Проблемы преподавания русского языка сегодня стоят особенно остро. Они волнуют ученых, учителей, работников органов образования, родителей. Именно об этом шел основной разговор на Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов». Модератором конференции была председатель федеральной предметной комиссии по русскому языку, ведущий научный сотрудник Лаборатории дидактики русского языка ИСМО РАО Ирина Цыбулько. В учебном центре города Московского собрались педагоги, завучи, методисты со всей страны.
Кем бы ни был российский гражданин – ученым, врачом, инженером, строителем, менеджером, словом, чем бы он ни занимался, он должен хорошо знать русский язык. В ходе обсуждения даже прозвучала такая идея: в числе обязательных предметов ЕГЭ должен непременно быть русский язык, а вот математику можно сдавать по выбору. Конечно, с таким мнением согласиться невозможно. И тем не менее оно особо подчеркивает нынешнее состояние преподавания этой дисциплины.Было сказано, что именно наш великий и могучий язык делает Россию единым образовательным пространством. Во время обсуждения участники констатировали с огромным сожалением, что наш язык засоряется иностранными, сленговыми, диалектными словами и ненормативной лексикой. Даже нередко в устах образованных людей русский язык звучит упрощенно, бледно. Одна из причин – сокращение часов на его преподавание в школе. Особенно это заметно в национальных республиках, где на язык коренной национальности отводится вдвое больше часов, чем на изучение русского.Ведущая конференции Ирина Цыбулько выступила с двумя докладами: «Государственная итоговая аттестация по русскому языку в контексте современных проблем образования» и «Современные подходы к контролю и оценке учебных достижений по русскому языку. Тематический контроль». Главная мысль выступлений Ирины Петровны: «Русский – практико-ориентированный предмет. Государственная итоговая аттестация по русскому языку состоит из двух экзаменов – ГИА и ЕГЭ. Если в 9-м классе проверяются слушание, чтение и письмо, то на ЕГЭ слушание уже не проверяется. Никакая аттестация не дает полного среза ситуации по русскому языку в ГИА. В материалах ГИА и ЕГЭ нет заданий на знание, но есть практико-ориентированные. Сегодня учатся совсем другие дети, они в значительной степени отличаются от школьников прошлых десятилетий. Они живут в ситуации языка Интернета и языка, которому обучают в школе. С этим придется согласиться. Поэтому любые указания о переводе из знаниевой парадигмы в парадигму деятельностную представляют некоторое лукавство».Другие участники тоже говорили о необходимости совершенствования ЕГЭ по русскому языку и методов его оценивания. Были рекомендации использовать перекрестный метод контроля результатов: одна территория проверяет работы другой и наоборот. Тогда оценивание будет беспристрастным и более объективным. Прозвучало предложение о проведении Всероссийской конференции по ЕГЭ.Генеральный директор издательства «Национальное образование» Ирина Федосова рассказала на конференции об учебно-методических пособиях нового поколения для контроля качества, разработанных издательством в соответствии с новым образовательным стандартом.
Комментарии