search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики
0

Рыцарь суровой доброты. Имя в педагогике

В Год учителя нельзя не вспомнить Виктора Николаевича Сороку-Росинского – замечательного русского педагога, посвятившего всю жизнь воспитанию детей. Окончив в 1906 г. историко-филологический факультет Петербургского университета, он стал преподавать в гимназиях.

Сорока-Росинский напечатал много работ, посвященных вопросам воспитания и обучения. Большое внимание в них уделялось созданию новой школы. Работая с 1918 г. в школе Путиловского завода, он применял, как сказали бы сегодня, инновационные методы учебно-воспитательного процесса; здесь также была организована одна из первых «ребячьих республик» – по типу будущих макаренковских колонии и коммуны.Сорока-Росинский возглавил школу имени Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых детей, в работе с которыми проявил себя выдающимся педагогом-гуманистом. Но его дальнейшая жизненная и творческая судьба складывалась непросто. Принципиальное несогласие с тогдашним педагогическим Олимпом привело к тому, что в 1925 г. он был освобожден от занимаемой должности. И в дальнейшем его новаторский труд неоднократно прерывался административными запретами на взаимодействие с детьми. Сорока-Росинский пережил все тяготы ленинградской блокады, продолжая работать. Находясь в последней стадии дистрофии, 59-летний учитель был эвакуирован на Алтай, где возобновил активную педагогическую деятельность. В родной город Сорока-Росинский вернулся только в 1948 г. Жить без детей учитель не мог и организовал детский клуб на дому – «академию», как шутя называл ее Виктор Николаевич. Здесь собирались дети из окрестных школ и семей. В тесно набитой комнатке занятия проходили в несколько смен. Ребята не только «подтягивали школьные хвосты», но и слушали увлекательные рассказы по истории, литературе, искусству и вообще говорили про жизнь. Как учитель, он ценил в человеке прежде всего умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения и эти черты стремился воспитывать у своих учеников. Он был убежден, что в основе воспитания лежит творческий труд, непременно связанный с учебой; мечтал о школе, ученики которой могли бы не только приобретать трудовые навыки, но в старших классах постепенно включаться в трудовой процесс наряду со взрослыми.Помню, как подростком я с восторгом прочел книгу Л.Пантелеева и Г.Белых «Республика Шкид», ничего не зная тогда ни о ее авторах, ни о Сороке-Росинском. И только студентом пединститута благодаря издательству «Знание» впервые прикоснулся к жизни и творчеству неизвестного мне педагога: выпуск серии «Педагогический факультет» «Жил на свете учитель» (с замечательным вступлением Любови Кабо) вышел тиражом свыше 230 тыс. экз. В 1978 г. это же издательство в серии «Педагогика и психология» фактически переиздало книжку,  но уже вынесло на обложку имя автора и название его неоконченных воспоминаний – «Школа Достоевского».А еще через 12 лет в академической серии «Педагогическая библиотека» вышла обстоятельная книга педагогических сочинений Сороки-Росинского. Однако часть работ педагога остается неизвестной, большинство рукописей погибло в эвакуации или утеряно позднее. А может быть, еще пылятся в архивах.Не могу обойти вниманием одну досадную неточность. Российская педагогическая энциклопедия указывает дату смерти Сороки-Росинского – 4 октября 1960 г., а вступительная статья к его педагогическим сочинениям – 1 октября. Посмотрел в Интернете – та же небрежность в отношении этой даты. Наверняка сохранилось соответствующее свидетельство, и авторам нужно проявлять элементарный такт по отношению к ушедшему от нас человеку.Прошло пятьдесят лет, как не стало мудрого педагога, «рыцаря суровой доброты». Сегодня важно, чтобы его идеи были доступны и осмыслены в обществе: может быть, тогда успешнее решались бы насущные проблемы российского образования и больше было бы любви к нашему будущему – детям.​Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте