Цели урока:
1) Обучающая: правописание терминов русского языка и математики; умение отличать качественные числительные от порядковых; знание рядов количественных числительных (целые, дробные, собирательные); умение склонять числительные по падежам; отличие числительных от существительных.
2) Развивающая: употребление в речи числительных (фразеологизмы и пословицы); устная речь (сообщения).
3) Воспитывающая: уважение к родному языку и слову, истории страны (старинные русские меры длины; загадка Российского флага; древнерусские имена; русские пословицы); интернациональные чувства, осмысление единства всех людей, живущих на планете (история марафонской дистанции; загадки происхождения различных числительных из серии: “А знаете ли вы, что…”).
I. Вступительное слово учителя математики
Сейчас очень актуален вопрос о грамотности нашей речи.
К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных. На канале “Культура” есть программа “Азбука”, обучающая грамотному произношению. В Государственной Думе рассматривается закон, по которому предусматривается применение штрафа к официальным лицам, злоупотребляющим иностранными словами.
Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Сегодня мы повторим арифметические действия с обыкновенными дробями, нахождение дроби от числа, меры длины и площади. И все это будет связано со склонением числительных.
Надеюсь, что этот урок поможет вам научиться говорить правильно и вы не попадете в “Парад грамотеев”, которые пишут в школьных сочинениях: “Его лицо было овальным, как прямой угол”; “На крыше было много голубей, человек 40”; “Слева лес редкий, но дремучий”; “И тогда он взял нож и застрелился”.
II. Вступительное слово учителя русского языка
Удивительная тема: “Имя числительное”! С числами вы каждый день встречаетесь на уроках математики, а на уроках русского языка мы только что закончили эту тему.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.
III. Словарный диктант
На отдельных листочках (которые затем сдаются на проверку в жюри) ребята пишут словарный диктант.
Задание N 1 по русскому языку. Словарный диктант из терминов русского языка и математики: миллиметр, сантиметр, дециметр, километр, процент, одиннадцать, девяносто, сто, триста, тысяча, миллион, миллиард.
IV. Сообщение о “любимом” в народе числе “один”
Чаще всего встречается в русских пословицах и поговорках: один в поле не воин; один волк гоняет овец полк; один вор – всему миру разорение; один за всех, все за одного; один палец не кулак; один пашет, а семеро кулаками машут; один раз соврешь – другой не поверят; один ум хорошо, а два лучше; одна ложка дегтя портит бочку меда; одной рукой узла не завяжешь; одно ухо – и то глухо; один как перст.
В последней пословице слово “перст” означает “палец”. Но ведь пальцев на руке пять, а не один. Но “перстом” называли именно указательный палец, а он на руке один.
V. Выполнение задания по математике
Задание N 1 по математике. Вставить пропущенные буквы: математика, сложение, вычитание, радиус, диаметр, дробь, числитель, знаменатель, выражение, делитель, составное число, сокращение, распределительное и сочетательное свойства, уравнение, умножение, частное.
Сообщение на тему: “Несчастливое число 13”.
Называют в народе “чертовой дюжиной”. Дюжина означает 12 одинаковых или однородных предметов. Например, сервиз на 12 персон. Слово “дюжина” происходит от французского “дюж” – 12. Несчастливое число 13, по народному поверью, имеет отношение к черту, поэтому – “чертова дюжина”.
В японском городе Киото есть необычный сад. Посетители любуются в нем не цветами и не деревьями, а обыкновенными серыми камнями, которых насчитывается 14. С какой бы точки ни встал наблюдатель, он увидит только 13 камней, то есть “чертову дюжину”. Это японский сад камней, или философский сад, смысл которого состоит в том, что человеку никогда до конца не раскрыть тайну природы, что-нибудь обязательно будет скрыто от его глаз.
VI. Физкультминутка для глаз
Голова неподвижна. Движение только для глаз: 1) закрыть глаза, расслабиться; 2) посмотреть на учителя, потом по кругу, вверх, вправо (в угол), вниз, на учителя, вверх, влево (в угол), вниз, на учителя, “рисовать” глазами восьмерку (за указкой); 3) резко зажмурить глаза, посмотреть на учителя (3 раза); 4) опустить глаза, расслабиться.
VII. Четвертый лишний
Задание N 2 по русскому языку (подчеркнуть лишнее слово в ряду):
1) двое, трое, три, пятеро;
2) тысяча, миллион, миллиард, сто;
3) двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят;
4) одна пятая, десять, одна десятая, две седьмых;
5) восьмой, восемь, восьмидесятый, восьмисотый.
В первом ряду показано отличие количественных числительных от собирательных; во втором – самое меньшее количество нулей; в третьем – особое числительное “сорок”; в четвертом показано отличие дробных числительных от целых; в пятом – отличие количественных числительных от порядковых.
Задание N 2 выясняет знание разрядов числительных, их состав и происхождение.
VIII. Древнерусские имена
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так:
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк.
Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк.
IX. Задание по математике (устное)
1) На тыльной стороне доски заранее записать:
а) 2/9*17/23;
– 2/9 умножить на 17/23;
– умножить числа 2/9 и числа 17/23;
– произведение двух девятых и семнадцати двадцать третьих.
б) 5/7 : 11/9;
– 5/7 разделить на 11/9;
– частное чисел 5/7 и 11/9;
– частное пяти седьмых и одиннадцати девятых.
в) 4/7 = 12/21
– дробь 4/7 равна дроби 12/21;
– дроби 4/7 и 12/21 равны;
– 4/7 равны двенадцати двадцать первых.
2) 1,4 м = 140 см (1,4 м равны ста сорока сантиметрам)
6,25 км = 6250м (6,25 км равны шести тысячам двумстам пятидесяти сантиметрам).
3 1/4 руб. – 325 коп. (3 1/4 рубля равна тремстам двадцати пяти копейкам).
7 га 10 м2 = 70010 м2 (7 гектаров 10 м2 равны семидесяти тысячам десяти квадратным метрам)
3,57 м = 35,7 дм (3,57 метра равны тридцати пяти целым семи десятым дециметра).
X. История числительного 40
В старину это число называли “четыредесять”, четыре десятка, и считали сороками. Говорили: “В Москве сорок сороков церквей” (то есть 1600 церквей).
Откуда же произошло числительное 40? Сорок – это мешок с четырьмя десятками собольих шкурок, которых как раз хватало, чтобы сшить шубу. Шкурки самых ценных черных соболей складывались в сорок, или в сорочку, а попросту в мешок, от этого старинного названия мешка (сорочки) и пошло название числительного 40.
Число 40 издавна считалось мрачным и мистическим: 40-летие не принято отмечать за праздничным столом. Сорокоуст – это молитва по умершему в течение 40 дней. Сорокадневный пост соблюдают верующие, помня о 40 мучениках.
XI. Значение фразеологизмов и пословиц с цифрой “семь”.
В столбик под цифрами записывать только краткие ответы.
1. О каком человеке говорят: “У него семь пятниц на неделе”?
2. Куда отправились гости, если о них скажут: “За семь верст киселя хлебать”?
3. У вас есть родственник – “седьмая вода на киселе”. Какой это родственник?
4. Ваш друг “семи пядей во лбу”. Какой он?
5. Вы летите на самолете. Какое у вас самочувствие, если вы “на седьмом небе”?
XII. Загадка Российского флага
Российский флаг представляет собой полотнище из трех цветных полос: белой, синей и красной. Полосы кажутся одинаковой ширины, но это далеко не так. Без точного расчета и числительных и здесь не обошлось. Дело в том, что глаз человека воспринимает белый цвет объемнее, чем черный или синий. Поэтому белую полоску надо сделать немного уже, чем синюю. А красный цвет – это цвет опасности, он сразу бросается в глаза и кажется уже, чем на самом деле, поэтому красную надо сделать шире.
Эти три полосы на самом деле имеют разную ширину и соотносятся так: 30:33:37. Именно в таком соотношении они кажутся одинаковыми.
XIII. Задание по математике
Раздать карточки детям. Найти значение выражения и записать ответ словами.
Первый вариант: (3/8+0,6-7/20):1 5/8 =
Второй вариант: (5-13/5):(11/15+0,3) =
XIV. История марафонской дистанции
Раз в четыре года происходят международные олимпийские игры, где счет ведется на метры и секунды, километры и минуты. Без числительных тут не обойтись.
В пятом веке до нашей эры древнегреческий воин прибежал из селения Марафон, где состоялась битва греков с персами, в столицу Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе греков. Он пробежал в полном вооружении около 40 км и упал замертво.
Но сейчас длина марафонской дистанции составляет не 40 км, а 42 км 195 м, в удлинении дистанции виновата английская королева Виктория, которая приказала спортсменам сделать лишний крюк и пробежать мимо окон ее дворца.
XV. Подвижная физкультминутка с музыкой
XVI. Задание по русскому языку
Просклонять числительные: коробка с (двенадцать карандашей); находится в (восемнадцать километров); прибавили к (тринадцать рублей); вычли из (четыре килограмма); более (сто пятьдесят метров).
XVII. Старинные русские меры длины
Локоть – длина руки от сгиба, острого выступа до конца среднего пальца.
Сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.
Косая сажень – от подошвы ноги до конца пальцев вытянутой вверх руки.
“Косая сажень в плечах” – так говорили о широкоплечем и могучем богатыре.
А вот о малорослом человеке могли сказать так: “Аршин с шапкой”. Аршин – 71 см. А вот о карлике была такая поговорка: “Сам с вершок, а голова с горшок”. Вершок – 5 см, это часть указательного пальца. (Учителю взять длинную веревку (около 2 м) и показать наглядно старинные меры длины).
XVIII. Задание по математике
Учитель читает, дети решают на черновиках.
Было у купца 3 сына. И достались им в наследство после смерти отца 19 лошадей. Отец завещал 1/2 часть наследства старшему сыну, 1/4 – среднему и 1/5 часть – младшему. Долго они пытались разделить наследство, но ничего у них не получалось. Пригласили они на помощь друга своего отца. Мудрый старик привел свою лошадь, лошадей стало 20. Старшему сыну он отдал
1/2 часть лошадей, т.е. 10, среднему – 1/4 часть, т.е. 5 лошадей, младшему – 1/5 часть, т.е. 4 лошади. Итого, отдал 19 лошадей, после чего взял свою лошадь и ушел. Вот так по-житейски мудро он решил эту задачу. А имеет ли эта задача решение с математической точки зрения?
Сделать краткую запись на доске.
1с – 1/2 10
2c – 1/4 } 19+1=20 5 } 19
3c – 1/5 4
и увел свою лошадь
1) 1/2 ╥ 19 = 9,5 (л)
2) 1/4 ╥ 19 = 4,75 (л)
3) 1/5 ╥ 19 = 3,8 (л)
9,5 + 4,75 + 3,8 =18,05 (л) = 19 или 1/2 + 1/4 + 1/5 = (10+5+4)/20 = 19/20 = 1
Задача не имеет математического решения. Ошибка заложена в завещании. Видимо, отец слабо знал математику, а грамотного юриста у него не было.
XIX. Старинная русская мера длины – верста
Верста равна 1 км 100 м. Про длинного и нескладного человека говорили: “Верста коломенская”.
Верста – это еще и дорожный столб, покрашенный черно-белыми полосами, с указанием количества верст: пятая верста, сто сорок третья верста. Слово “сверстник” образовалось от “верста”, то есть люди одного роста, одного возраста.
А почему верста именно коломенская? Очень просто. Верстовые столбы впервые были расставлены вдоль дороги между Москвой и селом Коломенским, где находилась летняя резиденция русского царя Алексея Михайловича, отца Петра I.
В течение урока учителя русского языка и математики проверяют выполненные задания на карточках и объявляют оценки учащимся. В конце урока объявляются итоговые оценки каждому ученику по русскому языку и по математике.
Нина МИТРОФАНОВА,
Татьяна МИРСАНОВА
Мончегорск,
Мурманская область
Комментарии