технологии и организации труда, быстро скомплектовать новый набор соответствующих модулей или внести изменения в существующие модули;4) индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и их отдельных единиц;5) выпускники смогут осваивать новые специальности путем дополнительного изучения соответствующих модулей (в соответствии с концепцией «обучение на протяжении всей жизни»).Разумеется, существует целая палитра рисков реализации модульного подхода: от излишней академичности обучения до доведенной до абсурда прагматичности. В первом случае преобладает желание свести модульность к механическому соединению прежних дисциплин. Во втором профессиональное образование может быть сведено к натаскиванию на выполнение конкретных производственных операций без понимания сути технологического процесса, т. е. к действиям вместо деятельности.Академические свободы образовательных учрежденийПо сравнению с предыдущим поколением образовательных стандартов академические свободы образовательных учреждений значительно расширились. В соответствии с п. 5. ст. 14 Закона «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Также к компетенции образовательных учреждений отнесено оценивание академических достижений обучающихся в ходе обучения и промежуточной аттестации. Это значит, что появилась свобода в выборе средств и методов достижения результатов, заявленных в ФГОС. Основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ, которые могут представлять собой базисный учебный план (БУП) и (или) программы модулей и дисциплин. Около 20% объемов учебного времени для НПО и 30% – для СПО составляет вариативная часть, которая может быть распределена как на освоение новых дисциплин и модулей, введенных по усмотрению образовательного учреждения, так и на усиление уже перечисленных в стандарте.Поскольку речь идет о профессиональном образовании, существенно возрастает роль работодателей. Закон требует, чтобы перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение определяло ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда, самое разумное – согласовать подробные требования к квалификации выпускников с теми работодателями, которые во время обучения будут принимать студентов на практику, а по окончании, возможно, и на рабочие места. Возможно и формирование индивидуальных учебных планов, в состав которых войдут конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.Компетенции могут быть сформированы только во время практической деятельности, поэтому весь объем учебной и производственной практики обязательно должен быть распределен по модулям. Каждое образовательное учреждение может устанавливать порядок прохождения практик самостоятельно, соблюдая лишь их суммарную продолжительность. Практики можно проводить как концентрированно, так и рассредоточенно. Часть практик можно организовать «дома» в собственных мастерских, а часть – на производстве у социальных партнеров.Раньше в условиях тотальной унификации и жесткой заданности содержания образования полезными были учебно-методические комплексы (УМК). Но вряд ли они будут так же эффективны в условиях определенного образовательного учреждения для подготовки специалиста, претендующего на конкретное рабочее место. В этом случае полезнее будет провести своеобразный тюнинг, тонкую подгонку и доводку методического аппарата, возможно, понадобится индивидуальный подбор учебной литературы. Именно по этой причине в примерных программах модулей и дисциплин не указываются конкретные учебники, а приводится список на выбор. Не стоит забывать, что законом предусмотрена возможность использования учебной литературы не только на бумажных, но и на электронных носителях.Существующая практика привлечения представителей профессионального сообщества для участия в государственной итоговой аттестации (ГИА) уже доказала свою эффективность. А теперь в идеале и результаты освоения программы каждого модуля могли бы проверять работодатели, именно поэтому стандарты нового поколения требуют, чтобы образовательными учреждениями были созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по элементам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, а в качестве внешних экспертов к участию в аттестации активно привлекались бы работодатели и преподаватели, читающие смежные дисциплины. Следует понимать, что проверить сформированность компетенций можно только в процессе деятельности, т. е. процесс оценивания переносится из-за парты на рабочее место, а это значит, что вместо вписывания правильных ответов на бумаге студенту придется действовать. Новый формат испытаний требует принципиально иного фонда оценочных средств (ФОС), задания теперь должны быть комплексными и практико-ориентированными.Ответы на задания входного опроса можно найти в тексте.Выходной опросЗадание 3. «Эссе»В кратком эссе (не более 10 предложений) опишите принципиальные отличия ФГОС от ГОС.​Елена ЗАЧЕСОВА, старший научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте