search
main
0

С чего начинается Родина

Битва под Москвой - патриотизм и мужество защитников столицы

Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим его настоящее.

Лев Выготский

 

Как непросто донести до особого ребенка с ментальными нарушениями глубокий нравственный смысл столь нужных и важных слов, как «любовь к Родине», «патриотизм», «подвиг народа»! Словами объяснить не получится, нужно включить ребенка в такую активность, которая поможет ему осознать глубину каждого слова, замотивирует погрузиться в изучение вопроса, подтолкнет проникнуться идеей. От понимания простых вещей, близких жизненному опыту ребенка, до осознания нравственного смысла героического подвига народа выстраивается долгий путь воспитания и привития ребенку с ментальными нарушениями нравственных ценностей, развития чувства гордости за свою страну, понимания своей гражданской позиции.

В школе №2124 реализуется многолетний проект, направленный на развитие нравственных чувств у детей с ментальными нарушениям, формирование гражданской позиции, воспитание их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому через чувственный опыт ребенка. В основе проекта интеграция ресурсов классного руководителя и педагога дополнительного образования детского объединения «Веселый гончар», способствующих созданию атмосферы сопричастности истории народа и сопереживания значимым ее моментам, сохранению памяти о боевых местах и подвиге народа.

Через активную совместную творческую деятельность происходят привлечение детей с ментальными нарушениями к народно-прикладному творчеству, приобщение к кладезю народной мудрости и знаковым событиям нашей Родины.

Результатом нашего проекта является создание тематических панно из керамики. Итоговой работой года стало панно «За нами Москва!», посвященное началу контрнаступления советских войск под Москвой.

От задумки до результата

Искренний разговор о больших и малых жизненных ценностях на классных часах затрагивает чувства ребенка, вызывает интерес к познанию истории своей семьи, а затем и истории страны. Ведь любовь к Родине и патриотизм начинаются с деталей, дорогих сердцу и понятных любому ребенку независимо от нарушения развития. Воспитание уважения к Родине начинается с интереса к игрушке, передаваемой из поколения в поколение, семейной реликвии, фотографии, письму с фронта. Из таких простых вещей складывается образ, который доступен для понимания детям с интеллектуальными нарушениями. Через этот образ мы подводим их к осознанию знаковых моментов истории.

Поэтому работа над проектом начинается с создания атмосферы творчества и формирования чувства сопричастности и сопереживания детей героическим судьбам людей. Здесь важно получить душевный отклик ребенка и наполнить его глубиной. Дети с ментальными нарушениями более сохранны к чувственному познанию мира, а не к интеллектуальному. Поэтому вся урочная и внеурочная работа строится на формировании эмоционального и душевного отклика ребенка, посильного осмысления исторических событий. Широко используются следующие формы работы: детско-родительские встречи в рамках семейного клуба, выполнение совместных творческих работ с родителями на основе семейных реликвий, изучение истории семьи и, конечно же, боевого прошлого фронтовиков.

Подвиг народа – от образа к осознанию

На данном этапе осуществляется погружение в тему. Фрагментарность восприятия, характерная для детей с ментальными нарушениями, не позволяет им видеть целостный образ явления или события. Именно по­этому знакомство с историческим событием происходило через разные виды деятельности обучающихся, наполняя образ полнотой и постепенно подводя детей к осознанию его содержания.

Беседы на классных часах, посвященных 80‑й годовщине разгрома фашистских войск под Москвой, просмотр документальных и художественных фильмов раскрывали тему обороны Москвы. А дистанционная работа семейного клуба на базе Дарвиновского музея, где каждый рассказывал о семейных реликвиях прадедов-фронтовиков, наполняла чувствами сопричастности и сопереживания.

Незабываемым было и посещение школьного музея, где хранятся подлинные документы и письма фронтовиков – родственников учителей школы. Все это способствовало накоплению личного эмоционального опыта.

Осуществлялась специальная работа классного руководителя над установлением и осмыслением связей внутри этого опыта.

Интеграция ресурсов классного руководителя и педагога дополнительного образования детского объединения «Веселый гончар» давала возможность закрепить увиденное и услышанное в предметно-практической деятельности. Это находило воплощение в творчестве детей на кружке в рамках темы проекта. Это то, что необходимо для воспитания качеств человека, осознающего свою причастность к великому прошлому своей страны.

От противотанковых ежей к несокрушимой обороне

Осуществлением эмоционального опыта становилось изготовление поделок на военную тему. Керамика – искусство древнее, как само человечество. С незапамятных времен человек месил глину руками, придавая ей разную форму. Воплотить собственное вдохновение в изделиях из глины – это цель, к которой упорно стремится каждый художник.

В гончарной мастерской ребята воплощали свое видение темы. Через детали раскрывалось содержание. Изготовление поделки вызывало интерес к изучению истории вопроса. Школьники искали дополнительную информацию, расширяли представления, воссоздавали детали битвы. Стали очевидными метапредметные связи. Усилилась мотивация к получению новой информации.

Прикоснуться рукой к войне

Совместное творчество привело к идее изготовления коллективного панно. В керамике переплетены ремесло и искусство, поэтому вдохновение подсказывало объем работы, навыки лепки и декорирования помогали осуществить задуманное, а тема стала очевидной для всех – «За нами Москва!».

Панно воссоздавало реальную картину боевых действий под Москвой: разрушенный храм, тлеющие избы, подбитые танки, окопы, боевые орудия, противотанковые ежи и сам ландшафт местности создавали эффект сопричастности историческому событию. Душа детей откликалась на каждую деталь, ребята сопереживали, гордились и взрослели на глазах.

Мы не убирали незавершенную работу со стола, и все, кто приходил на уроки керамики, подолгу смотрели на панно. Сначала по-детски восторгались, а потом замолкали…

За время работы над панно изменились сами ребята – стали взрослее. Сама тема панно «За нами Москва!» настолько их увлекла, что не было лишних разговоров, лица стали серьезнее, а движения рук – точнее. Будто встретились прошлое (письма фронтовиков, стихи, кинофильмы о войне), настоящее (глина, краски, замысел, творчество) и будущее (что останется в душе навсегда).

Результатом такой работы, который сложно измерить, стал воспитательный эффект личной сопричастности истории Родины: панно находится в керамической мастерской, его замечают все входящие.

Весь процесс создания панно был запечатлен в видеоролике. Его смотрели всем классом в полной тишине несколько раз подряд. Значит, осталось в душе что-то большее, чем просто керамическое панно… Это обнадеживает. Но проект не закончен, это всего лишь начало разговора на тему, с чего начинается Родина.

Ирина КАЛИНИНА, учитель дополнительного образования школы №2124 «Центр развития и коррекции», руководитель кружка керамики «Веселый гончар»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте