Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Позиция

С чего начинается химия?

Учительская газета, №44 от 03 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Сначала несколько слов о себе. Я учитель химии и физики, образование – химический факультет Ленинградского государственного университета, 17 лет научного стажа, в школе работаю с 1992 года.

Классические программы по химии всегда начинались с формирования у учеников представлений о веществе, его свойствах и самых первоначальных представлений о строении молекул (на уровне структурных формул) и связи свойств веществ со строением. Строение атома и объяснение электронной природы химической связи – это уже материал второго полугодия 8‑го класса. Для восприятия этого материала ученик должен получить на уроках физики информацию об электрическом заряде и электрическом поле, а также хотя бы самую примитивную информацию о строении атома. Этот материал по физике восьмиклассники изучают как раз в начале второго полугодия 8‑го класса, классические программы по химии и по физике были согласованы, и ученики фактически на уроках химии продолжали уже заложенное на физике. Ученикам можно было объяснить различие между валентностью и степенью окисления.

Курс Габриеляна начинается со строения атома. В сентябре дети мало что могут понять в этом материале. Понятие «валентность» Габриелян не использует, у него только «степень окисления», понятие условное, использующееся для облегчения расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР. Поскольку физического смысла дети не понимают, для них это только слова и приемы, которые выполняются механически.

Второй момент – для восприятия строения атома мозг детишек должен уже иметь достаточную способность к восприятию столь абстрактной информации и таких понятий, как, например, «электронное облако», «электронные уровни» и т. д. Курс физики первого полугодия 8‑го класса как раз подготавливает учеников к пониманию этих достаточно сложных вещей.

Испортив отношение учеников к предмету с первых дней его изучения, учитель, честно работающий по Габриеляну, дальше уже ничего сделать не может. Детям остается только посочувствовать: как можно полюбить предмет, который не понимаешь?

Сама я, когда Габриеляна только стали внедрять в школу, увидев, что его программа с программой по физике не согласована, работать по ней категорически отказалась. Мне, конечно, было проще это сделать, поскольку я веду два предмета. Право выбора у учителей есть, даже когда районное или городское начальство пытается надавить. Я много занималась с детьми из других школ, начинать приходилось с самого начала, чтобы «залатать дыры», возникшие не по вине детей, а потому что программа бездарная.

Многие учителя делали вид, что работают по Габриеляну, в отчетах это писали, а на самом деле учебником практически не пользовались и учили нормально. Дети, естественно, были подготовлены, но для учителя это риск: проверки всякие случаются…

Вот вкратце обоснование моей позиции по отношению к программе и УМК Габриеляна.

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии, эксперт ЕГЭ по физике, в прошлом научный сотрудник Государственного института прикладной химии, Санкт-Петербург

 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt