search
main
0

С большой точностью. Цифровое оборудование в сельской школе

Детчинская средняя школа расположена в поселке Детчино Малоярославецкого района Калужской области. В рамках проекта ИСО она является апробационной площадкой, а в этом году стала еще и победителем ПНП «Образование». В январе 2006 года сюда поступило дополнительное цифровое оборудование – ноутбуки, проекторы, электронные микроскопы, медиаклавиатуры, графические планшеты, веб-камеры, цифровая лаборатория «Архимед», комплекты робототехники «Лего». Как все это используется на практике?

Школьное научное общество «Поиск» работает здесь уже давно. Раньше здесь преобладало гуманитарное направление, но после появления цифровой лаборатории резко возрос интерес к естествознанию. Первопроходцами в освоении цифрового оборудования были тогда еще десятиклассники Александр Чернов и Петухов Роман. Под руководством учителя физики Ирины Паниной они настраивали датчики, изучали ПО, поступившее с лабораторией, налаживали связь между наладонником и компьютером. Ребята стали консультантами по работе с лабораторией для членов естественно-научной секции.

В школе активно используют проектную технологию. В начале учебного года все желающие могут выбрать тему проекта, которая, как правило, касается изучения окружающей среды, экологического состояния школы или участия в биологических и физических экспериментах. Защита работ проходит на заседаниях научного общества. Наиболее значимые выносятся на общешкольную конференцию в конце учебного года.

В проектную группу входят разновозрастные ученики – от семиклассников до одиннадцатиклассников. В прошлом учебном году в конференции участвовали 33 человека, были представлены как групповые, так и индивидуальные проекты.

Наиболее интересной была признана работа «Окружающая среда и здоровье человека» (Дарья Романова, Екатерина Володина – 8-й класс, Анастасия Кузьмина, Настя Крючкова – 7-й класс). По результатам исследования девочки дали рекомендации по изменению освещения в некоторых кабинетах школы.

«Если бы у нас были датчики кислорода, шумометры и приборы для измерения электромагнитного излучения, результаты были бы еще более убедительными», – говорит Катя Володина.

Работая над проектом «Изучение качества безалкогольных напитков» (Татьяна Ткаченко, 7-й класс, Константин Назаров, 11-й класс), ребята увидели преимущества цифровой лаборатории по сравнению с традиционным способом измерения pH растворов с помощью лакмусовой бумажки. Результаты получились более точными, компьютерная программа MultiLab позволила проанализировать полученные данные и построить графики.

Используется лаборатория «Архимед» и на уроках. Ирина Панина разработала и провела серию лабораторных работ по физике в 11-м классе. «Обычно на построение графика уходит целый урок, при этом строится он на небольшом количестве точек, а результаты получаются усредненные, – рассказывает она. – Лаборатория же позволяет проводить большое количество измерений с высокой точностью. Используя датчик расстояния, сразу можно построить график пути, скорости, ускорения. У разных групп получаются разные данные эксперимента. Объединив их на компьютере, ребята получают больше данных для анализа».

Учитель химии Екатерина Анисимова отмечает, что использование лаборатории на уроках позволяет сократить время проведения измерений, дает больше возможностей для сбора, анализа и предоставления результатов. Наладонники позволяют проводить измерения в кабинете химии, а результаты проецируются на экран с компьютера учителя.

Ученицы 9-го класса Дарья Романова и Катя Володина рассказали, как в 8-м классе на уроках технологии они собирали модели из комплектов «Лего», составляли программы, проводили соревнования между классами. «Это легко, ведь собрать конструкцию машины не представляет сложности, – говорит Дарья. – Включается фантазия, и машина начинает двигаться, как тебе хочется. Программа состоит из пиктограмм, каждая картинка – действие, и если соблюдать правила – все получится! Жаль, что иногда не хватает деталей, нужны дополнительные моторчики, датчики».

Учитель информатики Ольга Герасимова планирует занятия кружка «Робототехника» для учеников 5-го, 6-го классов. Информатику здесь изучают со второго класса. Во время занятий класс делится на группы. Их восемь, по числу комплектов Лего. В каждой есть так называемые конструкторы и программисты. Первые начинают сборку модели, а вторые одновременно с ними составляют программу.

В конце апреля 2007 года была подготовлена и проведена популярная игра «Что? Где? Когда?» В интеллектуальной схватке сошлись команды знатоков Бетлицкой школы Куйбышевского района и команда «Удача» Детчинской школы.

Мероприятие было организовано не самым стандартным способом – команды разместились в кабинетах информатики своих школ, между которыми была установлена видеосвязь по сети «Интернет» с использованием веб-камер, микрофонов и программы Skype. Изображение было хорошим, правда, звук временами пропадал, но текст вопросов и ответов ученики дублировали по разным каналам связи, так что эти технические неприятности не испортили общего настроя игроков на победу. Ребята рассказали нам, что в этом учебном году они планируют организовать такую же игру и с другими школами Калужской области.

Что касается другой цифровой техники, то наибольшее применение нашли ноутбуки и проекторы – их используют почти на каждом уроке. Ольга Николаевна даже высказала опасения, что лампы накаливания проекторов могут скоро выйти из строя, а средств на приобретение новых в бюджете школы не предусмотрено. Часто используют фото- и видеокамеры. С их помощью ученики создают летопись школы, готовят материалы для публикации на школьном сайте.

Разобраться с медиаклавиатурой в прошлом году поручили Саше Чернову. Он и его друзья изучили инструкцию, которая оказалась на английском языке, освоили приемы игры на этом электронном инструменте и использовали его на школьных вечерах. Саша отметил некоторые недостатки устройства: звук у него механический, немного запаздывает после нажатия клавиш, а работать он может только с компьютером. Однако ребята планируют продолжить эксперименты с медиаклавиатурой и освоить все возможности изделия.

Электронные микроскопы учителя используют, в основном демонстрируя редкие микропрепараты или образцы из коллекции слайдов на большом экране всему классу. Но в учебной деятельности все предпочитают работать с обычным микроскопом – он дает большее увеличение, более мобилен, не требует подключения к компьютеру.

Координатор апробационной площадки Галина Митрошкина сказала, что залог успешной работы с цифровой аппаратурой на уроках и во внеклассной деятельности – творческий союз учителей и учеников. Педагоги Детчинской школы экспериментируют с новыми ЦОРами, созданными в рамках проекта «ИСО». Они первопроходцы применения цифровой техники в учебном процессе и во внеклассной деятельности.

Александра ЧАГОВЕЦ, руководитель регионального Центра организации апробации, Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте