Еще недавно про них говорили «необучаемые». Это дети с интеллектуальными нарушениями: умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Их не учили в школе. Ведь им требуются дополнительная помощь и поддержка коррекционных специалистов.
Развитие детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) идет медленно и специфично. Задача учителя-логопеда – создание максимально комфортных условий для речевого развития ребенка, формирование коммуникативных умений и навыков. Опираясь на диагноз глубокая умственная отсталость и низкий уровень коммуникативного развития, определяют основные направления работы по формированию коммуникативных навыков:
– обогащать эмоциональный опыт обучающихся;
– включать детей в общение, побуждать учеников смотреть в лицо говорящего, реагировать на обращение;
– формировать элементарные навыки общения.
Часто педагоги, впервые сталкиваясь с такими ребятами, не знают, что делать. Даже всезнающий Интернет не помощник в этом деле молодому педагогу. Для меня лично путь к таким ученикам проложила практика сотрудничества с центром содействия семейному воспитанию «Вера, надежда, любовь».
Занятия провожу в игровой форме с использованием народного творчества: песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, сказки. На своих занятиях я часто использую музыку Е.Железновой для сопровождения пальчикового массажа. Детям очень нравится простая мелодия. Музыка вызывает у ребят радостное возбуждение. Они прислушиваются, а спустя какое-то время, услышав знакомую мелодию, начинают делать самостоятельно массаж пальцев. На своих занятиях я использую приемы предметно-практической деятельности. Применяя метод «рука в руке», мы создаем елочку на Новый год, птичку, вернувшуюся с юга весной, и еще много разных предметов и животных.
Дети на занятиях получают невероятные эмоции, которые помогают им развиваться и социализироваться.
Важны взаимодействие педагога с родителями, постоянные консультации. Особые дети требуют особого общения, поэтому необходимо создать вокруг ребенка благоприятное окружение, говорить спокойным и ласковым голосом, комментируя действия свои и ребенка.
Создание условий для развития коммуникативных навыков является инструментом, который позволяет безболезненно и с большей степенью эффективности решать сложные вопросы, связанные с развитием ребенка, его обучением, социализацией и качеством жизни.
Оксана КАБАНОВА, учитель-логопед центра инклюзивного образования «Южный»
Комментарии