search
main
0

Русская мадам Андерсен. Педагог из Курганской области сочиняет замечательные сказки для малышей

«Да, всему на свете приходит конец, – вздохнула хозяйка и подняла за растрепанную веревочку, бывшую когда-то франтоватым шнурком, старый прохудившийся и стоптанный башмак с покоробившейся заплаткой на боку и покосившимся каблуком. Она вышла во двор и бросила его на траву у забора.

– Вот так и бывает, – горько подумал башмак. – А сколько раз я принимал на себя удары камней, защищая ее ногу! Вот царапина от огромного старого гвоздя, на который она наступила бы, если бы не я. Вот заплатка – хозяйка сама напоролась в темноте на кусок проволоки, вырвавшей кусок моей кожи… Служи, служи, а кончишь свою жизнь никому не нужным».

Так начинается сказка «Старый башмак», которую написала педагог, отличник просвещения Татьяна Лепихина.

– У вас, Татьяна Николаевна, должно быть, детство было какое-то необыкновенное? – спрашиваю я.

– Да самое обыкновенное. Выросла в городе Далматово. Мама работала в школе, преподавала историю. Она зачинатель краеведческого движения в нашем районе. Папа был экономистом на заводе. У родителей нас с младшим братом Михаилом – двое. Ругани в семье мы никогда не слышали, но воспитание было строгим. А увлечения всячески поддерживались. Захотела учиться музыке – мне купили пианино.

После школы я поступила в Шадринский педагогический институт. Была довольна. Но учиться мне пришлось… всего полгода. Из-за болезни вернулась домой, устроилась в детский сад музыкальным руководителем. Правда, за 25 лет работы закончила педучилище. Еще раз поступила в институт и снова надолго попала в больницу.

Но я упорная. В 40 лет в третий раз я поступила на дошкольный факультет Шадринского пединститута, а в 45 его закончила.

– Когда же, при каких обстоятельствах родилась первая сказка?

– Двадцать лет назад моя племянница Лена проводила у нас много времени. В три года она очень любила слушать сказки. Ей читали все. Однажды на ее просьбу почитать я ответила, что умею только рассказывать. – Расскажи про козу, – немедленно согласилась она. – Про козу я не умею рассказывать. Расскажу про зайчика.

Мы отправились в спальню, и там, в полумраке, родились мои самые первые сказки. Позже Лена как-то спросила: «Почему ты даже в садике не упоминаешь о них?» Я подумала – и стала рассказывать своим деткам.

– Татьяна Николаевна, в вашей книге «Волшебное зеркало» 23 сказки…

– Это меньше половины из придуманных. А сколько «в голове» не записанных! Однажды была на чудесной выставке картин из соломки. Сама собой пришла «золотая сказка», но я ее до сих пор вспомнить не могу. Как-то пыталась составить план, выстроить сюжетную линию, как делают настоящие писатели, – ничегошеньки не вышло.

– Мне рассказывали, что на некоторых литературных встречах вы прямо на глазах у всех сочиняете сказку на заданную тему.

– Было такое. Импровизация в 12-й курганской школе закончилась рождением сказки «Старый башмак». Если честно, непросто это, но ощущаешь себя на «взлете», когда сказка идет – упоительное чувство испытываешь. Когда я рассказываю сказку, когда вижу глаза детей, захваченные таким интересом, что они невольно подаются вперед, приоткрывают рты, какое-то непривычное чувство охватывает меня. Это и радость, и боязнь потерять доверие, и даже какое-то новое физическое состояние.

Мне говорят: «Мы много читаем детям, они смотрят сказки по телевизору, мультики. Не лишнее ли это еще и рассказывать сказки?» Но ведь можно рассказывать не только сказки. Племяшкам я рассказывала и о том, откуда идет снег, как листочек спит до весны в почке-колыбельке, как весной ему становится там тесно и он старается выглянуть. Рассказывала, как делают стекло и металл.

– Вы в своих сказках и стихах пишете о любви и доброте. А вам-то этого много в жизни досталось?

– Я купалась в любви. Когда возвращалась из больницы, меня на вокзале встречали мои любимые ребятки с воспитателями. Я лезла из кожи для того, чтобы дети влюбились в меня, такую большую и толстую. Сочиняла стихи. Показывала фокусы. Как музработник я никогда не проводила двух одинаковых занятий и по написанным методичкам.

И мне не стыдно об этом говорить, потому что о моих праздниках помнят и по сей день. Я первая ввела длинные платья для костюмированного бала, сказочных героев, мы поставили оперу. Мои дети играли на деревянных ложках. С удовольствием шли на мои уроки красоты. По крайней мере до меня в Кургане никто этого не делал.

– Вам попадало за то, что вы делали не как все?

– Бывало. Но и хвалили! У одного ребенка – детский церебральный паралич, у другого – эпилепсия, а кто-то просто неловкий. У меня на занятиях все танцуют. Как умеют, так и двигаются. Мне однажды сделали замечание: «Эти дети портят всю картину». Ну и что? Главное – ребенок счастлив! И какому нормальному человеку вообще может прийти в голову мысль, что ребенок может что-то испортить? Пусть даже и неловкий.

Я завидую счастливейшей уверенности детей в своих силах. Но когда ребенок в четыре года на вопрос: «Умеешь петь?» – молча отрицательно вертит головой, я знаю, это «поработали» мы, педагоги.

Одна моя воспитанница так старательно не туда тянула песню, что я едва удерживалась от слов: «Марина, пой правильно». И только в последний момент ее довольнющее лицо удержало меня от замечания. Или вот еще одна картинка с занятий.

– Послушайте, дети, я сейчас прочитаю стихи… Стихи и музыка вместе – получается песня. Пропели. Вам нравится? Да. А вы умеете сочинять песни? В ответ счастливое и громкое: «Да!» Не успела я сказать, как намеревалась: «Давайте продолжим эту песню…», как услышала голос воспитателя: «Сначала подумайте, а потом говорите. Вы же не поэты». Все! Приехали! Глаза у деток погасли.

Ну откуда ей знать, что там, в глубине Витюшки или Оксаны? Что кроется за постоянно отстраненным взглядом Сережи? А вдруг у кого-то в душе только-только проклюнулась первая былинка рифмоделания, а мы ее тут же придушили…

Работала я и методистом на два сельских садика. Вот там-то в полной мере ощутила, что меня уважают, ждут, во всем доверяют.

– У вас сейчас новое место работы.

– Полтора года была без работы, выкарабкивалась из болезни, но сейчас работаю на полставки в Доме творчества. Вынашиваю идею сделать гнома Читу и ходить с ним в детские сады рассказывать сказки. Когда чувствую, что нужна, то горы могу своротить.

– Я поняла, что о любимых детях, работе вы, как увлеченный человек, можете говорить без конца. Чем же вы еще занимаетесь?

– Шью на себя. На мои размеры одежду ведь не купить. Из старого платья сшила шляпу. Однажды, похудев на 40 кг, вырядилась в длинное пальто, перчатки, шляпу – мои знакомые просто обалдели: вот это да! Вышивать, вязать тоже люблю, но занимаюсь рукоделием по настроению.

– Какая вы все же счастливая!

– Не знаю… Мне не дано счастья оставить на земле свое продолжение. Но я сделала так, что всегда о ком-то болит мое сердце. Голубая мечта – детский сад на шесть групп, и я там методист с правом проводить с детьми занятия, построенные на сказках.

Далматово, Курганская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте