Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

Рука на пульсе

Решительный старт: подготовка к ЕГЭ-2021 по математике профильного уровня начинается сегодня
Учительская газета, №36 от 08 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Наталья ЕКУШЕВА, учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Уже вошли в историю два с половиной месяца дистанционной учебы, бесконечные проверки присланных в ночи работ детей, глобальные подготовки к урокам в формате видеоконференций. Учителя, дети и родители с нетерпением ждали начала нового учебного года в традиционном формате.

Наталья Екушева

Подводя итоги вступительной кампании-2020, в эфире телеканала «Россия 24» министр просвещения Сергей Кравцов объявил оптимистичные данные ЕГЭ по математике, которые в сопоставлении с прошлым годом оказались выше на четыре балла. Несомненно, на эти результаты повлияли и отказ от сдачи экзамена выпускников, не планировавших поступать в вуз, и отмена экзамена базового уровня, это из плюсов карантина.

А вот выпускникам 2021 года, выбравшим ЕГЭ по математике профильного уровня, похоже, пригодятся навыки стрессоустойчивости и настойчивость в достижении цели. Объявленное возможное повышение проходных баллов для поступления в вузы с 27 до 39 означает, что придется прикладывать еще больше усилий как для получения так называемого порога, так и для заветных 90+ баллов.

Издательство «Экзамен», известное оперативным выпуском в свет учебных пособий, соответствующих демонстрационной версии, подготовило к началу учебного года сборник, который поможет максимально эффективно организовать работу учителей и выпускников, – «Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ» под редакцией И.В.Ященко.

В первую очередь обратим внимание на то, что авторы данного пособия являются разработчиками вариантов ЕГЭ. Каждое задание соответствует кодификатору элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов. В пособии представлены различные варианты каждого задания, причем таким образом, что один из вариантов ученик может выполнить изначально самостоятельно, определив затруднения; следующий аналогичный вариант – с помощью учителя, а затем закрепить порядок действий и провести анализ заданий, коррекцию ошибок, рефлексию. Акцент делается не на заучивании алгоритма решений определенных задач, а на понимании изученных свойств, правил и их применении в различных вариациях. Успеха можно добиться только при осознанном выполнении заданий.

Авторитета данному сборнику добавляет объемный количественный и высокий качественный уровень всех заданий.

Большим плюсом пособия являются разнообразные задания 4 на применение теорем о вероятностях событий и задания 7 на применение интеграла и первообразной функции.

Материалы сборника позволяют не только наработать вычислительные навыки, но и усвоить в полном объеме свойства функций. Без этого сложно рассчитывать на выполнение заданий 10, 11, 12. Если посмотреть на статистику, то именно эти типы задач являются особенно сложными для выпускников. Так, например, задание 10 включает все виды уравнений и неравенств. В задании 11, тренирующем умение строить и исследовать простейшие математические модели, собраны задачи на проценты, смеси и сплавы, движение по прямой и по окружности, совместную работу, прогрессии. Для отработки задания 12 представлены степенны ‘е, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические функции.

Вторая часть ЕГЭ, как известно, включает задания повышенной и высокой трудности. Ценной особенностью данного пособия является продуманный подход авторов к разработке заданий этого блока, а именно соблюдение комбинаций в каждом варианте: например, если в задании 13 тригонометрическое уравнение, то в задании 15 показательное неравенство, а в задании 18 логарифмическое уравнение или неравенство с параметром.

С каждым годом увеличивается число учащихся, которые справляются с заданием 17. В пособии представлены не только все возможные варианты задач на вклады и кредиты, но и задачи на оптимальный выбор: достаточно уметь рассуждать и анализировать.

Разнообразно представлены задания 14 и 16, позволяющие отработать навыки решения задач на стереометрию как в классе, так и дома при самостоятельной подготовке.

И наконец, уверена, коллеги по достоинству оценят наличие разбора решений задач второй части с критериями оценивания. Этот материал можно использовать как отличный мотивационный прием. Предложите своим ученикам, воспользовавшись данными критериями, оценить выполненную работу товарища, поставить баллы и аргументировать свое решение, дайте ребятам возможность побыть в роли экспертов.

Главная наша задача – научить завтрашних абитуриентов работать, решать, рассуждать, анализировать. При подготовке к ЕГЭ нет места вере в счастливый случай и лотерею. Как сказал Альберт Эйнштейн, «благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем». Выстраивая план подготовки с помощью данного пособия, ставя перед собой цель и настойчиво преодолевая трудности, выпускники получат благоприятную возможность сдать ЕГЭ на высокий балл и поступить в вуз мечты.

Всем удачи!


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt