search
main
0

С этого начинается Родина. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для 1-4-х классов

В формировании духовного мира школьника, его эстетической культуры, нравственных качеств важнейшее значение имеет искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Проведенная нами работа по совершенствованию учебной программы и учебников по изобразительному искусству для начальной школы, выпускаемых с 1996 года в издательстве «Дрофа», опиралась на следующие принципы.

Содержание художественного образования должно способствовать формированию у школьников национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, пониманию огромного вклада русской культуры и культуры других народов России в мировую культуру. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре – таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей. С этой целью содержание программы и учебников расширено за счет включения отдельных произведений выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, А.Дюрера, К.Моне, А.Матисса, Ж.Б.С.Шардена) и ознакомления с орнаментами народов России и мира (3-4-е классы).

В наши дни, когда, с одной стороны, возрождаются национальные традиции в культуре, искусстве народов России, а с другой – размываются духовные ценности, создаваемые веками, и все активнее пропагандируются материальные блага как единственно неоспоримые ценности, патриотическое воспитание приобретает особую остроту. И учебные предметы художественно-эстетического цикла – литература, изобразительное искусство, музыка – призваны выполнять здесь особую роль.

Об этом говорится и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г., № 122, г.Москва).

В соответствии с этим в программу и учебники включены следующие темы для бесед по произведениям изобразительного искусства:

1-й класс – «Родная природа в творчестве русских художников» (А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Левитан «Золотая осень», «Первая зелень. Май», «Вечерний звон»; И.Шишкин «Лесные дали», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Осень»; И.Грабарь «Рябинка», «Февральская лазурь»; Ф.Васильев «Оттепель»; К.Юон «Мартовское солнце» и др.); «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Гжель, Хохлома, Городец и др.)».

2-й класс – «Выдающиеся русские художники второй половины XIX века (И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И.Левитан)»; «Русские художники-сказочники (В.Васнецов, И.Билибин)»; «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Полхов-Майдан, Богородская деревянная игрушка)».

3-й класс – «Наша Родина – Россия в произведениях изобразительного искусства» (Н.Дубовский, И.Левитан, А.Грицай, Г.Нисский, М.Микешин и др. Памятник «Тысячелетия России». Новгород); «Москва в изобразительном искусстве (А.Васнецов, Ф.Алексеев, А.Саврасов, В.Поленов, К.Коровин, П.Осовский); «Старинные города России в творчестве художников»; «Тема материнской любви и нежности в творчестве художников»; «Крестьянский труд в изобразительном искусстве»; «Жизнь деревни на картинах художника Аркадия Пластова»; «Родная природа в творчестве русских художников».

4-й класс – «Исторический и батальный жанры в русском изобразительном искусстве»; «Великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов»; «Выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников»; «Портреты знаменитых русских писателей и композиторов»; «Русский портретист Валентин Серов»; «Русский маринист Иван Айвазовский».

Наглядное изображение, яркая художественная форма передачи исторических событий, портретов выдающихся полководцев, деятелей культуры, искусства, писателей России соответствует возрастным особенностям младших школьников, их наглядно-образному и эмоционально-чувственному восприятию действительности, что значительно расширяет их представления, знания о великом прошлом и настоящем России, закрепляет учебный материал по истории Отечества и литературе.

Этому же способствует рисование на такие темы, как «Праздничный салют», «Праздник 8 Марта», «Наши друзья – животные» (1-й класс); «С чего начинается Родина», «Праздничная улица», «Мои друзья» (2-й класс); «Мы сажаем деревья», «Полет на другую планету», «Дом, в котором ты живешь» (3-й класс); «На уборке урожая», «Праздник 9 Мая – День Победы», «Песни нашей Родины» (4-й класс).

Огромный воспитательный эффект заложен и в иллюстрировании русских народных сказок («Гуси-Лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению» и др.), стихотворений, повестей, рассказов выдающихся русских поэтов и писателей (А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого, А.Плещеева, Н.Некрасова, С.Есенина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка).

Сообразно специфике изобразительного искусства, его наглядности, художественной образности, цветовому богатству изображаемого и, конечно, возрасту детей в учебниках совсем немного текста (особенно в учебниках для 1-2-х классов). Однако в процессе рассматривания иллюстраций и выполнения заданий учителю рекомендуется максимально использовать все имеющиеся в учебнике пояснения. Чтобы значительно дополнить иллюстративные материалы и сделать их более доступными для осмысления и прочувственного восприятия, рекомендуется обращаться к стихотворениям, сказкам и другим произведениям русских классиков.

Обновление содержания рассматриваемых программы и учебников осуществлено и в направлении расширения (с одновременной конкретизацией) знакомства младших школьников с народным, декоративно-прикладным искусством, фольклором. В каждом классе имеется рубрика «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве», посредством которой дети знакомятся с прекрасными образцами искусства народных мастеров Хохломы, Гжели, Городца, Палеха, Жостова, Кубачей, с образцами резьбы по дереву, вышивки различных регионов страны, с семеновскими и полхов-майдановскими, сергиев-посадскими матрешками.

Особое внимание уделено практическим заданиям по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству, скульптуре, которые позволяют детям овладеть простейшими знаниями, умениями и навыками в области изобразительной грамоты, – закономерности строения формы, цветоведения, композиции, построения орнамента, правила работы карандашом, кистью, ножницами, различными художественными материалами (акварель, гуашь, цветные мелки, пластилин, цветная бумага). Уточнены объекты изображения с натуры и по памяти (овощи, фрукты, цветы, предметы быта, жилые постройки, фигура человека, животные), задания по тематическому рисованию, декоративной работе (составление узоров в полосе, прямоугольнике, круге, орнаментальных композиций, составление узоров на основе орнаментов прославленных художественных центров России).

Все это приведено в соответствие с обязательным минимумом содержания начального общего образования (стандарт), утвержденным приказом Минобразования России от 19.05.98 г. № 1235, а также с содержанием примерной программы по изобразительному искусству (см.: Примерные программы начального общего образования. Минобразование Российской Федерации. М., Дрофа, 1998) с установками последующего варианта стандартов.

Принципиально важным является то, что в переработанном (шестом) издании содержание учебников по каждому классу строго соответствует содержанию программы по данному классу. В предыдущих изданиях учебники были по сдвоенным классам (учебник для 1-2-х классов, учебник для 3-4-х классов), что существенно мешало детям (и учителям) четко определить материал для конкретного класса.

Руководствуясь пожеланиями педагогов и специалистов-методистов по изобразительному искусству, текст учебников значительно упрощен (особенно в 1-м классе), сняты целые абзацы, облегчен стиль изложения. Аналогичной переработке подвергся зрительный (иллюстративный) ряд многих разворотов учебника.

Владимир КУЗИН, лауреат Государственных премий СССР и России, заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, член Президиума Российской академии образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте