Тема «Преодоление конфликтного поведения и выход из конфликта» :: Тема «Толерантность»
Тема «Преодоление конфликтного поведения и выход из конфликта»
Цели: после занятия участники смогут: проанализировать причины возникновения конфликтов; продолжить формирование конструктивных умений выходов из конфликтных ситуаций и способов бесконфликтного общения.
Упражнение «Стулья»
Участникам демонстрируются два стула, которые занимают 4 различные позиции относительно друг друга.
1-я позиция – стулья стоят на определенном расстоянии друг от друга спинками к зрителям; 2-я позиция – стулья стоят рядом, как бы «повернувшись» к зрителям; 3-я позиция – стулья стоят рядом, отвернувшись – спинками к зрителям; 4-я позиция – стулья «отвернулись» друг от друга, повернувшись друг к другу спинками.
Участникам дается задание.
Посмотрите на стулья. Кто здесь сидел? Что случилось? В микрогруппах напишите свой мини-сценарий и разыграйте историю со стульями. Представить истории можно в виде сценки или пантомимы.
Ведущий обращает внимание на сложности во взаимоотношениях между людьми, на наличие у людей взаимных претензий друг к другу и на частоту возникновения в связи с этим конфликтов. Каждый участник, разделив страницу тетради пополам, составляет в левой колонке список претензий к людям, в правой – список претензий людей к нему. По окончании выполнения заданий желающие могут познакомить всех с получившимися вариантами.
Главную роль в возникновении конфликтов, как считают психологи, играют конфликтогены, и 80% конфликтов поэтому возникают помимо желания их участников.
Предлагается ситуация к обсуждению:
«В автобус вошла девушка – стройная и симпатичная. Проходя по проходу она случайно, так как автобус дернулся, толкнула мужчину средних лет. «Ну ты, корова!» – отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала».
Участники отвечают на вопросы:
Какова динамика развития конфликта?
Что было первым конфликтогеном и вторым?
А как можно было?
В результате анализа динамики развития конфликта: «конфликтоген – более сильный конфликтоген – еще более сильный – … – конфликт».
Выполняется упражнение «Как быть толерантным в общении», цель которого – обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Процедура проведения: каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуаци – с кем-то ссорится, и получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Участники могут разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Схема достойного выхода из ситуации:
1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…».
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовала себя неудобно…».
3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…».
4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Упражнение выполняют несколько пар участников. А зрители высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.
Сделать общение более непосредственным и свободным в силах каждого собеседника. Важно, например, научиться в безоценочной манере выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п. Ведущий делает разъяснения: «Использование в речи Я – высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я – высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства. («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера», а не нацелено, как Ты – высказывание на то, чтобы обвинить другого человека. («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера»). Если мы используем Ты – высказывание, то человек, к которому мы обращаемся, испытывал негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я – высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить».
Участникам в микрогруппах (предварительно обсудив) предлагается составить Я – высказывания для одной из предложенных ситуаций:
1. Твой друг (подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) ее.
2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
3. Твои друзья пошли на дискотеку, а тебя не позвали.
4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.
5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришел.
6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчислит тебя из команды и т.п.
Так как бесконфликтное общение с другими людьми требует наличия у человека различных качеств, то ведущий предлагает участникам собрать «рюкзачок успешного общения». Для этого каждый на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает человеку добиться успеха в общении, а второе – мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Ведущий по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, и участники определяют «обладателя» этих качеств.
Тема «Толерантность»
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Статья 1 Декларации принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В резолюции ЮНЕСКО суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и самого себя.
Общее содержание толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки.
В русском языке существуют два слова со сходным значением – «толерантность» и «терпимость». Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. В зависимости от контекста – эволюционно-биологического, этического, политического или психологического – толерантность, наполняется своим особым специфическим смыслом.
В эволюционно-биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о «норме реакции», то есть допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразия признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках Конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.
Толерантность, чтобы превратиться в эффективное средство регуляции межкультурного сосуществования, должна стать не просто универсальной ценностью и получить культурный смысл, но обязательно правилом общения с культурными ценностями вообще. Поэтому принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной цивилизации. Именно это изменяет как содержание, так и роль понятия толерантности в современном обществе. Быть другим – вполне естественно и вовсе не означает нести зло. Это сказалось на понимании толерантности как активного отношения к миру в отличие от пассивного страдания. Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность имеет свой механизм самореализации. Член общества как гражданин удостоверяет свое достоинство через признание достоинства иного и находит в этом подтверждение своей политической культуры. Проблема толерантности возникает лишь тогда, когда члены общества начинают «видеть» свою универсальную сущность. В зависимости от доминирующего в государстве общественного сознания складываются и различные типы толерантности. Любое многонациональное общество, то есть общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в толерантности. Толерантность нельзя измерить, это абстрактное понятие, но все же можно выделить критерии толерантности:
– взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
– равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);
– равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
– сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
– возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
– свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
– сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.
Сегодня важно формировать у школьников такие демократические, ценности, как выбор, право на собственное мнение, свободу совести, – то есть все, что позволяет сохранить разнообразие общества и мира в целом.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. На это указано и в статье 4 «Воспитание» Декларации принципов толерантности. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и поощрение стремления к защите прав других. На современном этапе развития образования появилась необходимость уделять особое внимание использованию новых образовательных технологий с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
В наши дни особое значение приобретает понятие «интерактивность» как непосредственный диалог. Интерактивными сегодня называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером; появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении в форме открытых бесед со зрителями и слушателями. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности. Внутри групповое сотрудничество в решении дидактических задач повышает эффективность учебного процесса не менее чем на 10%. Однако для организаторов интерактивного обучения помимо чисто учебных целей важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке. При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы.
Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной. Учащимся следует предложить кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока (занятия)?», «Что тебе уже известно по этой теме?». Можно дать школьникам два-три упражнения на концентрацию внимания: выбрать эпиграф к уроку, необычное приветствие учителя, проведение игры – старт перед путешествием и т.д.
На следующем этапе – объединение учащихся в группы – продолжается формирование микроклимата занятия. Объединение в группы может происходить «по желанию», с помощью «мозаики», по интересам, по способностям и др. При переходе к формам учебного сотрудничества стоит познакомить учащихся с нормами группового поведения.
Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения: в совместной работе все равные участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы; критикуются идеи, а не личности; цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения о проблеме, и т.д.
Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает в себя несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Содержание учебной задачи для группы должно иметь иной характер, нежели при традиционных формах обучения. Именно нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения и формировать общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, историческое явление, историческое лицо.
По окончании обсуждения внутри группы начинается межгрупповое общение. После итоговых выступлений необходимо сначала перейти к взаимооценке, а затем к самооценке групповой работы. Значимость вклада каждой группы хорошо определяется в сравнении с другими решениями.
Завершающим этапом интерактивного занятия является рефлексия прошедшего занятия.
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог должен обладать следующими умениями: организовать такое исследование задачи, которое воспринимается обучаемыми как собственная инициатива; целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие к интеграции усилий; создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся; решать нестандартные учебные и межличностные ситуации; сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся избегать зависимости, которая сковывает их мыслительную деятельность; способствовать проявлению самостоятельности в интеллектуальном поведении.
Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения: нахождение проблемной формулировки темы занятия; организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания; создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи; выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога; использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности; развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.
Интерактивное обучение позволяет реализовать субъект-субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса. Диалогичные формы взаимодействий предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу. Поэтому необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе.
Организациия групповой работы в парах чаще всего используется учителями как тренинг для закрепления усваиваемого материала. Поэтому чаще всего парная работа строится на базе: последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала; взаимопроверки проделанной работы; работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы); выполнения небольшого по объему задания («историческая телеграмма»).
Можно выделить два типа учебных пар: постоянного (замкнутого) и динамического состава. Динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, поскольку участникам диалога нужно каждый раз понимать и принимать иной взгляд на проблему, и это стимулирует развитие общения между учащимися. Тематика мини-диалогов может быть самой разнообразной: понятия – их определения; событие – дата, историческое лицо; предмет – история его возникновения и т.п. Для того чтобы диалог «не зависал», нужно настроить учащихся: те, кто спрашивает, должны иметь в запасе два-три готовых задания; тем же, кто вступает в диалог, необходимы мобилизация знаний и желание правильно ответить.
Интерактивное обучение является перспективным, интересным и творческим направлением в отечественной педагогике. В образовательном процессе открывается необъятная область педагогического взаимодействия учителя с учеником. Следуя принципам толерантности, происходит обучение школьников различным приемам разрешения противоречий, используя такой инструмент, как переговоры, формирование умений договариваться. Чем больше способов взаимодействия в условиях мультикультурного социума знает человек, тем более он способен к толерантности, к продуктивному взаимодействию. Толерантность в данном случае выступает культурной нормой, которая формируется в учебно-воспитательном процессе.
Ирина ЯКИМОВИЧ, доцент кафедры педагогики БГУ имени академика И.Г.Петровского
Брянск
Комментарии