Профессиональная адаптация проходит легче, если рядом наставник
Тому, кто делает первые шаги в профессии, часто нужна помощь. Многие молодые специалисты признаются, что их профессиональная карьера могла бы строиться иначе, если бы их вовремя поддержали более опытные коллеги. Одним из направлений программы наставничества, которая существует в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е.Евсевьева, является постдипломное сопровождение выпускников. Молодому специалисту в течение первого года работы оказывается методическая и консультационная помощь, а среди наставников – преподаватели университета, имеющие солидный опыт работы. В их арсенале запас методик, технологий проведения предметных школьных дисциплин, палитра кейсовых заданий. По отзывам бывших универсантов, а ныне молодых педагогов, такая поддержка крайне необходима. Благодаря ей путь профессионального становления не так тернист и ухабист. Впрочем, слово молодым.
Маргарита ПОДШИВАЛОВА, выпускница факультета психологии и дефектологии:
– Я начала работать в качестве учителя-логопеда в детском саду №65 города Саранска. За прошедший год закрепляла освоенные в процессе обучения компетенции диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической, культурно-просветительской деятельности учителя-логопеда. Коллектив детского сада принял меня доброжелательно и был ориентирован на поддержку молодого специалиста. А благодаря вузу я осознавала, что личностные качества и приобретенный опыт – главные аргументы выпускника при устройстве на первую работу. Профессиональные знания и навыки также важны, но работодатели ждут от выпускников прежде всего проявления интереса к работе, готовности брать на себя ответственность, умения работать в коллективе.
Для формирования обозначенных компетенций в практике образовательного процесса на факультете психологии и дефектологии применяются современные педагогические технологии. Среди них ведущее место занимают активные методы обучения: лекции развивающего и проблемного характера, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, методы моделирования педагогических ситуаций, учебно-профессиональные задачи. Важная роль отводится применению информационно-коммуникационных технологий.
Ключевое значение преподаватели придавали нашей самостоятельной работе, которая организовывалась как в процессе занятий, так и во внеаудиторном изучении материала. В рамках каждой дисциплины существует система заданий, требующих аналитико-синтетического и творческого осмысления материала, систематизации полученных знаний, самостоятельного обобщения и применения на практике информационно-коммуникационных технологий.
Однако, несмотря на желание и компетентностную готовность, я столкнулась с определенным количеством задач, с которыми невозможно справиться в одиночку, без посторонней помощи. В моем случае такая помощь была предоставлена родным факультетом – преподавателями-наставниками. Именно они обучали анализу проблемной ситуации, выработке плана решения и его реализации, учили анализировать свое профессиональное поведение и возникающие эмоциональные реакции, помогали совершенствовать механизмы самопознания, способствовали решению проблем самовосприятия.
Подводя итоги первого года профессиональной деятельности, следует отметить, что успешность моей профессиональной адаптации определялась не только моей готовностью и желанием быть логопедом, но и отношением педагогического коллектива к молодому специалисту, и сопровождением преподавателями факультета психологии и дефектологии.
Екатерина БЕРЕСТ, выпускница естественно-технологического факультета:
– Молодой специалист часто сталкивается со множеством проблем, связанных с применением полученных в вузе знаний в практической деятельности, адаптацией к работе в системе образования, построением траектории профессионального развития. Насколько гладко пройдет адаптационный период для молодого педагога, во многом зависит от качества подготовки в высшем учебном заведении. Ровно год назад начался мой профессиональный путь учителя в школе №17 города Рузаевка. В тот период я не только вела занятия, но и руководила исследовательской группой школьников, выполняла работу классного руководителя, организовала подготовку школьников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по химии и биологии. Со всеми обязанностями и порученными мне задачами я успешно справлялась благодаря подготовке, полученной при обучении на естественно-технологическом факультете.
При обучении в вузе большое внимание уделяется практической подготовке. Каждая дисциплина учебного плана включает не только лекции, на которых преподаватели грамотно, полно и доступно раскрывают теоретические вопросы дисциплины, но и лабораторные и практические занятия. На лабораторных занятиях начиная с самого первого курса мы, студенты, приобретали навыки постановки естественно-научного и педагогического эксперимента, самоорганизации и самообучения, умение применять теоретические знания на практике, навыки публичного выступления и работы в команде.
Вхождение в профессию студентами педагогического университета осуществляется во время педагогической практики на площадках образовательных организаций. Руководители производственной практики очень требовательно подходят к выбору базы практики. В итоге студенты выполняют все виды деятельности, предусмотренной программой практики, при сопровождении опытного учителя-наставника. В результате такого подхода каждый студент приобретает опыт выполнения всех видов педагогической деятельности, выполняя роль учителя-предметника, классного руководителя, руководителя научного объединения школьников, исследователя и многое другое. Именно в период практики мы проводим педагогический эксперимент, результаты которого ложатся в основу курсовой и выпускной квалификационной работ, публикуются в научных изданиях и апробируются на научно-практических конференциях.
В этом году всем учителям пришлось организовывать обучение в дистанционном формате. IT-компетенции, которые были сформированы в процессе обучения в педагогическом университете, позволили мне легко адаптироваться к новой системе работы без потери качества образования. Коллегами по работе были высоко оценены мои навыки в области педагогического проектирования и педагогического дизайна дистанционных образовательных курсов.
В первый год профессиональной деятельности особенно необходима поддержка не только коллег по работе, но и преподавателей университета. В нашем педагогическом университете на высоком уровне организована работа по сопровождению выпускника в профессиональной деятельности. Преподаватели вуза оказывают постоянную консультативную помощь в организации и успешной реализации процесса общего образования в школе. Выпускники своевременно получают методологическую, общепедагогическую и методическую поддержку по актуальным вопросам. В результате они без особых затруднений справляются с целостным построением учебно-воспитательного процесса с опорой на современные идеи и подходы, могут грамотно выстраивать систему работы с детьми в качестве классного руководителя, реализуют актуальный набор методик, технологий и средств обучения по предмету у школьников разных возрастных групп.
Дмитрий МИТРЯЕВ, выпускник факультета истории и права:
– Я успешно совмещаю обучение в магистратуре с работой в качестве учителя истории и обществознания в гимназии №12 города Саранска. Выбор профессии педагога для меня был не случайным, поэтому я поступил в МГПУ имени М.Е.Евсевьева, где есть возможность сочетать интерес к исторической науке и педагогическому труду. На факультете истории и права созданы все необходимые условия для получения теоретических и практических знаний и умений будущими учителями. Базовые знания, полученные в процессе обучения на факультете, обеспечили в дальнейшем относительную свободу ориентации в материалах учебников и пособий, планировании структуры учебных предметов, составлении технологических карт, конспектов уроков и других учебно-методических материалов.
Большой объем педагогических практик, заложенный в учебные планы бакалавриата, существенно облегчил и сделал более комфортным период профессиональной адаптации в школе. Считаю, что к началу своей трудовой деятельности я был в достаточной степени подготовлен к практической работе, поскольку владел знаниями об особенностях урочной и внеурочной деятельности учителя истории и права, организационных аспектах образовательного процесса в школе, учебно-методических комплексах и средствах оценивания обучающихся, требованиях ФГОС к историческому и обществоведческому образованию.
Система наставничества, организованная на факультете, способствовала формированию тех компетенций, которые в дальнейшем позволили мне реализоваться как специалисту и обеспечить условия для дальнейшего профессионального роста. Вместе с тем необходимо отметить, что в начале педагогической карьеры возникали и трудности. Во многом это было связано с мобильностью и изменчивостью образовательной среды. Так, например, в этом учебном году в силу объективных причин значительный объем уроков проводился в онлайн-режиме. Это потребовало от учителей принципиально иных навыков и компетенций: умения организовывать заинтересованный диалог с ученической аудиторией в дистанционном формате, грамотно подбирать презентационные материалы, а главное – знать возможности и принципы функционирования дистанционной образовательной системы, позволяющие проводить уроки и другие онлайн-мероприятия.
В настоящее время связь с профессорско-преподавательским составом не утрачена. Я принимаю участие в методических семинарах, мастер-классах, круглых столах, конференциях. Под руководством преподавателей-наставников осуществляю проектную и исследовательскую деятельность.
Наталья АЛЕКСЕЕВА
Комментарии