search
main
0

С чего начинается Родина О странностях патриотического воспитания в новой России

“Нет, ну какая же это любовь? Любить можно что-то близкое, живое, человека, собаку… дорогую шмотку, в конце концов! А страну?” – в начале 90-х большинство из нас слышали эти речи не где-нибудь в трамвае или на кухне, а по первому каналу общенационального телевидения.

Покойный Булат Шалвович Окуджава однажды вообще заявил всему миру, что “патриотизм есть и у кошки”! Стоит ли теперь удивляться тому, что статистика эмиграции и уклонений от воинской службы выросла за последнее десятилетие в сотни раз. А ведь поколение “детей реформы”, часто почти не осознающее разницу между словами “режим”, “государство” и “моя страна”, а также смысл понятий “защита Отечества” или “любовь к Родине”, еще только-только заканчивает школы.
Поэтому не мудрено, что утвержденную 30 октября подпрограмму Министерства образования, посвященную патриотическому воспитанию граждан России, многие ждали уже давно. Правда, кое-кто по-прежнему занимался этим воспитанием и без министерских распоряжений. В школах эту миссию брали на себя в основном физкультурники и преподаватели общественных дисциплин. Первые готовили мальчиков к армии, вторые старались объяснить смысл будущей службы. С последним, честно говоря, было совсем нелегко справиться. И дело не только в том, что ветераны последней великой войны вынуждены были публично просить подаяния, а телекомментаторы ежедневно называли наших солдат федералами, а чеченских бандитов – бойцами или повстанцами. Долгое время ни правительство, ни политики, ни военные, ни промышленники, ни банкиры – никто толком не мог объяснить, в какой стране мы живем. Что нам надо защищать, а с чем, наоборот, нужно бороться? Совершеннолетние граждане выражали свой “патриотизм” настолько по-разному, что учителям, а тем более детям оставалось только закрыть глаза и опустить руки в ожидании лучших времен.
Кажется, эти времена настали. Сегодня только по линии Министерства образования на 2002-2005 годы государством официально выделяется 46 с лишним миллионов рублей. Не так уж много, но дело в конце концов не в деньгах. Главное, что государство наконец-то озаботилось “созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы” (к этой цитате мы еще вернемся). Подпрограмма декларирует также “признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимость создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи”. Далее следует внушительный список всероссийских мероприятий. От разработки нормативной и законодательной базы патриотического воспитания и организации федеральных курсов до проведения всероссийских детских конкурсов и военно-патриотических игр. Тут же указана ответственность тех или иных организаций и ведомств (в основном военных или военно-спортивных). Казалось бы, проблема поставлена, деньги выделены, работа спланирована, роли распределены, о чем еще можно беспокоиться?
Однако поводов для беспокойства немало. Начнем с того, что сам документ по сути своей не только не полон, но и противоречив. Он заканчивается “оценкой эффективности реализации”, а по сути, прогнозируемыми итогами воспитательной работы. Если внимательно приглядеться к списку, то конкретно сформулированным можно назвать лишь один пункт, а именно предпоследний: “повышение престижа военной службы”. Еще три пункта так или иначе его комментируют. Все остальные “гражданские” позиции, к сожалению, не представляют собой ничего определенного. Все это “создание, формирование и обобщение” неизвестно чего. Ведь, как уже было сказано, в сегодняшней России разные люди понимают под патриотизмом разные, подчас абсолютно противоположные вещи. И надеяться, что некая абстрактная конференция или сборник методических материалов сумеют согласовать их позиции, по меньшей мере наивно.
Но, может быть, список запланированных мероприятий поможет обществу самостоятельно определить патриотические ценности? Увы, рассчитывать не приходится и на это. Помимо упомянутых совещаний и курсов (где в принципе можно будет говорить кому угодно и о чем угодно), мы находим ряд весьма рассогласованных и странно откомментированных торжеств. К тому же их планируемое финансирование далеко не всегда соответствует их реальному патриотическому (да и просто культурно-политическому) значению.
К примеру, финал Всероссийского фестиваля патриотической песни, отвечающий за “формирование у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своей Родины” (как будто молодежи нечего спеть о настоящем, не говоря уж о будущем), так вот, только один этот финал за четыре года “съест” 2,2 миллиона рублей! А фестиваль, посвященный русскому языку, проводящийся ежегодно и работающий над гораздо более серьезными и долгосрочными культурно-политическими вопросами (укрепление единого языкового пространства, консолидация и взаимопонимание российских народов), по мнению Минобразования, обойдется за те же четыре года и одним миллионом. Еще меньше дадут на ежегодный конкурс детского художественного творчества, опять-таки обращающий сугубое внимание школьников на “углубленное изучение истории Отечества” (господа, я сам историк, но где же настоящее?!).
Дальше – больше. Под предлогом “увековечения памяти защитников Отечества” министерство включило в список… уже организованный(!) в мае этого года пробег инвалидов-колясочников по территории Российской Федерации, отпустив на него… 20 тысяч рублей. Мало того, что одно нормальное инвалидное кресло стоит гораздо дороже, программа не уделила ни рубля на развитие собственно детского туризма. Все слеты юных патриотов в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Удмуртии, Новороссийске, Новгороде, Оренбурге и Костроме проходят исключительно на военной (в лучшем случае военно-исторической) основе. А по Золотому кольцу или по Волге, значит, за свой счет катайтесь?
Можно понять, что на все денег хватает редко. Но вот дают же 400 тысяч на “разработку компьютерных игр по патриотической тематике”. Значит, признают, что забавы в виртуальной реальности для воспитания патриота важнее, чем знакомство с реальной географией своей страны. Кстати, большая часть российских детей сейчас все-таки не столько сидят за компьютером, сколько смотрят кино (в основном о патриотах США и других развитых стран). В Китае программа национального детского кинематографа ежегодно поглощает миллиарды долларов, Россия свое детское кино (как и детское телевидение), видимо, не поддерживает вовсе. Зато широко поддерживает книгоиздание. В ситуации, когда значительная часть школьников просто не читает ничего, кроме глянцевых журналов и комиксов, да и то по складам, подготовка и издание серии “Ученые-гуманитарии России в годы Великой Отечественной войны” выглядит недопустимо широким жестом. Более адекватной мерой является доработка и переиздание учебников по истории. Хотя и здесь есть определенная двусмысленность, ведь такую переработку скорее всего доверят таким людям, как директор Института российской истории Сахаров, недавно пообещавший провести “серьезную дегероизацию нашего исторического сознания”. Как патриотичны будут, к примеру, его рассуждения на тему: “Стоило ли присоединять Кавказ и Сибирь?”.
Единственной логически обоснованной (да и самой затратной) в списке мероприятий является все та же “военная” составляющая. Юные моряки, юные кадеты, юные следопыты, вахты памяти, уроки мужества, допризывная подготовка, смотры строя и песни – все это приводит к двум выводам. Во-первых, Министерство обороны в отличие от Министерства образования знает, каким должно быть патриотическое воспитание и, пользуясь этим, активно навязывает ему (и всем нам) свою версию патриотизма. Версию далеко не самую худшую, но все же крайне однобокую и бесперспективную. Ведь если правительство страны, решившее позаботиться о патриотическом воспитании своих будущих граждан, толком не представляет себе, кого именно и зачем оно собирается воспитывать (а это второй вывод), усилия отдельных ведомств исторической погоды уже не сделают.
Итак, мы вернулись к началу наших рассуждений. Прежде чем заниматься патриотическим воспитанием, государству, школе, отдельным гражданам следовало бы четко определить, что это такое. Чему нужно и чему не нужно учить. Нужно немного по-другому снимать телепередачи о Чубайсе и Миллере, выходящие сейчас со странным, почти провокационным названием: “Кому принадлежит Россия?” (хотя бы потому, что нормальный ребенок может поставить знак равенства между защитой Родины и защитой собственности олигархов). Нужно принять (и воплотить в жизнь) внятную концепцию государственной национальной политики. А до тех пор террористы, взрывающие дома, скинхеды, избивающие кавказцев, омоновцы, избивающие скинхедов, и телеведущие, поливающие грязью и тех, и других, и третьих как противников “обновленной демократической России”, смогут называть себя патриотами с равной степенью уверенности. И никакие обращения к героическому прошлому их не переубедят.
Артем ЕРМАКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте