search
main
0

Русский язык

Ключ от Дома знаний

Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека… Чем образованнее народ, чем значительнее в нем масса людей просвещенных, тем у него лучше, богаче, полнее, удовлетворительнее словарь его языка.

(И.И.Срезневский)

Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает у школьников массу лингвистических вопросов. Например, что означают слова консенсус, саммит, менеджер, инвестиция и т.п., как образуются формы 1-го лица от глаголов победить, убедить и т.д., как образуется форма родительного падежа множественного числа от существительных мечта, оконце, одеяльце, тельце и т.п., как образуется форма родительного падежа множественного числа от некоторых названий народов – балкар, карел, туркмен, уйгур и т.п., на какую гласную падает ударение в словах иначе, кружится, творог и т.д., в кратких прилагательных влажна, влажны; бурна, бурны; буйна, буйны и т.д., употребляется ли форма повелительного наклонения от глаголов слышать, видеть, хотеть, гнить, стоить, значить и др., как пишутся слова мелочовка или мелочевка, женьшень или жень-шень, плейер, плэйер или плеер, как надо произносить слова було(чн)ая или було(шн)ая, моло(чн)ый или моло(шн)ый. Таких вопросов возникает множество. В этих условиях представляется особенно важным создание словаря трудностей русского языка, в котором были бы собраны все типы трудностей – лексико-семантические, грамматические, орфографические, орфоэпические и др. При наличии словарей ответы на них легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью словаря дети учат сами себя. Словарь – это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. Таким образом, изучение языка должно носить постоянный, систематический характер.

В домашней библиотеке учеников обязательно должны быть орфографический, грамматический, словообразовательный, морфемный, толковый, фразеологический и другие словари. Желательно иметь под рукой также синонимический и антонимический словари.

Внедрение словарей в учебный процесс, обеспечение школьных лингвистических кабинетов и школьных библиотек словарно-справочной литературой – важная задача, стоящая перед Министерством образования. При этом особого внимания заслуживают национальные республики, в которых изучение русского языка без учебных словарей вообще невозможно. В этом направлении пока Министерство образования не только ничего не сделало, но и не делает.

В образовании создалась такая ситуация, когда словарно-справочная литература не играет нужной роли ни в школьном, ни в вузовском обучении. Библиотеки школ и вузов, лингвистические кабинеты, ориентированные на кабинетную систему обучения, не располагают необходимой литературой. В стране никто не отвечает за их укомплектование. Не продумана и не разработана система учебных словарей по русскому языку. В нашем государстве не было и нет учреждения, которое отвечало бы за создание учебных словарей, апробацию их, внедрение в учебный процесс.

В этой ситуации прежде всего необходимо организовать Центр учебных словарей по русскому языку, который мог бы разработать государственную программу подготовки необходимых словарей, составление словарей.

Чтобы словари полноценно выполняли свою обучающую функцию, необходимо создать систему учебных словарей по русскому языку. Она должна охватить все уровни языка, учесть их взаимодействие. При этом следует иметь в виду, что у обучающих и обучающихся разные потребности в лингвистической информации. Типология словарей для учеников и для учителей не совпадает.

Необходимо разработать методику использования словарей на уроках русского языка.

Каждый учитель обязан иметь хорошую личную словарную библиотеку.

Тиражи словарей должны соответствовать потребностям школ.

Это основные требования государственного подхода к использованию словарно-справочной литературы в современной школе.

Литературную норму, высокую культуру речи необходимо отстаивать более решительно, иначе литературный язык не сможет выполнять возложенные на него общественные функции.

Александр ТИХОНОВ,

главный научный сотрудник Центра языков и культур стран СНГ и Балтии при Московском государственном лингвистическом университете, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан и Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 1996 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте