search
main
0

Русский язык

Параллельные связи

“Грамматика. Текст. Стили речи” – пособие для старшеклассников

В издательстве “Просвещение” вышло новое учебное пособие по русскому языку для старших классов “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи”. Авторы – А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Оно рекомендовано Министерством образования РФ и входит в федеральный комплект учебников.

Это пособие поможет в совершенствовании навыков правописания, в практическом повторении всего того, что было раньше изучено по русскому языку.

В нем даны не только обобщающие сведения, хорошо знакомые по курсу предыдущих лет обучения, но и приведены дополнительные материалы, не входящие в школьную программу (по лексике, фразеологии, стилям речи).

Основное внимание авторы уделяют важнейшей единице речи-тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. Пособие поможет строить и создавать различные по стилю тексты: сочинения, очерки, рефераты, аннотации, рецензии, правильно оформлять деловые бумаги (заявление, автобиографию).

Система специальных упражнений позволит глубже понять художественно-языковую форму изучаемых литературных произведений, особенности языка и стиля писателя, овладеть приемами работы с текстами разных типов, стилей и жанров.

Особенностью книги является и то, что для лингвистического и стилистического анализа предлагаются цельные тексты из произведений русских писателей, поэтов.

Большое внимание в пособии уделяется систематической работе со словарями различного типа.

В начале или в конце каждого раздела даны вопросы для повторения и специальные инструкции о том, как подготовиться к ответу.

Пособие, адресованное учащимся 10-11-х классов всех типов школ, может быть полезно и при подготовке к экзаменам в различные типы учебных заведений (вуз, техникум и т.д.).

Предлагаем вашему вниманию отрывок из этого учебного пособия.

Текст и его строение

Основные виды переработки текста

Признаки текста

Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. А как связываются между собой предложения в тексте? Ведь предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между ними существует смысловая связь. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего – смысл второго и т.д.

Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

Различают цепную и параллельную связь предложений.

При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги… (А.Пушкин). Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.

Рассмотрим рассказ В.Белова “На вокзале”. (Пример взят из книги А.И.Горшкова “Русская словесность: От слова к словесности”).

“Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал:

– Жук, ну ты и жук!

Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов.

И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше”.

Тип связи предложений в этом отрывке – лексический повтор: зал ожидания… даже с котом – кот еще не стар – Пашка угостил кота рыбной головкой.

К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка – она – ее.

Грамматический повтор: попил – перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени, совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.

Семантические и ассоциативные связи в этом тексте: вокзалы пустые – поездов мало – народу совсем нету; вокзалы чистые – никто не сорит шелуху семечек.

Вернитесь к упр. 186, 197, 208, 234, 235, 247, 258, 261. Проанализируйте, какая связь (цепная или параллельная) предложений в этих упражнениях. Найдите ключевые слова, связывающие предложения.

Прочитайте из учебника истории или физики параграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблюдайте над связью предложений в тексте. Определите тип связи предложений. В чем эта связь выражается? Назовите способ связи.

Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения.

Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, и они в этом случае тоже носят частный характер. Кроме названных, наиболее распространенных, есть и другие типы связи между частями текста.

Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.

“К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.

Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.

В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.

Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер”.

1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?

2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце?

Подтвердите свой вывод.

3. Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.

4. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите такие слова-связки.

5. Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?

6. Перед взором читателя развертывается битва (Бородинское сражение), мы видим, как меняется настроение солдат, как пробуждается их боевой дух. Найдите, где это показано в тексте.

Укажите в первом абзаце, что предшествует пробуждению боевого духа.

Во втором, третьем абзацах и далее признаки эти все более усиливаются. Найдите их.

Наконец, боевой дух солдат проявляется со всей силой. Какие средства языка использует писатель, чтобы показать героизм русских солдат?

Итак, проявление боевого духа начинается с “веселого говора и шуток”, с того, что солдаты как будто не замечали опасности. Потом “разгоралось общее оживление”, чаще и светлее вспыхивали на лицах “молнии скрытого огня”. Наконец, огонь тот горел “ярко на всех лицах”. Толстой показывает это не в одном предложении и даже не в одном абзаце, а постепенно, по мере нарастания боя. Разгорание внутреннего огня решимости солдат, их отваги происходит у нас на глазах. И все части текста – предложения, абзацы – связаны общей темой боя и нарастания боевого духа; связаны они с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов-сказуемых (всюду прошедшее время).

Вспомните, что во многих текстах с параллельной связью предложений данное – первое предложение, а новое – все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипны, параллельны.

1. В приведенном тексте, построенном по принципу параллельной связи, встречается и цепная связь (она здесь носит второстепенный характер). Найдите примеры цепной связи.

2. Выпишите слова и перифразы (перифраз, перифраза – замена прямого названия предмета описанием его признаков) из всех абзацев, отделяя одно слово от другого знаком тире.

3. Определите, в каких случаях выписанные примеры являются элементами параллельной связи, в каких – элементами цепной связи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте