search
main
0

С чего начинается личность? Программа для восьмиклассников «Помогаем себе совершенствоваться»

Воспитательная программа «Помогаем себе совершенствоваться» включает в себя разделы «Я и жизнь», «Самосовершенствование личности», «Этическая грамматика», «Профилактика поведенческих зависимостей подростков».

Основная цель программы: создание условий для саморазвития подростка.Цель раздела «Я и жизнь» – активное и сознательное освоение учащимися основных социальных сфер жизни. В содержание практических занятий включены темы: здоровье и семья, экономика, экология, право и политика, культура и мораль, межличностное общение.Разделы «Самосовершенствование личности» и «Этическая грамматика» нацелены на оказание помощи подросткам в становлении личности духовно и физически здоровой, способной к самосовершенствованию, творчески мыслящей, обладающей культурой общения.Цель раздела «Профилактика поведенческой зависимости подростков» – создание психолого-педагогических условий для профилактики поведенческой зависимости учащихся через создание атмосферы защищенности, безопасности, эмоционального комфорта. Данные цели реализуются через следующие задачи:- создать психолого-педагогические условия для своевременного выявления и оптимального развития знаний, умений, навыков и самоопределения школьников;- организовать разнообразную творческую, личностно и общественно значимую деятельность воспитанников как источник социально-приемлемого опыта жизни: знаний, умений, навыков саморазвития и самореализации;- создать условия для развития социально ценных межличностных отношений и переживаний учащихся в классном коллективе;- организовать исследовательскую и творческую деятельность учащихся как условие развития познавательных интересов;- содействовать профессиональному и гражданскому самоопределению воспитанников через систему тематических классных часов, экскурсий, трудовых и других акций;- развивать и совершенствовать классное самоуправление как необходимое условие социализации ребенка.Подростковый возраст характеризуется глубокими изменениями, влияющими на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, межличностных отношений со взрослыми, сверстниками, уровня развития познавательных интересов, интеллекта и способностей. Оформляется мотивационная сфера подростка, определяются его личные и деловые интересы, проявляются его профессиональные склонности и способности.Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Появилась возможность овладения собственным поведением, а значит, появилась ответственность перед собой. Для подростков характерно обостренное стремление к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого «я».В подростковом возрасте совершается важнейшая для человека перестройка в самоопределении ввиду социального (внешнего) несоответствия реального положения подростка его взрослым притязаниям.Результативность выполнения данной программы можно проанализировать через диагностические исследования:- уровень воспитанности учащегося;- самоаттестация коллектива;- степень удовлетворенности учащихся жизнью в классе и школе;- уровень занятости учащихся в коллективных творческих делах в классе и школе;- уровень творческой активности учащихся;- коммуникативная культура педагогов глазами учеников;- исследование качеств, необходимых для самосовершенствования, саморазвития, самоопределения.Основные методы воспитательного процесса: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, тренинг, самоанализ и самооценка.Программное обеспечение: А.Прутченков «Я и жизнь» (методическая работа социально-психологического практикума), П.Селевко «Совершенствование личности», Е.Степанов «О воспитательной системе класса», А.Шемшурина «Этическая грамматика».Основное содержание программы I. Право и политика1. Человек. Личность. Гражданин. (Урок-размышление)2. Правовая ответственность подростков. (Лекция с элементами беседы)II. Самопознание, самовоспитание, саморазвитие1. Каждый – индивидуальность. (Урок-размышление)2. С чего начинается личность? (Урок – ролевая игра)3. Воспитание воли, самоконтроль. (Лекция, беседа)III. Самоопределение1. Одиночество: беда, благо? (Дискуссия)2. Как жить, когда трудно? (Урок-размышление)3. Великодушие и равнодушие. (Открытый микрофон)IV. Межличностное общение1. «Кто я?» (Формирование позитивной «я-концепции»)2. Я и другие. (Проблемный урок)3. Умеем ли мы общаться? (Урок-размышление)V. Культура и мораль1. Духовная сущность человека. (Проблемный урок)2. Когда какое слово молвить? (Дискуссия)3. Быть воспитанным – это значит… (Урок-размышление)VI. Здоровье и семья1. 10 заповедей здоровья. (Беседа)2. Семейные ценности. (Беседа)VII. Экономика и экология1. Конкуренция или взаимопомощь? (Проблемный урок, дискуссия)2. Философия преуспевающих. (Лекция с элементами беседы)2. «Помнит мир спасенный». (Устный журнал) VIII. Основы выбора профессии1. Пути получения профессии. Система профессионального образования в Вологде. (Встреча со специалистом)2. Имитация ситуации выбора профессии (Профориентационная игра) IX. Развитие самоуправления 1. Коллективное планирование работы на год. (Работа в группах)2. Промежуточный контроль работы комитетов. (Отчеты комитетов)3. Анализ работы за год комитетов по самоуправлению.Основные методы воспитательного процесса: метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод самоанализа и самооценки.Основные формы: этическая беседа, проблемный урок, эвристическая беседа, проблемная лекция, урок-практикум, урок-размышление, урок – ролевая игра, дискуссия, диспут.​Елена ДВОЙНИШНИКОВА, учитель химии, Любовь МАНУЙЛОВА, учитель информатики, гимназия №2 Вологды, победители VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте