search
main
0

С чего-то надо начинать. Готовим первоклассников к контрольной работе

Необходимость выполнения Всероссийских проверочных работ в определенный период учебной жизни доставляет немало волнений и родителям школьников, и учителям. Первые воспринимают этот этап как дополнительную нагрузку на неокрепший детский организм, вторые – как мерило качества учительского труда. Нередко волнение взрослых передается детям, и слово «контрольная» становится этакой страшилкой в течение всей школьной жизни.

– Ерунда! – скажут одни.- Не все так просто! – скажут другие.Действительно, оценка учебной деятельности (в том числе и выполнение контрольных работ) – неотъемлемая часть образовательного процесса. Грамотно выстроенная система формирования оценочных действий школьников не влечет дополнительного стресса, позволяет выработать рефлексивные умения, избегая монотонного натаскивания на определенные виды заданий.Особенно актуально это в начальной школе, когда закладывается фундамент образовательной модели ученика, его умение учиться.Независимо от учебно-методического комплекса, по которому работает педагог, ему приходится заниматься отбором и структурированием учебного материала, организацией учебных ситуаций, позволяющих включить младших школьников в процесс осмысленного выполнения любого вида заданий.Рассмотрим в этой связи эффективность использования пособия «Контрольные работы по математике» для 1‑го класса в двух частях (автор В.Н.Рудницкая), выпущенного издательством «Экзамен».Прежде всего пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книга представляет собой сборник текущих и итоговых контрольных работ по математике к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс». Каждая контрольная работа дана в шести (!) вариантах. Пособие адресовано учителям и учащимся массовых школ, гимназий, а также классов с углубленным изучением математики. Приказом №699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.Кроме того, материалы пособия с успехом можно использовать в организации урочной и внеурочной деятельности и – что немаловажно! – предлагать для самостоятельной работы школьникам и родителям как материал для повторения, закрепления пройденного материала и мини-контроля.В период формирования оценочных действий педагогу важно показать детям критерии, по которым они могут оценить свою работу или работу товарища. Учитывая, что уровень освоения учебного материала у первоклассников различен, несомненным плюсом пособия является наличие в нем заданий различной сложности.Задания первого и второго вариантов представлены на базовом уровне и доступны всем школьникам на начальном этапе формирования умений. Задания третьего и четвертого вариантов содержат учебные задачи посложнее и могут быть предложены на этапе закрепления либо для самостоятельной работы более сильным ученикам. А вот задания повышенной сложности пятого и шестого вариантов предназначены для работы с самыми подготовленными учениками или в групповой и парной работе.Ценно, что автор включил в пособие и геометрический материал. Каждый учитель при подготовке к уроку высоко оценит задания, представленные по теме «Кривая и прямая линии. Луч. Отрезок. Ломаная». По задумке автора, в этом разделе специально выделено место для выполнения школьником задания непосредственно в самом пособии.Первокласснику на первом этапе следует проанализировать рисунки, выбрать из них заданную фигуру и отметить ее «галочкой». Затем ребенку предлагается от руки нарисовать похожее изображение (геометрическую фигуру), а в завершение построить фигуру при помощи заданных точек и линейки. Следуя этому алгоритму работы – ориентируя первоклассника на сравнение собственного изображения с представленным в пособии, – учитель формирует у ребенка навыки самоконтроля. Для фиксирования достижений первоклассников советую педагогам использовать такой прием, как шкала оценивания. Для этого надо нарисовать вертикальную или горизонтальную линию, на которой ученик крестиком будет отмечать результат выполненных им действий: чем выше (правее) поставлен крестик, тем ближе полученное изображение к оригиналу.При использовании заданий третьего и четвертого вариантов целесообразно ввести взаимный контроль выполнения заданий, когда ученики в парах обмениваются тетрадями и сравнивают полученные товарищем изображения со своими. Продолжая использовать шкалу оценивания, можно научить ребенка очень важному качеству: умению выслушивать, принимать и анализировать стороннее оценочное суждение в отношении выполненной им работы. Главное, чтобы такая взаимная оценка качества выполненной работы вводилась учителем только после того, как у школьников будет сформировано умение адекватно оценивать себя с опорой на образец. Важно, чтобы любая отметка на шкале оценивания, поставленная товарищем, сопровождалась его комментариями.В пятом и шестом вариантах учитель может ввести собственную оценку работы первоклассника, используя все ту же шкалу оценивания. В этой ситуации для ребенка важны объяснения учителя, подбадривание, если учительская метка стоит недостаточно высоко к максимальному уровню либо не совпадает с меткой самого ребенка. Таким образом происходит поэтапное формирование оценочных действий школьника, и контрольные работы из устрашающего дамоклова меча постепенно становятся для ребенка и его родителей обычным рабочим эпизодом учебного процесса.Задания в пособии снабжены достаточным количеством иллюстративного материала. Темы «Подготовка к изучению чисел», «Числа 1‑5», «Числа 6‑10» содержат большое количество контурных рисунков, которые можно раскрасить цветными карандашами. Кроме обучающего момента (выделение цветом того или иного объекта при формировании умения ориентироваться на листе бумаги) работу с рисунками можно использовать как отвлечение/релаксацию. Штриховка или раскрашивание способствует развитию мелкой моторики руки, что так важно в период, когда электронные устройства все больше завладевают вниманием детей. Штриховку можно выполнять с использованием простых, цветных карандашей и ручек, что создает потребность разного нажима пальцев на инструмент рисования, а следовательно, по-разному действует на мелкую моторику рук.Темы «Прибавление чисел 0, 1, 2», «Прибавление числа 4», «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10», «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20» содержат достаточное количество заданий на отработку вычислительных навыков. Продолжая формировать контрольно-оценочные действия школьников, при использовании шкалы оценивания учитель может вводить новые критерии, например: «правильность счета», «скорость счета». Алгоритм отработки навыка остается прежним: сначала формируются навыки самооценки при сравнении с образцом (правильным ответом), затем взаимная оценка, и только после этого вводится оценка учителя.Отдельно стоит остановиться на темах, посвященных решению задач. Наличие трех уровней сложности вариантов в пособии позволяет организовать дифференцированную работу первоклассников по освоению навыка. Задачи первого и второго вариантов содержат условие задачи, в которой единицами измерения выступают натуральные объекты. В задачах третьего и четвертого вариантов появляются в качестве единиц измерения меры времени, деньги. Задачи пятого и шестого вариантов содержат в качестве единиц измерения меры длины и массы. Кроме того, в условиях появляются сравнения: «на … больше», «на … меньше». Данные подходы сохраняются в задачах на два действия.После прохождения четырех-пяти учебных тем в тетради появляется текст контрольной работы, который включает задания на пройденные ранее темы.Автор пособия предлагает выделять на такую работу не более 20 минут времени урока. Принцип дифференцированного подбора заданий в разных вариантах сохраняется и в данном виде работ. Учитель вправе сам определять сложность варианта, предлагаемого детям, с учетом уровня их подготовки и скорости выполнения заданий. Так, если в классе большинство учащихся имеют средний уровень освоения материала, им предлагаются третий и четвертый варианты работ, в классе с высоким уровнем освоения – пятый или шестой. Если по какой-то причине та или иная тема еще не пройдена, учитель может заменить такой вид задания другим.Рассмотрим подробнее одну из «Итоговых контрольных работ» во второй части пособия.В работе восемь заданий.Первые два задания – это задачи. Задачи первого и второго варианта решаются в одно действие. Задачи третьего – шестого вариантов решаются в два действия. При этом в одной из задач третьего и четвертого вариантов детям предлагается два варианта их решения, что позволяет сократить время на записи решения в тетради (необходимо правильное предложенное решение отметить «галочкой»).Третье задание проверяет вычислительные навыки обучающихся. Это выражения на два действия.Четвертое и пятое задания – неравенства. Причем в пятом задании используются неравенства с величинами.Шестое и седьмое задания представлены геометрическим материалом: необходимо выполнить построения или посчитать заданные геометрические фигуры в сложном рисунке.Восьмое задание – математическая закономерность.Таким образом, задания предложенной контрольной работы позволяют комплексно проверить умения первоклассников.Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что для учителя задача первостепенной важности – правильная организация оценочной деятельности, готовность детей к такому виду контроля. Педагог не вправе в первом классе использовать балльное оценивание работы, но ему очень важно донести до ученика свое мнение о правильности выполнения каждого задания. Для этого рядом с каждым выполненным заданием контрольной работы задайте шкалу оценивания с указанием критерия оценки и отмечайте на ней результат ребенка.Например: задание 6, вариант 3.Начерти отрезок, длина которого меньше 1 дм. Запиши длину своего отрезка.В этом примере педагог применил горизонтальную «шкалу оценивания», в которой «П» означает критерий «правильность построения», а «Х» показывает уровень выполнения задания.В дальнейшем учителю имеет смысл проанализировать выполненную работу с каждым учеником отдельно, а на уроке разобрать типичные ошибки.Важно, чтобы принципы оценивания были понятны родителям. На первых классных собраниях им следует объяснить правила формирования оценочных действий, с тем чтобы и дома они могли придерживаться определенных договоренностей.​Наталья КАМЕНКОВА, директор ГБПОУ «Миасский педагогический колледж», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2008, победитель конкурса лучших учителей (ФЦПРО) 2008 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте