Москва – это современный Вавилон, где смешались самые различные языки. Кого здесь только не встретишь – армян и азербайджанцев, греков и грузин, турок и корейцев. Конечно, большинство из них свободно общаются на русском. Но стремление сохранить свою культуру, традиции и язык присуще практически всем. Сегодня в 11-миллионном мегаполисе работают 47 учебных заведений с этнокультурным компонентом.
Что стоит за этим понятием? Какие предметы изучаются в рамках этнокомпонента? С этого начался разговор с гостьей нашего очередного прямого эфира – Анной Петрекеевой. Анна Николаевна – директор 1022-й школы, где русский в качестве этнокомпонента официально введен совсем недавно, в 1999 году.
– Еще в начале 90-х годов мы заметили – наши дети подвергаются сильному влиянию западной культуры – и решили этому как-то противостоять, – рассказывает Анна Николаевна. – Вначале в рамках дополнительного образования мы стали создавать кружки – хорового пения, русских песен, бисероплетения, изостудию “Русские узоры”. Особое внимание уделяем истории родного края. Вы, например, знаете, почему наш район называется Косино? Оказывается, сюда приходили залечивать раны “кошенные” в сражении воины. Здесь побывал сам Петр I. В рамках этнокомпонента у нас преподаются этнография и религиоведение, в программу также включены экспедиции во все края России. На зимних каникулах наши дети побывали в Архангельске. Изучали быт, историю костюма, привезли образцы в школьный музей “Русская изба”. Конечно, нашим учителям понадобилась специальная переподготовка. 15 человек закончили курсы при Московском институте повышения квалификации.
– Что же стоит за понятием “этнокультурный компонент”? – интересуется радиожурналист Алексей Калачев.
– В декабре 1994 года коллегия МКО приняла Программу развития национального образования в городе Москве. Московский комитет решил создавать государственные школы, в которых национальное будет представлено в качестве важной, но все же не главной составляющей образования. Поэтому такие учебные заведения стали именоваться “школами с этнокультурным национальным компонентом”. Дополнительные предметы включаются в достаточно узкие рамки школьного компонента: он охватывает не более 20 процентов всего учебного времени.
– Но ведь наверняка в вашей школе учатся и дети других национальностей, – замечает Алексей Калачев. – Есть ли у них интерес к углубленному изучению русской культуры?
– Да, у нас, к примеру, много армян. Предметы этнокультурного плана введены в программу на факультативной основе, ребята изучают их совершенно добровольно. Кстати, два года назад мы даже ввели специальный предмет – армянистику.
Прямой эфир, как всегда, прерывался звонками радиослушателей.
– Как организована ваша послеурочная деятельность? – поинтересовалась педагог из Москвы.
– У нас работает 30 бесплатных кружков, среди них “Славянская писанка”, ребята там учатся расписывать яйца, большой популярностью пользуются игровая студия “Сударушка”, кружок русской вышивки.
– А как дополнительные занятия отражаются на здоровье детей? – спрашивает Калачев. – Ведь школьники и без того перегружены.
– Мы соблюдаем все предусмотренные законом санитарные нормы. Этнокомпонент в основном вынесен за рамки урока, – успокаивает Анна Николаевна.
– Не возникают ли сложности с оцениванием знаний ребят, скажем, по этнографии или религиоведению? – задают вопросы радиослушатели.
– Мы решили, что ставить оценки по этим предметам неэтично. Ребята пишут рефераты либо выступают с докладами, участвуют в художественных смотрах, выставках… Для нас главное – воспитать у детей любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям русского народа, развить у них эстетический вкус.
Слушайте нас на волнах радиостанции “Говорит Москва” (в Москве третья кнопка проводного вещания) каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца в 16.05. В других городах слушайте нас на волнах “Общественного радио”.
Ждем ваших звонков по тел. 729-33-78 (прямой эфир), 928-82-53 (редакция “УГ”).
Светлана РУДЕНКО
Комментарии