Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Рутина и мы

УГ - Москва, №11 от 16 марта 2010. Читать номер
Автор:

Павел ВАСИЛЬЕВ, учитель физики школы №192 Юго-Западного окружного управления образования, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2008» в номинации «традиция и современность»:

– Популярный вопрос, который задают конкурсантам и постоянно обсуждают, звучит так: какое отношение имеет конкурс к регулярному преподаванию в школе?

Больной вопрос, который волнует всех участников, прошедших конкурс в сущности о том же: как сохранить потенциал и настроение по возвращении в школу? Почему желание творить уроки медленно растворяется в рутине школьной жизни? Что в ней такое едкое?

Ответ, который появился у меня через год после конкурса, показался мне настолько странным, что обсуждать его с коллегами казалось мне абсурдным. Все же несколько попыток я предпринял, и оказалось, что сходные мысли существуют.

Самое едкое в рутине – это положительное, утвердительное качество беспроблемного материала, который излагается ученикам. Урок строится на утвердительном изложении рафинированного материала и не содержит ни проблемы, ни парадокса, которые бы будили, беспокоили мозг ученика.

Например: проходим тепловое действие тока, осматриваем, как в музее, закон Джоуля – Ленца, сообщаем факты, известные ученику (электрочайник в каждом доме), пишем формулы, решаем типовую задачу и все.

Почему мы так делаем?

Такая технология прописана в поурочном планировании и требует минимального времени на подготовку к уроку, но позволяет брать больше часов!

Конкурс же учит тому, что в каждом уроке должна быть заложена «бомба», припрятан рояль, есть изюминка, то есть то, что вызовет удивление, непонимание, желание разобраться. Мозг ученика будет разбужен и начнет мыслить. Конкурс учит искать и находить адекватную форму урока, подбирать средства и выстраивать общение как диалог.

Почему мы это перестаем делать?

Подобный подход (назовем его конкурсным) к регулярным урокам потребует пересмотра большей части материала с целью культивирования в нем учебных проблем, вопросов, парадоксов, способных спровоцировать мышление. Учителю придется разрабатывать технологию построения уроков самостоятельно для своего предмета. Такая деятельность не выгодна экономически и потребует изрядного количества времени. На это надо решиться.

Почему учитель перестает быть родственным для коллег после конкурса «Учитель года»?

Какие для этого существуют причины?

Осознание своего несовершенства.

В конкурсе принимает участие большое количество учителей, отличающихся по жизненному опыту, поведению, мировосприятию, человеческим качествам. Перед глазами участника проходит пестрый ряд уроков и появляется возможность сравнивать и обсуждать свою деятельность и работу других. Таким образом, заинтересованный человек по крутой спирали или извилистому серпантину поднимается над своим прежним опытом.

Цепочка моих дальнейших внутренних событий выглядела так: от сравнения, анализа и обсуждений к осознанию ограниченности своего опыта. Далее от неудовлетворенности собой к восприятию нового другого опыта. Возникло новое качество: обучаемость, окрепло желание пополнить свой багаж знаний.

Существует множество других точек зрения.

Самые болезненные для меня уроки конкурса: я учился общаться на равных. С понятием «точка зрения», или «позиция», там складываются непростые отношения. «Позиция» у участника конкурса должна быть по разным предметам, событиям, вопросам. Ее нужно уметь высказывать понятно для окружающих и защищать, предъявляя аргументы. С тобой в конце концов могут не согласиться, что также вызывает внутреннее напряжение, но на тебя никто не будет давить и принижать. Новое ощущение равенства и многообразия мнений – заслуженная награда для человека.

Куда возвращается учитель после конкурса?

В ту среду, откуда он вышел. Здесь берут начало всевозможные конфликты. Избежать их возможно, поэтому я предлагаю «правила возвращения» с краткими комментариями. Все пункты правил проверены на себе.

Прежде всего необходимо понять, что вы возвратились в ДРУГУЮ среду, потому что ВЫ сами изменились.

Настроить все свое существо на равнодушный прием среды (в лучшем случае), так как жизнь ваших коллег текла по программе.

Примите спокойно постулат об отсутствии желания среды что-либо знать или менять.

Ваш творческий конкурсный потенциал следует реализовывать только в своей работе.

Только личная просьба коллеги присутствовать на уроке или рассказать о чем-то является единственной причиной, по которой вы можете поделиться творческими находками или новыми знаниями.

Надеюсь, что, следуя этим правилам, вы не будете менять место работы и останетесь в своем коллективе.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту