search
main
0

Русское географическое общество всегда с учителями

​Участников съезда приветствовал президент Русского географического общества, министр МЧС РФ Сергей ШОЙГУ.

Русское географическое общество постоянно уделяло внимание повышению престижа географии, поднятию ее статуса в школе. Школьную географию члены РГО, а среди них было много выдающихся ученых, всегда рассматривали как фундаментальную основу для высшего образования и отечественной географической науки. Тут был и другой, не менее важный аспект. Как отмечалось еще в решениях I съезда преподавателей географии России, школьные программы, включая преподавание географии, должны способствовать «разносторонности и ясности мышления, при которых только и возможна выработка миросозерцания, гармонически связанного с интересами Родины». Слова, не утратившие своей актуальности и в наши дни!По мере развития и становления нашей страны как великой державы, необходимость развития и улучшения школьного географического образования становилась очевидной. Важность такого образования для развития страны осознавало Русское географическое общество еще с конца ХIX – начала ХX века. Но общегосударственную значимость и популярность школьная география приобрела в советский период, особенно в тридцатые-пятидесятые годы. Тогда Советский Союз действительно был «страной мечтателей, страной ученых». В основе этого лежал подъем школьного образования, а также высокий престиж учителя, чему государство уделяло особое внимание. И это полностью оправдывало себя. Складывавшаяся тогда обстановка требовала воспитания нового поколения людей – разносторонне образованных и хорошо подготовленных профессионально. Но главное – патриотично настроенных, способных решать серьезные задачи, стоявшие перед государством. Победа в Великой Отечественной войне, разгром фашистских агрессоров, поработивших почти всю Европу, показали, что воспитание и образование молодежи осуществлялось в правильном направлении. Именно к тому периоду нашей истории относится постановление советского правительства «О преподавании географии в начальной и средней школе». В нем намечена не только развернутая и комплексная программа географического образования в самой школе, но и конкретные меры, предусматривавшие широкое распространение географических знаний во всем советском обществе. Напомню, что в соответствии с постановлением преподавание географии вели вплоть до седьмого класса школы, на географию выделяли семнадцать часов в неделю, предусматривали организацию многочисленных кружков и секций для внеклассных географических занятий, было создано также Издательство географической литературы, выпускавшее как специализированные книги и справочники, так и обширную познавательную литературу для юношества. Всю эту деятельность инициировали выдающиеся географы, педагоги и общественные деятели – члены РГО Николай Баранский, Лев Берг, Андрей Григорьев.К сожалению, школьная география, как и все народное образование в нашей стране, переживала не только периоды подъема, но и спады. Учителям географии средних школ пришлось испытать это на себе. Особенно в период 90-х годов, когда школьному образованию был нанесен серьезный ущерб, а материальное положение педагогов резко ухудшилось. В явном загоне оказалась и школьная география, оттесненная на обочину среднего образования.В настоящее время руководство страны принимает конкретные меры по исправлению создавшегося ненормального положения. При этом особое внимание уделяется улучшению материального положения и поднятию престижа учителей. Это сегодня поистине общегосударственная задача. Без ее решения трудно рассчитывать на сколько-нибудь серьезные перемены во всем процессе обучения и воспитания молодежи. Улучшение положения и укрепление авторитета школьного учителя важное, неотъемлемое условие преодоления тех негативных явлений, которые наблюдаются в молодежной среде в последнее время. Сегодня, когда перед Россией со всей остротой стоит проблема модернизации страны и перехода экономики на инновационный путь, нам нужны всесторонне развитые, целеустремленные, стремящиеся к овладению новыми знаниями и нужными стране профессиями молодые люди. При этом крайне важно воспитать у них высокие гражданские чувства, патриотический настрой, гордость за свою страну и веру в ее великое будущее. Только такая молодежь сможет разрабатывать и внедрять в массовое производство новейшие технологии, строить новые города и создавать современные транспортные магистрали, осваивать суровые и отдаленные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, сохранять и развивать богатейшее и уникальное культурное наследие нашей страны. Знание географии, культурно-исторических и этнографических традиций и особенностей как России, так и зарубежных государств, формирование бережного отношения к родной природе, разнообразной, но в то же время крайне уязвимой флоре и фауне нашей страны – все это способствует воспитанию по-настоящему современных, творчески мыслящих молодых людей, готовых самоотверженно работать на благо Отечества. От этого многое зависит, на это направлены сейчас ориентиры государственной политики. Что касается Русского географического общества, то мы уже давно активно и всесторонне содействуем подготовке и воспитанию молодежи в таком духе. При этом, учитывая особенности и реальности нашего времени, мы опираемся на лучшие традиции прошлого и активно используем их в своей работе. Недавно я был в Красноярске, где проводил пресс-конференцию, посвященную реализации крупнейшего проекта обновленного Русского географического общества: комплексной молодежной экспедиции по изучению объектов природного и культурного наследия вдоль трассы строительства железной дороги Кызыл – Курагино. Эта железная дорога свяжет Республику Тыва с крупнейшей магистралью России – Транссибом. Географическое общество выделило крупный грант на проведение специальных работ с тем, чтобы в ходе строительства не были утрачены или повреждены ценные археологические объекты: курганы, древние поселения и стоянки. Другая часть работ направлена на минимизацию ущерба экосистемам. К этим работам мы активно привлекаем молодежь, которая в ходе экспедиции получает уроки практического родиноведения, закрепляет полученные в школе и вузе знания. Такой опыт у РГО есть не только в Красноярском крае и Тыве, но и в других республиках и областях нашей страны. Собственные молодежные экспедиции организуют и проводят и региональные отделения общества. Такую практику при проведении археологических исследований и раскопок Русское географическое общество применяло еще в дореволюционный период. Многие известные русские географы, археологи, путешественники, обучавшиеся в гимназиях и университетах, обрели свое призвание именно в этих экспедициях и давали высокую оценку их роли в своей судьбе. Действительно хорошая традиция, будем сохранять ее и работать в этом направлении дальше. Мы готовы также по линии РГО подключаться к решению конкретных вопросов школьного образования. Мне известно, например, что в школах не хватает географических пособий – карт, атласов, справочников и других необходимых для полноценного образования учебных материалов. Некоторые из них содержат устаревшую, а подчас и неверную информацию, что, естественно, надо поправлять. При непосредственном участии РГО в настоящее время реализуют проект «Новые карты России». Мы готовим к изданию серию комплексных региональных атласов. Эти материалы обеспечат образовательные учреждения, да и всех заинтересованных граждан, актуальным картографическим материалом. Русское географическое общество также помогало и будет помогать педагогам-энтузиастам, занимающимся проведением всероссийских и международных олимпиад по географии для школьников. Нам приятно, что это приносит свои результаты – в 2011 году российская команда достойно проявила себя на международной арене, получив золотую медаль на Международной олимпиаде в Сан-Франциско. Другое важное направление – содействие Русского географического общества разработке современных стандартов образования. Вместе со специалистами, преподавателями средних школ мы готовы обсуждать как настоящее, так и будущее школьной географии, ее ориентиры и перспективы. И не только обсуждать, но и участвовать в реализации совместных программ, направленных на улучшение качества обучения и повышение географической культуры как учащихся, так и всего населения страны.80 тысяч преподавателей географии, работающих сегодня в школах, – это большая сила. Они многое могут сделать для улучшения образования и воспитания подрастающего поколения, тех, кто завтра будет определять будущее нашей страны. Россия сегодня идет по пути интенсивного и разностороннего развития, и школьное образование призвано сыграть в этом первостепенную роль.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте