Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Русский в Евросоюзе

Учительская газета, №38 от 22 сентября 2009. Читать номер
Автор:

Издательство «Дрофа» совместно с обществом Russische Internationale Schule подготовило к изданию интереснейший проект, не имеющий сегодня аналогов, – учебно-методический комплект по русскому языку и чтению для русскоязычных детей-билингвов, проживающих в странах Евросоюза.

В День знаний – 1 сентября – состоялась презентация нового УМК. Она прошла в Венском университете, где в это время проходил I Международный научно-практический семинар по внедрению инновационных методов преподавания русского языка. И именно здесь, на семинаре, УМК был представлен учителям европейских русских школ. Интересен и следующий факт: впервые были собраны вместе более 100 учителей зарубежных русских школ почти из 20 стран Европы! Это, можно сказать, первый шаг в создании общей информационной и образовательной среды в сфере русского языка за пределами России. И для нашей страны действительно очень важный результат. За долгие годы Россия не просто «заметила» существование огромного количества российских школ за ее пределами, но и оказала им реальную помощь – оснастила современными и интересными учебниками!

Новый комплект не только понравился, его сразу оценили практически все учителя и методисты. «Вы создали именно ту книгу, которая нам сегодня очень нужна!» – говорили участники, оценивая содержание, структуру, методический аппарат и оформление изданий. Каждый участник семинара получил одиннадцать комплектов новых учебников, благодаря чему новые методы преподавания русского языка смогут быть апробированы в школах по всему миру уже в ближайшее время.

Создание нового учебного комплекса осуществлялось при поддержке фонда «Русский мир». Коллективом авторов из Российского университета дружбы народов при поддержке общества Russische Internationale Schule была создана уникальная методика преподавания русского языка, в которой впервые сочетаются российские общеобразовательные стандарты и европейский подход к презентации учебного материала. Это уникальная методика обучения детей-билингвов, овладевающих одновременно еще 1-2 европейскими языками.

Работа над этой учебной линией была по-настоящему интересной: помимо авторского коллектива и сотрудников издательства, редакторов, художников, корректоров, в оформлении комплекта приняли участие и сами дети. Был объявлен конкурс на создание лучшей иллюстрации для обложки учебника – победителем стала 7-летняя девочка из Московской области Маша Бегункова.

В состав УМК входят учебник, книга для чтения и развития речи, две рабочие тетради и методическое руководство для учителя. Пока комплект издан только для 1 класса, но уже в конце года будет подготовлен УМК для 2 класса, а за следующий год планируется подготовить к печати для 3 и 4 классов.

Авторский коллектив – Синячкин В.П., Дронов В.В., Мальцева И.В., Хамраева Е.А., Хруслов Г.В. – постарался создать комплект, отвечающий задачам обучения русскому языку и чтению в условиях ограниченной языковой среды. Именно поэтому была использована идея «открытой методики», когда обучение сложным и серьезным вещам проходит в режиме постоянного диалога со школьником. Это потребовало и несколько нетрадиционной для российских учебных книг системы подачи материала: и учебник, и книга для чтения состоят из 30 циклов, связанных общими лексическими темами и подготовленных к изучению в течение учебного года. Каждый цикл завершается уроком-обобщением, материал которого дает возможность легко проверить, сформированы ли у ребенка учебные умения в том или ином случае. Рабочие тетради призваны восполнить обучение письменной речи, а методическое руководство для учителя сопровождается таблицей-навигатором, позволяющей соотнести изучение всех тем цикла в комплекте.

Руководитель авторского коллектива кандидат филологических наук, зав. кафедрой русского языка Российского университета дружбы народов (РУДН) В.П.Синячкин считает, что комплект вобрал в себя все лучшие традиции в преподавании русского языка как родного и как неродного одновременно. С этим трудно не согласиться, ведь дети-билингвы действительно по-разному овладевают языковыми системами, им нужна квалифицированная помощь специалиста. Авторы максимально старались оказать такую помощь как ребенку, так и учителю. Опыт и знания ученых стали гарантом успешности книги!

Подготовка УМК к изданию осуществлялась в редакции национальных школ «Дрофы» под руководством заведующей редакцией и одного из авторов комплекта – доктора педагогических наук проф. Е.А.Хамраевой. К иллюстрированию комплекта были привлечены замечательные художники, сотрудничающие с издательством, – Надежда Бугославская, Андрей Крысов, Илья Савченко. Удалось создать оригинальный макет учебника, который моментально был принят учительской общественностью Европы: с одной стороны, это традиции российского учебника, а с другой – европейская книга по обучению языку.

«Этот учебник поможет всем тем, кто хочет владеть русским языком легко и уверенно, – говорила заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» Татьяна Бокова. – Надеемся, он станет транслятором русских культурных ценностей, поскольку построен на культуроцентрическом подходе в обучении языку, на формировании лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций одновременно».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту