Площадь перед Ялтинским драматическим театром им. А.П.Чехова похожа на огромную живую клумбу. Пестрая многоголосая толпа затягивает в свой водоворот, оглушает смехом, возбужденными возгласами: столько народу обычно собирается в ожидании какой-нибудь знаменитости – популярного артиста или на худой конец президента. Но тут ждали не кинозвезд и не политиков. Несколько сотен детей в новенькой бело-зеленой форме легендарного «Артека», участники финала IV Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» из всех 85 регионов России, приехали поддержать своих вчерашних соперников, а ныне суперфиналистов этого, пожалуй, самого массового детского состязания.
На сей раз учредители – Международная ассоциация «Живая классика», Министерство образования и науки РФ и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям – пошли навстречу многочисленным просьбам поклонников проекта и разрешили участвовать в конкурсе не только шестиклассникам, как того прежде требовали правила, но и семиклассникам. Естественно, число желающих прочитать со сцены понравившийся прозаический отрывок тут же увеличилось на порядок. Многим хотелось попытать счастья: вдруг повезет пройти все туры – школьный, районный, городской, региональный – и очутиться на всероссийском финале, который в предыдущие годы проходил в Москве или Петербурге, а на этот раз так и вовсе переехал в знаменитый «Артек». Более чем из двух миллионов участников повезло 255 – трем конкурсантам из каждого субъекта. Их-то и пригласили на Черное море на десятидневную смену в «Лазурный», первый из отреставрированных лагерей «Артека».Финальные испытания заняли три дня, и вот уже под оглушительно торжественную музыку 24 суперфиналиста, как по волшебству, поднимаются на специальной выдвижной платформе из оркестровой ямы Ялтинского драматического театра им. А.П.Чехова. Радостными возгласами своих встречают не только земляки, но и новые друзья по артековским отрядам. В это мгновение шансы ребят равны, каждый способен на рывок, на лучшее свое выступление, на победу не над другим, но над самим собой. Чуть позже член жюри, артист Виктор Бычков так и скажет: «Вы все уже настоящие большие мастера, каждый достоин награды, но победа досталась тем, кто в последний момент смог собраться, взять себя в руки, обуздать волнение». Легко сказать, но как совладать с собой, унять дрожь в голосе, когда тебе всего тринадцать, а ты стоишь один на ярко освещенной сцене, которая, между прочим, помнит еще легендарную труппу Московского художественного театра времен Станиславского и Немировича-Данченко, и весь этот огромный темный зал, невидимый в слепящем свете софитов, смотрит лишь на тебя, ловит каждое твое слово, каждую интонацию? Но на то они и суперфиналисты, чтобы выдержать это испытание достойно, и даже если в этот раз удача прошла стороной, главное – никто не ударил в грязь лицом.Все то время, что существует «Живая классика», не прекращаются споры, что оценивать прежде всего: экспрессию, актерскую игру, надрывный нерв или глубокую проникновенную интонацию? Многое зависит от предпочтений жюри. Актер Виктор Бычков, детский писатель Сергей Георгиев, актриса Елена Третьякова, бард Александр Шевченко и директор Дома-музея А.П.Чехова в Ялте Александр Титаренко предпочли негромкий внутренний психологизм откровенной яркой театрализации и отдали пальму первенства Михаилу Исакову из Чувашии, читавшему рассказ Валентины Осеевой «Бабка», Ильдусу Хасанову из Татарстана с чеховской юмореской «Шило в мешке» и Валерию Карпову из Карелии с «Девочкой на шаре» Виктора Драгунского. Москвичку Ксению Шевченко, выбравшую рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии», удостоили специального приза жюри. Ребята честно заслужили и свои дипломы, и доставшиеся им в награду смартфоны, и путевки в летние лагеря на море. Значит, по мнению судей, оказались чуть выше, чуть собраннее, чуть выразительнее. Но конкуренция у них была более чем серьезная. Вот Валерия Ермакова из Калужской области. Ее выбор – отрывок из повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Отрывок страшный, непереносимый, в котором сошлись вся горечь поруганной войной жизни и все благородство русской женщины, сумевшей простить врага за смерть мужа и сына. Валерия читает тихо, слова едва угадываются, но кажется, что в этот момент она будто бы становится выше ростом, старше, и голосом ее говорят все матери и вдовы мира. Заканчивается выступление, и морок проходит: со сцены спускается обычная школьница, и только взгляд выдает, что открыто ей куда больше, чем ее сверстникам. Такое же впечатление производит и выступление Дианы Коровниковой из Симферополя. Она читает «Материнское поле» Чингиза Айтматова, и с первых мгновений ее выступления по залу будто бы катится гул земли – плодородной, щедрой, но истерзанной бессмысленной людской усобицей.Четвертый сезон «Живой классики» совпадает с празднованием 70-летия Победы, оттого и на суперфинале военной прозы в избытке: Роман Шиханов из Бурятии и Темирхан Хамитханов из Архангельской области остановились на финальном фрагменте повести Бориса Васильева «В списках не значится». Они очень разные, Темирхан и Рома, но знаменитая фраза «Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти» прозвучала в их исполнении одинаково грозно и торжественно. Прощальное письмо Вики Люберецкой из знаменитой повести Бориса Васильева «Завтра была война» читала Анастасия Земская из Новгородской области, Юлия Циповяз из Ямало-Ненецкого АО выбрала рассказ Льва Кассиля «У классной доски», Никита Чмут из Севастополя – «Сына полка» Валентина Катаева, а Евгения Захарова из Республики Алтай – рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова», посвященный памяти погибшей в блокаду Тани Савичевой. И вот, как говорится, откуда что берется: как смогли эти дети, живущие в комфорте XXI века, эти граждане Всемирной сети, не мыслящие ни дня без wi-fi, передать всю ту боль, весь страх и величие, принадлежащие не нам, а нашим предкам. Кровь не водица – других объяснений нет, главное – суметь разбудить ее, вовремя дать ей волю.Визитная карточка «Живой классики» – рассказы юмористические: Чехов, Драгунский, Шукшин, Зощенко, Тэффи, Носов. Комическое на сцене всегда смотрится выигрышно, особенно если не переигрывать и не впадать в дурновкусие. И пусть в этом году смеялись чуть меньше, чем обычно, зато в общем юмористическом потоке попадались настоящие жемчужины. Бесподобен был и Ильдус Хасанов – единственный представитель «комедийной школы» в тройке победителей, а Дария Михайлова из Самары с шукшинским «Микроскопом» и Дарья Дроздова из Липецкой области, читавшая чеховское «Произведение искусства», будто бы специально посланы в наш мир, чтобы смешить и радовать. Это редкий талант, особенно у девочек, недаром ведь женщин-клоунесс можно по пальцам пересчитать. И однажды дар этот обязательно «выстрелит», просто не здесь и не сегодня, значит, его время еще впереди…«Живая классика» задумывалась когда-то с одной-единственной целью: вернуть ребенка к книге, доказать ему, что читать – это здорово и даже выгодно. Для того чтобы найти лучший, наиболее выигрышный отрывок и показать себя на сцене во всей красе, необходимо перечитать десятки книг. И пускай дорога к литературе проляжет через жажду славы и признания – это не худший путь. По условиям конкурса книгу должен выбрать сам ребенок. Конечно, без помощи взрослых не обходится, но, как утверждает директор «Живой классики» Марина Смирнова, ее опыт подсказывает, что чем дальше, тем чаще последнее слово все же остается за юным конкурсантом.- Очень интересно наблюдать, как из года в год меняется репертуар, – говорит Марина. – Если в самом начале все повально читали чеховского «Толстого и тонкого», а девочки через одну выбирали «Алые паруса», то теперь практически ни одной Ассоль вы уже не встретите. Да и Драгунского, Носова, Писахова, Голявкина становится все меньше. Участники понимают: для того чтобы запомниться и зрителям, и жюри, надо выбирать нечто оригинальное, необычное, чего не будет ни у кого другого. В этом году, конечно, у нас главенствует военная проза, а вот прошлый сезон был прямо-таки революционным: много читали современной литературы, самой свежей – Дину Сабитову, Екатерину Мурашову….Десять дней в «Артеке» промчались как один миг, истаяли, как разноцветные звезды салюта, взмывшего над Черным морем после завершения конкурса. Остались позади мастер-классы с членами жюри, литературные игры и викторины, друзья, ставшие за это время такими родными, разъехались по домам. Но остались книги и возможность участвовать в новых конкурсах. В ближайшее время планируется старт соревнования в режиме онлайн «Живая классика» для всех», в котором смогут проявить себя и дети, и взрослые, и дошкольники, и пенсионеры. Все, что нужно, так это прочитать любимый отрывок – по книге или наизусть, выложить видеоролик в Интернет и ждать, когда за тебя и за выбранную тобой лучшую книгу проголосуют зрители со всего мира. Ялта
Комментарии