Что ни звук, то и подарок…
Культура речи делового человека
овременный русский язык не меньше, чем любое другое общенациональное достояние, нуждается сегодня в защите и внимании. Чтобы не растеряли мы свои богатства или, по словам Гоголя, “драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи”.
Нельзя сказать, что проблема правильного словоупотребления и искусства речи совсем никого не волнует. Напротив, для очень многих овладение красивой речью – необходимое условие их профессионального роста, успеха в жизни. Так было и раньше. Еще Чехов писал: “Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время лучшими ораторами”. Добавим к этому перечню учителей, юристов, врачей, журналистов, телевизионных ведущих, предпринимателей… Нам всем в разной степени необходимо излагать свои мысли точно, ярко и убедительно. А умения-то порой и не хватает. И неудивительно, ведь ни школьные, ни даже вузовские программы и учебники не дают в должном обьеме курсы стилистики, орфоэпии, ораторского мастерства, лексической сочетаемости. Как всегда, упор делается на орфографию и пунктуацию. В популярнейших ныне учебниках русского языка для старшеклассников читаем: “Книга поможет в совершенствовании навыков правописания, в практическом повторении всего того, что было раньше изучено”. Значит, опять обобщать, повторять и закреплять пройденный материал? А как же научиться общаться и вести деловые переговоры, выступать перед аудиторией и дискутировать, оформлять деловые бумаги и писать рефераты? Об этом, как ни странно, молчок. Подобных учебных курсов и учебных пособий сегодня крайне мало. Да они как бы и необязательны. Значит, как и встарь, одна надежда – на самообразование?
И все же кое-что в этом направлении делается. Так, издательство “Флинта” совместно с “Наукой” и “Академией” подготовило и выпустило в 1996-1997 гг. целый ряд справочных и учебных пособий по речевой культуре для учащихся, студентов, преподавателей и занимающихся языком самостоятельно. Это: А.Ю.Купалова “Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6 классов”, А.Г.Петрякова “Культура речи. Практикум для 10-11 классов”, И.М.Рожкова и др. “Культура устной и письменной речи делового человека. В 2 частях: Практикум. Справочник” и др. И если первые два пособия – в основном для школы, то комплект “Культура устной и письменной речи делового человека” рассчитан на гораздо более широкое использование.
Русский язык живет и развивается по своим внутренним законам, соединяя и впитывая в себя две культурные традиции: устно-народную и литературно-книжную. Давно уже стали литературной нормой столь любимые нами пословицы, крылатые слова и фразеологические обороты. Интересно и полезно для эрудиции узнать об их происхождении и обьяснении. Это, конечно, фольклор, устное народное творчество. Многие пришли к нам из книг религиозного содержания. Например, из Библии и Евангелий “блудный сын” и “камень преткновения”, “книга за семью печатями” и “соль земли”, “златой телец” и даже “козел отпущения”.
Лексическая сочетаемость слов – еще одна премудрость (и тонкость) родного языка. Известно ведь, как одно неверно выбранное слово может непоправимо исказить смысл сообщения, создать двоякое толкование, придать нежелательную стилистическую окрашенность, даже задеть и обидеть ненароком. Десятки примеров, задач и упражнений со словами помогут читателям избегать подобных речевых ошибок.
Кому-то гораздо более важным покажется научиться грамотно работать с научным текстом или деловой бумагой. Для них в справочной части пособия приводятся образцы и примерные планы для написания аннотации, рецензии, дипломной работы, проблемной статьи. Ничего, кроме благодарности, не ощутит, по-видимому, молодой ученый, обнаружив там, к примеру, “Список глаголов, употребляющихся при аннотировании, реферировании и рецензировании” или аналогичный этому “Список определений оценочного характера”. Многим полезно будет узнать, как правильно оформить цитату или библиографическую ссылку, деловое письмо, заявление или служебную записку.
А как же пресловутые знаки препинания и сложные случаи написания отдельных слов? Конечно же, нашлось здесь место и для них. Снабженные ключами, таблицами и словниками, строго идентичные по содержанию, “Практикум” и “Справочник” данного пособия, несомненно, раскроют многие тайны современного русского литературного языка, помогут повысить культурный уровень.
Ирина ЛУШАГИНА
География
Современный лик Земли
Учебник для 11-го класса Ю.Н.Гладкого и С.Б.Лаврова “Глобальная география” (выпущен Издательским домом “Дрофа”) – это оригинальный курс по географии. Концепция глобального образования появилась сравнительно недавно в связи с появлением нового научного направления – глобалистики, предметом которого являются “происхождение, проявления, пути решения глобальных проблем…”. Этот учебник – основа нового курса, являющегося логичным завершением географического образования в школе.
Каждая из частей книги представляет единый блок проблем и делится на темы. В первой части – “Современный лик Земли” выделено пять тем, во второй части – “Глобальные проблемы человечества” – девять тем, в третьей части – “Геоэкология – фокус глобальных проблем” – шесть тем. Каждая тема завершается вопросами и заданиями для повторения и списком рекомендуемой литературы. Вопросы и задания, которые предлагают авторы, интересны и разнообразны по содержанию, по уровню самостоятельности и по формам фиксации результатов работы (от устных ответов и дискуссий до работы с контурными картами). Выполнение системы заданий предусматривает творческий подход учеников, обращение к дополнительным источникам информации, оно будет способствовать успешному усвоению основных знаний по курсу “Глобальная география”, а также формированию географической культуры школьников. Книга хорошо иллюстрирована картами, схемами, графиками, которые подобраны не только из отечественной, но также из зарубежной периодической печати.
Авторы учебника – профессор Ю.Н.Гладкий и профессор С.Б.Лавров являются ведущими в нашей стране специалистами в таком новом для географии направлении, каким является глобальная география. Блестящее владение материалом, большой опыт работы со студентами в сочетании с умением представить материал в виде монографических статей, школьных учебников и учебных пособий позволили авторам в доступной и живой манере, хорошим литературным языком изложить такие обьективно трудные темы, как глобалистика и география, демографические и энергетические проблемы, техногенез и т.п.
Авторы стремились сделать учебник более информативным и современным с помощью дифференциации материала на основной и дополнительный, включения специальных врезок с информацией для размышления, которая, по мнению авторов учебника, поможет школьникам не только найти правильные ответы на вопросы и задания, но и увидеть и осознать возможные альтернативные ответы на поставленные вопросы.
Списки рекомендуемой литературы по каждой теме помогут учителю и ученику получить более глубокую информацию по интересующим вопросам, более успешно сориентироваться в информационном потоке. Кроме того, наличие большого списка литературы поможет организовать самостоятельную работу школьников.
Учебник одобрен Министерством общего и профессионального образования РФ и входит в Федеральный комплект учебников на 1997-1998 учебный год.
Ирина БАРИНОВА, главный редактор журнала “География в школе”, доктор педагогических наук
Модели мира
будущего века
Новый учебник А.П.Кузнецова “География. Население и хозяйство мира” для учащихся 10-го класса (выпущен Издательским домом “Дрофа”) – это история формирования хозяйства мира начиная с появления человека на Земле, с первых видов хозяйственной деятельности человека до конца ХХ века.
Учебный материал поделен на три основных раздела: “Географическая история человечества”, “Географический облик регионов мира” и “Человечество на рубеже веков”.
Впервые в школьном учебном пособии представляется история становления ремесел и мануфактуры, которые явились зачатками современной промышленности и развитие которых вызвало к жизни торговлю. Торговля как вид деятельности повлияла в свою очередь не только на жизнь и быт населения, но и способствовала появлению первых банков, стимулировала расцвет и рост городов в Европе и Азии.
По-новому для школьников раскрывается эпоха Великих географических открытий. В пособии автор выделяет особую роль этой значительной вехи в жизни человечества, в изменении характера мировой торговли, в формировании колониальной системы.
В теме “Население мира” проиллюстрированы цифровые данные, характеризующие изменение численности населения – они приводятся в сравнении с сегодняшней численностью населения некоторых стран. Широко представлен материал о формировании этносов, рассмотрены источники возникновения религий. В новом аспекте продолжен рассказ о религиях: о распространении их в результате миграций населения. Показано влияние религий на хозяйственный и культурный уклад жизни.
Интересны главы о населении и развитии хозяйства в течение ХХ века. По-новому раскрывается тема о размещении населения: о его типах, о характерном для каждого типа образе жизни людей, формировании разной психологии. Подробно дается материал об урбанизации. В ХХ веке “человечество – мозаика народов”, и автор знакомит читателей с его пестротой, завершая тему о формировании этносов.
Географический облик регионов мира дан в учебном пособии нетрадиционно. Здесь нет экономико-географической характеристики отдельных стран, входящих в состав региона, а показан его облик: культура, истоки цивилизации, географическая специфика региона и его субрегионов. Причем и в этой части учебного пособия автор раскрывает географический материал в исторической ретроспективе.
В третьем разделе учебного пособия “Человечество на рубеже веков” рассматриваются важнейшие проблемы человечества. Здесь, кроме глобальных проблем, которые обычно обсуждаются в курсе географии 10-го класса – экологической, продовольственной, проблемы милитаризации, – уделено внимание и проблемам потребления, а отсюда уровню и качеству жизни человека. Завершает раздел материал “Модели мира ХХI века”, где представлены концепции Дж.Гэлбрейта и У.Ростоу, М.Чешкова и С.Хантингтона, Дж.Форрестора и Д.Медоуза, прогнозы, предложенные Центром экономических исследований Японии.
В своем учебном пособии автор знакомит десятиклассников и с другими теориями и учениями. Например, Т.Мальтуса “Опыт о законе народонаселения…”, с научной теорией В.Кристаллера и др.
Каждая глава учебного пособия завершается блоком вопросов и заданий. Выполнение заданий предусматривает анализ статистического материала. Например: “По аналогии с рисунком “Индустриальные лидеры мира” составьте рисунок “Аграрные лидеры мира”. Изучите таблицу и составьте по ее данным три задания для домашней работы”. Есть в учебнике и задания по работе с иллюстративным материалом учебника, а также задания, позволяющие сравнить хозяйство России с мировым хозяйством. Интересны задания с использованием текстов из художественных произведений.
Учебник одобрен Министерством общего и профессионального образования РФ и входит в Федеральный комплект учебников на 1997-1998 учебный год. На него можно подписаться, как на газету, по каталогу “Учебники” в любом почтовом отделении.
Татьяна ТОКМАДЖЯН, учитель географии 865-й московской школы
Приятна похвала из уст людей, достойных похвалы.
Гней НЕВИЙ
Фото Марии СТАРКОВОЙ
Комментарии