Освещенный туннель,
или “Предчувствие” знака препинания
Грамотные люди часто говорят о чувстве языка, благодаря которому рука как бы сама собой ставит нужный знак на нужном месте. Что это за чувство? И нельзя ли развить в себе эту способность “чувствовать” или даже “предчувствовать” постановку знака? (См. материал “Похвальное слово знакам препинания” в “УГ” N 51 за 24 декабря 1996 года).
Эта способность связана прежде всего со способностью предугадывать текст. Это один из самых больших секретов грамотного письма.
онимание чужой речи и создание собственной связано с удивительной человеческой способностью, для обозначения которой существует целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, упреждение, прогнозирование. Так, услышав слова для того, мы предвидим чтобы. Многочисленные те, для того, там, где и т.д. дают нам возможность предвосхищать в какой-то степени и мысль, и интонацию, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию, и, следовательно, знаки препинания. Так, по словам Ах, какой… можно безошибочно предугадать предложение с восклицательной интонацией и заранее настроиться на постановку восклицательного знака в конце предложения. Иногда по записанным словам можно безошибочно предсказать смысл еще не записанных. Например: В ноябре выпал первый пушистый… Или: Самая интересная особенность жирафа – это его длинная…
Способствует ли умение предугадывать текст грамотному письму? Что происходит в голове пишущего, когда его рука как бы сама собой ставит на место нужный знак? Этого не сумеет обьяснить ни школьник, ни взрослый. В его мозгу все совершается так быстро и привычно, что он не осознает, как это происходит. Чтобы понять и описать это, был поставлен такой опыт.
Взрослым грамотным людям предлагалось написать диктант. Проводился этот диктант не совсем обычным способом. Например, диктовалось: Деревня, где.., после чего делалась пауза. Человек, начавший писать предложение, сразу же ставил запятую перед где. На вопрос, почему он сделал это, пишущий отвечал примерно так: по-видимому, после слова “где” будет сообщено что-то, что было в деревне (по окончании этого сообщения надо будет поставить вторую запятую), а дальше речь пойдет о том, какая это была деревня.
Люди, помнящие грамматику, рассуждали так: словом “деревня” начинается главное предложение, словом “где” – придаточное, которое разрывает главное. Когда придаточное кончится, надо поставить запятую, потому что дальше идет продолжение главного, в котором будет сказуемое к подлежащему деревня и продолжение характеристики деревни.
Таким образом, еще не зная содержания предложения, пишущий уже предугадывает и его общий смысл, и синтаксическую структуру, и знаки препинания. Только по первым словам он уже может составить схему, включающую и знаки:
(существительное, (где…), …).
И, записывая дальше предложение “Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”, он уже готов к постановке второй запятой после слова Евгений.
Если грамотному человеку диктовали начало предложения “Когда мальчишки, бросив…”, он ставил запятую перед словом “бросив”, предвидя деепричастный оборот. Кроме того, он уже догадывался, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, стали делать что-то другое, произошло что-то третье. Таким образом, пишущий уже предугадал в самом общем виде и смысловую, и синтаксическую структуру предложения, и “вросшие” в эту структуру знаки препинания.
Эта способность предугадывать – важнейшая составная часть умения расставлять знаки по ходу письма, не откладывая этого важного дела на дальнейшее обдумывание после записи.
Память и грамотность
Следующий секрет расстановки знаков препинания состоит в способности запоминать записанное.
Во время записи ни одно предложение, кроме самых коротеньких, не присутствует в сознании все целиком, с одинаковой ясностью. Записываемая фраза движется через сознание пишущего, как ночной поезд через освещенный туннель: отчетливо видна только та часть, которая находится в туннеле. Начало фразы, как первые вагоны поезда, уже ушло за пределы отчетливой видимости, а конец еще не вьехал в освещенное пространство.
Пишущий человек в каждый данный момент работает только с “кусочком” предложения, имея при этом не совсем отчетливое воспоминание о написанной части и не совсем отчетливый прогноз того, что предстоит написать. От того, насколько хорошо человек помнит записанное и предвосхищает то, что напишет, во многом зависит правильность создаваемого им текста, в том числе и правильность расстановки знаков препинания.
Допустим, что ученик записал: “Там, где…” Если он сразу догадался, что сейчас последует придаточное предложение, которое “вклинится” в главное, то сразу же поставит запятую перед “где”. Продолжая запись предложения “Там, где небо встретилось с землей, горизонт родился молодой”, он должен помнить свою догадку до тех пор, пока не кончится придаточное, и отметить это событие постановкой запятой перед словом “горизонт” (предложение взято из стихотворения М.Светлова “Горизонт”).
Недочеты, “сбои” предугадывания и запоминания неизбежно приводят к ошибкам. Например, придаточные, находящиеся внутри главных, или обороты не выделяются запятыми с двух сторон, а имеют только одну запятую – в начале или в конце. Один из таких “грамотеев” обьяснил: “Я только к концу догадываюсь, что пишу какой-то оборот, и тогда уже не вспоминаю про первую запятую”. Другие догадываются сразу и сразу ставят первую запятую, но по ходу письма забывают свою догадку и о второй запятой уже не вспоминают.
Итак, в создании грамотно написанного текста все время принимают участие предугадывание и запоминание.
Правилосообразные блоки
Что же именно люди предугадывают и запоминают? Слова? Словосочетания? Как правило, они работают с целыми группами слов. Условимся называть эти группы блоками. Блоки – это группы слов, которые согласно правилам нуждаются в выделении или отделении знаками препинания. Так, блоками являются и простые предложения в сложном, и обособленные второстепенные члены предложения, и вводные предложения.
Посмотрим на примерах, как предложения делятся на блоки.
Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу. (Чернышевский). В этом предложении два блока. Один – тот вносит поэзию во всякую работу. Кто именно? На этот вопрос отвечает другой блок: кто работает с любовью.
Все то, чего коснется человек, озарено его душой живою. (С.Маршак). В этом предложении тоже два блока. Один – все то озарено его душой живою. А что это? Другой блок отвечает: чего коснется человек.
Во втором случае разделение на блоки несколько труднее, чем в первом, так как они не следуют друг за другом, а один вторгается в другой и расчленяет его, поэтому приходится мысленно восстанавливать первый блок как целое.
Когда у пишущего человека способность мысленно обьединять слова в блоки достигает высокого уровня, он сразу находит его в речевом потоке, например весь деепричастный оборот, а не отдельно деепричастия и зависимые от них слова. Работа на основе такого развитого умения становится гораздо быстрее и экономнее. На этом уровне пишущий уже не тратит время на обдумывание того, какие правила он применяет. Может быть, даже непроизвольно пишущий опирается на ориентирующие слова (слова-подсказки), которые как бы сигнализируют о начале того или иного блока.
Среди них союзы, союзные и указательные слова и ряд других. На нас работает целое грамматическое “бюро прогнозов”. Например, если, хотя, так как, чтобы и т.д. служат сигналом того, что мы имеем дело с придаточным предложением, которое нужно отделить от главного. Слова типа “подняв” или “разглядывая” сигнализируют о начале деепричастного оборота. Такие слова, как “уронивший, играющий, опускаемый”, обещают причастный оборот.
Если человек научился узнавать эти сигналы в общем речевом потоке, “читать” их, как охотник читает следы на снегу, то он уже может не просто видеть блоки, но и предвидеть их, предчувствовать.
“Марш по местам!”
Когда умение предчувствовать блоки и удерживать их в памяти вырабатывается, складывается надежная основа той грамотности, которая “приросла к кончику пера”.
Теперь попробуем свои силы в предугадывании. Нужно прочитать несколько отрывков предложений и сказать о каждом из них в самом общем, схематическом виде, каков смысл дальнейшего текста и в какую синтаксическую конструкцию этот смысл будет “одет”. Работая с примерами, надо стараться сделать все возможное самостоятельно, а потом проверить себя по нашим ответам.
Без хорошего владения родным языком ни один из нас не может двинуть вперед ни на шаг ни…
Можно ожидать, что дальше будут перечислены те области жизни, которые нельзя двинуть вперед без знания родного языка. Следовательно, можно предугадать однородные члены предложения с повторяющимися союзами ни, между которыми должна ставиться запятая.
Действительно, предложение кончается так: …ни науку, ни технику, ни искусство.
Космогония – это… Вероятно, дальше дано будет определение космогонии. По-видимому, в этом предложении подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, а глагол-связка отсутствует. Перед “это” должно стоять тире.
Действительно, все предложение выглядит так: Космогония – это наука о происхождении и развитии небесных тел.
Небесная механика, которую… Здесь, вероятно, пойдет речь о том, что изучает небесная механика, и о том, что кто-то сделал для развития этой науки. Это будет сложное предложение, в котором одно простое расположено внутри другого. Надо поставить запятую перед “которую” и до конца этого блока помнить о необходимости второй запятой.
Действительно, это предложение выглядит так: Небесная механика, которую создали Кеплер и Ньютон, изучает законы вращения небесных тел.
Итак, мы познакомились с важнейшим секретом грамотности – предугадыванием. Но читатели уже знают, что предугадывать недостаточно. Надо уметь запомнить угаданный блок до тех пор, пока он не будет “закрыт” нужным знаком. У одних это запоминание происходит само собой, другим дается труднее.
Как развить в себе способность запоминать? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые изучали и сравнивали работу школьников, умеющих и не умеющих удерживать в памяти текст. Вот что они обнаружили. Предложение остается в памяти у тех, кто “видит” его. Это двоякое видение. Во-первых, ясное, четкое представление структуры предложения, то есть составляющих его блоков, их числа и взаимного расположения, одним словом, “видения” схемы предложения. Во-вторых, видение того, что описано в предложении, в виде живой картины или ряда живых картин. Например, предложение “Каштанка поцарапала дверь, налегла на нее грудью и тотчас же почувствовала странный, подозрительный запах” запоминают те, кто, с одной стороны, сразу “видит”, что это простое распространенное предложение с однородными членами, а с другой стороны – представляет себе небольшую рыжую собаку, налегающую грудью на дверь, слышит тихие царапающие звуки, замечает, как насторожилась Каштанка от незнакомого запаха. Умение “видеть” текст – это тоже один из секретов грамотного письма.
Способность создавать образы в воображении дана от природы каждому человеку, но развита у людей в разной степени. У некоторых воспринимаемый текст оживает в сознании сам собой: картины, краски, звуки и даже запахи возникают непроизвольно и естественно, вместе с воспринимаемыми словами. У других этого не происходит, и они работают с текстом, не “включая” его живое видение и не различая в нем образов, как в комнате, в которой не включен свет. Но человек может усилием воли “включить” свет и увидеть находящиеся в комнате предметы. Необходимость “включать” воображение при работе с текстом очень велика. Это относится не только к письму, но и к чтению.
Способность представлять себе зрительные и слуховые образы человек может развить, целенаправленно работая над собой. “Читать так, чтобы слова превращались в картины, а голоса действующих лиц звучали и каждая страница оживала, можно научиться, – говорит писатель Сергей Львов. – Поначалу придется делать сознательное усилие… Конечно, образы станут возникать в воображении не сразу, а иногда, едва возникнув, будут ускользать. Пока выработаешь в себе привычку видеть в словах картину, первое время сильно устаешь. Но усилия вознаградятся. Страницы книг оживут, расцветут красками, наполнятся звуками и запахами”.
Когда ученики привыкают мысленно “оживлять” текст, то получают огромный выигрыш при его запоминании и, следовательно, при его грамотной записи.
Итак, знание правил, умение действовать в соответствии с ними, способность предугадывать, запоминать, быстро находить блоки в предложении, мысленно “оживлять” текст – залог успешного овладения пунктуацией.
А что происходит с теми, кто, как говорил Кутейкин в “Недоросле” Фонвизина, “убоялся бездны премудрости” и не освоил всего того, что необходимо для грамотной расстановки знаков по ходу письма? Такие школьники обычно пишут без знаков, а их расстановку оставляют на потом. Если время остается, ставят, что могут. Если же нет – дело плохо! Выручить может только способ, изобретенный в старые времена одним остроумным гимназистом, который написал сочинение без знаков, в конце изобразил множество запятых, тире и двоеточий, а под ними подписал: “Марш по местам!”
Генриетта ГРАНИК,
Стелла БОНДАРЕНКО
Продолжение следует
Слово ранит быстрее, чем лечит.
гЕТЕ
Комментарии