search
main
0

С чего начинается Родина? Воспитательная система с включением проектной деятельности

Цель: формирование понятия Родины как места, где человек родился (город, село), страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

Задачи:- знакомить с географическим расположением России, ее климатическими поясами, природными ресурсами;- воспитывать уважение к людям разных национальностей, проживающих на территории России;- знакомить с ближним зарубежьем;- расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей страны;- давать представление о старинных русских городах (города-музеи, города-столицы), их достопримечательностях;- знакомить детей с лучшими традициями и промыслами русского народа.ВведениеПроектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки школьных предметов, увидеть межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению. Среди учащихся нашей школы нет абсолютно здоровых детей. У одних отмечаются отклонения в физическом здоровье, у других – негрубые нарушения психического здоровья. Мотивация к обучению у них значительно снижена. Они хотят идти в школу, но не для того чтобы учиться. Их привлекает лишь внешняя сторона учебной деятельности. Такой ребенок хочет работать индивидуально, не взаимодействовать с одноклассниками. Все внимание взрослого сосредоточено только на нем одном, и он один значим на протяжении всего занятия. В таких условиях ребенок не ощущает трудностей. При фронтальной работе в классе этим детям свойственен повышенный уровень тревожности. Дети данной категории недостаточно управляют своим поведением, не всегда чувствуют границы дозволенного. Ведущим видом деятельности для них по-прежнему остается игра, но игра не ролевая, близкая к учебной деятельности, а игра «рядом друг с другом», или мунипулятивная, когда каждый ребенок играет своей игрушкой и крайне редко взаимодействует с кем-либо. Для этих детей характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление, в этом смысле они мало отличаются от нормально развивающихся сверстников. А вот речевое развитие значительно отстает. Зрительно-пространственное восприятие сформировано недостаточно. У многих отмечаются нарушения общей и мелкой моторики. Слухомоторная координация развита недостаточно. Функция внимания снижена. Объем памяти недостаточен. Недостаточный для успешного обучения активный словарь, недостаточные представления об окружающем мире обусловлены в значительной мере неспособностью учащихся с нарушениями речевого развития самостоятельно систематизировать имеющийся жизненный опыт и вновь получаемые знания. Трудности в обогащении и уточнении словаря учащихся в первые годы обучения связаны с большим объемом новых слов, терминов, знаний, которые школьники усваивают частично. Все специалисты школы (психолог, социальный педагог, учителя и воспитатели) ведут большую коррекционную работу, результаты которой позволяют всем детям продолжать обучение в среднем звене массовой школы. Реализуя личностно ориентированный подход к обучению детей с нарушениями речевого развития, педагогический коллектив школы накопил положительный опыт. Повысить эффективность развивающего обучения можно с помощью проектной деятельности учащихся.Время общения ребенка с родителями  значительно ограничивается. Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, так как уроки ребенок выполняет в школе под наблюдением воспитателя, все мероприятия организуются педагогами. Многие мамы и папы забывают о своей руководящей роли в формировании личности ребенка. Социальное расслоение общества, когда в классе собраны дети из семей с различными материальными возможностями, увеличение количества неполных семей и семей неблагополучных также влияет на процесс обучения и развития каждого ребенка, заставляет школу ориентироваться на индивидуальные возможности каждого ученика, создавать условия для максимальной самореализации каждого ребенка во внеурочной деятельности.Проект позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ученика.Участники: учителя, воспитатели 1-4-х классов, учащиеся 1-4-х классов, родители учащихся. ЭтапыПодготовительный этап, вхождение в проект.1-й этап – 1-й класс,2-й этап – 2-й класс,3-й этап – 3-й класс,4-й этап – 4-й класс.Направления исследованийМоя семья: рассказ о своей семье, «Все профессии нужны, все профессии важны», «Увлечения членов моей семьи», «Как мы отдыхаем», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентация «У нас живет…». Мои сверстники: рассказ о друге, фотография, рисунок, телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок другу, пожелания другу, «Мой день рождения (пожелания мне, мое заветное желание)», «Моя записная книжка», анкета для друзей (что я хотел бы узнать у друга).Мой дом, моя улица: адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон, «Что я знаю о своей улице (путешествие в историю)», «Что находится на моей улице рядом с домом», «Красивые уголки моего двора, улицы (прекрасное рядом)».Моя школа: «Что я узнал о школе», «Школьный двор (прекрасное рядом)», «Кто работает в школе (профессии, люди)», «Моя школьная жизнь», «Школьные товарищи (телефоны друзей и адреса)».Мой родной город Черногорск: «Город, в котором я живу (конкурс рисунков)», «Что я знаю о Черногорске (история города)», конкурс рисунков и иллюстраций «Мой город», фотоконкурс «Прекрасное рядом», «Кем может гордиться наш город (из истории Великой Отечественной войны)», «Черногорск спортивный», «Черногорск поэтический», «Музей Черногорска», экскурсии по городу.Москва – столица Российской Федерации: «Москва на карте России», «Пути сообщения с другими городами», «Роль столицы в жизни государства», «Конституция», «Конвенция о правах ребенка».Путешествия по России: летний отдых, экскурсии в другие города. Зарубежье: «Наши соседи», «Как изменилась политическая карта за последние 15 лет?», «Россия на карте мира», иллюстрированный рассказ о путешествии, «Песни, стихи и произведения о Родине (литературные чтения)».Индивидуальные проектыФормы деятельности: сбор информации, эксперимент, систематизация и структуризация информации, исследование, оформление работы, фото- и видеозарисовки, интервьюирование, наблюдение, презентация, практическое применение новых знаний, публичное выступление.Содержание работы: наблюдение, сбор информации, исследование, обработка собранной информации, подготовка аналитической справки, создание фотоальбома, творческие работы, видеозарисовки, фотозарисовки, живая газета  как вариант промежуточного отчета, конкурс семейных презентаций, публичное выступление, экскурсии, подготовка отзывов, докладов, рефератов, самостоятельная работа с книгой, просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины, индивидуальная проектная деятельность.Порядок выполнения проектаЭтапы, сроки    Деятельность учащихся    Деятельность учителяПодготовительный    Знакомятся с предлагаемым проектом    Знакомит родителей и учащихся с проектом. Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельностьКаждый учащийся ведет свой словарь, куда вносит новые слова, с которыми ознакомился в ходе выполнения проекта. Специалисты исследуют, какие из новых слов вошли в активный словарь.Итоги участия в проектной деятельности подводятся каждую четверть и в конце года.Уровни участия на 1-м этапе: исследователь пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями, фотограф делает фотозарисовки, художник ведет хронику в художественном исполнении, участник выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями.1-й этап1-й классОктябрь    Конкурс «Моя семья»Уровни сложности: рисунок, фотография, устный рассказ о своей семье с иллюстрацией    Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о своей семье. Заполняют свою страничку в альбоме    Знакомит с требованиями конкурса. Организует прослушивание детей на уроках или во внеурочное времяНоябрь    Презентация «У нас живет…» или «Я хочу, чтобы у меня был…»Уровни сложности: показ фотографий домашних животных, показ фотографий и рассказ, рисунок и рассказ по второй теме          Выбирают уровень участия, готовят устное выступление    Оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке выступленийДекабрь    Конкурс «Знакомьтесь…»Уровни сложности: рисунок или фотография друга, рассказ о друге     Готовят устный рассказ, фотографию или рисунок друга    Организует прослушивание и выставку лучших работ учащихсяЯнварь    Цикл практических работ «Моя записная книжка»: 1. Индекс. 2. Адрес. 3. Телефон. 4. Календарь дней рождения     Знакомятся с новыми понятиями, учатся записывать данные школы, самостоятельно записывают свои данные     Знакомит с данными понятиями, их значением и историей возникновения. Проводит практическое занятиеФевраль    Творческая работа «День рождения – день особенный»Виды работы: приглашение другу, поздравление другу, пожелания другу, пожелания мне, «В день рождения мне очень хочется…»          Выполняют творческую работу на заготовленных страничках альбома    Знакомит учащихся с темой и этапами работы. Заготавливает странички альбома. Организует подведение итогов в форме игрыФевраль    Эксперимент «Письмо другу»:  1. «Зачем нужна почта?» 2. Из истории почты. 3. Экскурсия на почту. 4 «Кому и зачем пишут письма?» 4. Письмо другу (бабушке и др.)     Выбирают адресата и продумывают содержание письма. Заготавливают конверт. Пишут письмо. Коллективно отправляют письма.Получивший ответ рассказывает о своих впечатлениях    Помогает каждому выбрать адресата. Контролирует правильность написания адреса и обсуждает содержание писем. Организует коллективную отправку писемФевраль    Творческая работа «Поздравляю с праздником…»Уровни сложности: составление индивидуальной памятки, изготовление поздравительных открыток     Уточняют совместно с родителями значимые для семьи даты, под руководством учителя изготавливают памятки, готовят поздравительные открытки    Знакомит учащихся с целью работы. Заготавливает бланки индивидуальных памятокМарт    Круглый стол «Праздники традиционные и семейные. Традиции моей семьи. Любимые праздники моей семьи»     Уточняют и готовят совместно с родителями рассказ о семейных праздниках. Готовят рассказы под руководством педагога об одном из традиционных праздников. Принимают участие в школьном празднике «Масленица»    Знакомит учащихся с историей возникновения праздников. Уточняет знания о традиционных праздниках. Рассказывает о народных праздниках Апрель    Творческая работа «Мой дом, моя улица»     Выполняют работу в свободной форме, готовят представление (защиту)    Помогает выбрать форму работы и ее представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола)Май     Живая газета как форма подведения итогов     Готовятся к участию     Готовит сценарий. Организует выступление. Привлекает родителей к подведению итогов     Обсуждение 2-го этапа проекта Со 2-го этапа ведется календарь знаменательных дат. С декабря учащиеся подключаются к освещению знаменательных дат. Работает классный кинотеатр «Фильмы для детей об истории нашей Родины», проводится обсуждение фильмов. 2-й этап2-й классСентябрь    Конкурс творческих работ «Как я провел лето»: 1. Наглядное оформление. 2. Краткий рассказ в письменной форме. 3. Представление своей работы          Совместно с родителями готовят наглядное оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и представление творческой работы    Корректирует письменные работы. Помогает в подготовке защиты. Организует прослушивание. Помогает подвести итогиОктябрь    Беседа «Моя родословная».Практическая работа «Моя родословная»     Составляют генеалогическое древо своей семьи в таблице. Уточняют с родителями имена, отчества и фамилии своих родственников    Заготавливает бланки. Знакомит учащихся с понятием «родословная». Проводит практическую работу. Подводит итогиНоябрь    Круглый стол «Все профессии важны, все профессии нужны»Уровни сложности: краткое сообщение с иллюстрацией, сообщение с использованием дополнительных источников знаний о выбранной профессии с иллюстрацией, мини-альбом о выбранной профессии одного из членов своей семьи      Выбирают уровень сложности. Готовят сообщение и наглядный материал о профессии одного из членов семьи    Группирует учащихся по индивидуальным возможностям. Корректирует сообщение, помогает отобрать наглядный материалНоябрь    Исследование «Кто работает в МБОУ «СОШ №5»: сбор данных, экскурсия на места работы и знакомство с сотрудниками, наглядное оформление результатов (коллективная работа)Декабрь    Презентация «Моя записная книжка»     Заводят под руководством взрослого свою записную книжку     Знакомит учащихся с  назначением записной книжки. Мотивирует учащихся на ведение записной книжки. Организует презентациюДекабрь    Практическая работа «Временная лента истории России»     Заготавливают карточки с историческими событиями. Участвуют в практической работе    Выбирает исторические события. Проводит практическую работуЯнварь    Эксперимент «Письмо сверстникам»     Групповая работа. Обсуждают полученные результаты. Готовят окончательный вариант. Коллективно отправляют письмо. Полученный ответ обсуждается коллективно    Помогает выбрать адресата. Координирует действия учащихсяЯнварь    Творческая работа «Мой дом, моя улица». Путешествие в историю          Знакомятся с историей своей улицы. Наглядно оформляют свою письменную работу. Возможна групповая работа    Группирует учащихся по адресам и индивидуальным возможностям. Организует прослушивание и выставку работ. Подводит итоги Февраль    Исследовательская работа «Что находится на моей улице»:- схема улицы,- нанесение на схему различных объектов,- уточнение незнакомых объектов,- вывод (чего не хватает на моей улице и где это находится)          Координируют свои действия с учителем    Оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Подводит итогиФевраль – март     Операция «От всей души»:1. Кого надо поздравить.2. Изготовление поздравительных телеграмм.Устное поздравление     Уточняют адресатов поздравлений. Изготавливают поздравительные открытки и телеграммы. Готовят устные поздравления    Координирует действия учащихся. Помогает в изготовлении поздравительных открыток и телеграмм. Организует устные поздравленияАпрель     Конкурс творческих работ «Прекрасное рядом»:- фотозарисовка,- письменная работа      Готовят творческие работы    Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Организует выставку работ. Подводит итогиАпрель     Выставка творческих работ учащихся и членов их семейМай    Игра «Широка страна моя родная»     Готовятся к участию. Активно участвуют    Готовит задания по подготовке к игре. Организует игру. Подводит итогиМай    Живая газета – подведение итогов за год     Готовят наглядный материал и устные сообщения    Готовит сценарий3-й этап3-й класс    Календарь знаменательных дат ведется с участием детей. Работа ведется с использованием ИТ.Обязательной является самостоятельная работа с книгойСентябрь    Творческая работа «Как я провел лето»     Готовят творческие работы    Организует творческие работы. Подводит итоги, обозначает на карте России места, в которых побывали учащиеся и о которых рассказали в своих работах (письменных и устных)Сентябрь    Практическая работа «Генеалогическое древо моей семьи»     Собирают данные (фамилии, имена, отчества, годы жизни, степень родства, место жительства)    Заготавливает бланки. Оказывает индивидуальную помощь. Организует выставку работОктябрь    Практическая работа «Лента времени» по материалам родословныхОктябрь    Практическая работа «Где жили мои предки»     Собирают данные. С помощью педагога выбирают карту, наносят данные на карту    Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Разрабатывает бланки для карт. Организует выставку работНоябрь    Творческая работа «Я горжусь…» (рассказ о родственнике):- фотозарисовка,- письменная работа     Собирают и оформляют данные    Корректирует работы учащихся. Организует прослушиваниеДекабрь    Исследование «Все профессии нужны, все профессии важны»:- кто работает в МБОУ «СОШ №5»,- сколько детей посещают МБОУ «СОШ №5»,- профессии, люди.1. Сбор данных.2. Экскурсии на рабочие места.3. Оформление собранных материалов.4. Подведение итогов     Декабрь    Операция «Письмо сверстнику» с использованием ИТ     Знакомятся с возможностями ИТ, новыми понятиями, интернет-почтой. Выбирают адресата. Составляют коллективное письмо    Обучает навыком использования ИТ. Знакомит с особенностями интернет-почты. Помогает выбрать адресата и составить письмоДекабрь    Деловая игра «Моя страничка в записную книжку»:- «Предлагаю включить страничку…»,- художественное оформление страничкиЯнварь    Конкурс творческих работ «Прекрасное рядом»:- фотозарисовка,- рассказ о выбранном объекте, – использование дополнительных знаний (Интернет, литература, материалы экскурсий),- наглядное оформление работы, – устное сообщение     Выбирают объект. Собирают и систематизируют информацию. Оформляют работу. Готовят тезисное выступление    Оказывает необходимую индивидуальную помощь учащимся. Анализирует результаты. Оформляет выставку работ. Организует устные выступленияСентябрь – май     Создание справочника «Советуем побывать» по следам личных впечатлений:- Черногорск спортивный,- Черногорск поэтический.     Составляют рекламу по следам своих впечатлений, оформляют свою страничку     Оказывает необходимую помощь, систематизирует накапливаемый материалФевраль    Беседа «Роль столицы в жизни государства»     Деловая игра «Имею право и обязан» по материалам Конвенции о правах ребенка      Готовятся к игре, участвуют в ней    Разрабатывает игру и задания по подготовкеМарт     Практическая работа «Обязан и имею право как ученик школы МБОУ «СОШ № 5»     Анализируют и вносят свои предложения в кодекс поведения школьника    Знакомит со значением работы. Помогает систематизировать и оформить собранные материалыФевраль – март     Операция «От всей души»      Творческий конкурс «Эмблема нашей школы»     Вносят свои предложения. Делают эскизы    Организует конкурс. Оказывает необходимую помощьАпрель     Конкурс индивидуальных проектовАпрель    Выставка творческих работ учащихся и членов их семейМай    Живая газета – подведение итогов4-й этап4-й класс     Сентябрь    Конкурс творческих работ «Как я провел лето»Октябрь     Практическая работа «Москва на карте России. Города Российской Федерации»Ноябрь    Исследование:1. «Как изменилась политическая карта за последние 15 лет»,2. «Неологизмы»      Анализируют изменения. Собирают информацию. Составляют индивидуальные словари    Проводит практическое занятие по карте. Помогает в уточнении значения неологизмов. Систематизирует собранные материалыДекабрь    Деловая игра «Россия многоликая»Январь     Исследование «Какие странички нужны в записной книжке»Март    Презентация «Я…»Февраль – апрель     Подготовка и представление индивидуальных проектовФевраль    Творческий конкурс «Прекрасное рядом. Москва»Апрель    Выпуск альбома по итогам обучения в МБОУ «СОШ №5»Май    Подведение итоговОжидаемые результаты: 1.    Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.2.    Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.3.    Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета для получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки. 4.    Приобретение коммуникативных навыков.5.    Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.6.    Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.7.    Развитие речи и обогащение словаря.8.    Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.9.    Повышение профессиональной компетентности учителя.​Наталья КАЗАКОВА, Ирина СУНДАРЕВА, учителя начальных классов средней школы №5 города Черногорска Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте