search
Топ 10

Рубежный год

Минувший учебный год для Военно-транспортного университета Железнодорожных войск стал рубежным. Вуз проходил процедуру комплексной оценки своей деятельности. Экспертные заключения комиссии подтвердили, что содержание, уровень и качество подготовки специалистов соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Опыт работы коллектива рекомендован для применения в других вузах, не только военных, но и гражданских. На основе этих выводов принято решение выдать вузу лицензию на право образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

Университет видит свое предназначение в том, чтобы сформировать у выпускников комплекс качеств командира, военного инженера и воспитателя подчиненных. Поэтому акценты в образовательном процессе сделаны на тактико-специальной, военно-специальной, общевоенной подготовке и умении вести воспитательную работу.

Требования к подготовке дипломированных специалистов определены образовательными госстандартами. В военном вузе они дополнены своего рода ведомственным, военным стандартом – требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников. И те и другие – жесткие, но удалось найти компромисс, добиться их разумного сочетания и, более того, даже несколько увеличить учебное время на военно-профессиональную подготовку, а программы цикла специальных дисциплин скорректировать с учетом задач войск. На теоретические разделы отводится 25 – 33% учебного времени, что соответствует требованиям к фундаментальной подготовке. Занятиям на местности, объектах транспортного строительства и эксплуатации транспорта по дисциплинам, определяющим военно-профессиональную подготовку, выделено до 40% учебного времени.

Будущие инженеры – путейцы, мостовики и механики – проходят учебную и производственную практику на учебных полигонах и площадках университета, в войсках и на объектах транспортного строительства, чаще – Октябрьской железной дороги и Петербургского транспортного узла. Курсанты факультета военных сообщений (ВОСО) практикуются в комендатурах линейных органов ВОСО. Общий объем практики и стажировок у курсантов – почти 25 недель. Это неплохой резерв улучшения выучки. Ее основу составляют занятия на полевой учебной базе вуза в Лужском районе Ленинградской области. Для каждой специальности есть учебно-тренировочные комплексы – путевой, мостовой, механизации, мобильных ремонтных мастерских, подвижного состава, эксплуатации железных дорог, различных видов транспорта. Они оснащены техникой Железнодорожных войск, тренажерами, материалами и конструкциями.

Руководство университета прислушивается к замечаниям войсковых специалистов и старается учитывать их, вносит коррективы в образовательный процесс. Так, по дисциплине «Общевоинские уставы» вместо одного ввели два экзамена, каждый четный семестр курсанты сдают зачет с оценкой. На итоговой государственной аттестации выпускники наряду с защитой выпускной квалификационной работы держат междисциплинарный экзамен по управлению подразделениями в мирное и военное время. Максимально используются занятия и тренажи по общевоенным дисциплинам, возможности внутренней, гарнизонной и караульной службы.

С нового учебного года в вузе приступили к реализации разработанного в университете положения по формированию у курсантов военно-профессиональных навыков. Оно включает обширный перечень мероприятий подготовки будущего офицера к выполнению должностных обязанностей в звене «взвод – рота», предусматривает поэтапное и непрерывное приобретение курсантами командно-методических и воспитательных навыков в течение всей учебы.

Одной из важнейших форм такого обучения, помимо плановых занятий, становятся стажировки курсантов в должностях командира отделения и заместителя командира взвода в своих подразделениях. Они организованы по замкнутому циклу, поэтому каждый курсант может пройти ее не единожды. Практика курсантов старших курсов в должностях командиров взводов и рот проводится в подразделениях младших курсов. Подход к этой работе комплексный, охватывает все звенья: университет – факультет – кафедра – рота.

Офицер должен обладать определенным набором морально-психологических качеств. В основе воспитательного процесса – формирование у курсантов преданности Отечеству, ответственности за его защиту, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и Железнодорожным войскам, приобщение к лучшим традициям российского воинства. Задачи эти – не из простых. Главная сложность в том, что педагоги имеют дело с уже сложившейся под влиянием определенной среды личностью, поэтому им приходится не формировать, а корректировать ее развитие. Случается работать с курсантами, чья мотивация отличается от той, которая необходима для учебы в университете и офицерской службы, теми, кто долго не размышлял при выборе жизненного пути или надел военную форму, чтобы бесплатно получить образование. С некоторыми приходится расставаться еще до выпуска.

Ежегодно среди поступивших в вуз до 30% составляют дети военнослужащих, более 10% – суворовцы и кадеты, которые, как правило, осознанно выбирают профессию, и можно надеяться, что из них получатся неплохие офицеры.

С учетом новых условий и тенденций отдел воспитательной работы вуза совместно с кафедрами разработал «Концептуальные основы организации воспитательной работы» и «Систему воспитательной работы в Военно-транспортном университете», которые рассмотрены ученым советом университета, получили поддержку и одобрение командования Железнодорожных войск. В них определены основные формы, методы работы и задачи должностных лиц – от командира взвода до начальника факультета – по организации воспитания. Выработаны и основные направления формирования у слушателей и курсантов навыков воспитательной работы, поддержания правопорядка и воинской дисциплины.

В 2000 г. состоялся первый набор на факультет подготовки руководящих кадров. Где готовят офицеров с высшим военным образованием по специальности «Управление соединениями Железнодорожных войск» с квалификацией «Дипломированный специалист в области военного и административного управления». На факультете также открыты курсы для переподготовки и повышения квалификации руководящего состава войск, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации по специальности «Управление соединениями Железнодорожных войск» и четырем специализациям.

За прошедшие годы состоялось 3 выпуска, диплом об окончании получили более полутора сотен офицеров. Государственная аттестационная комиссия в ходе выпускных экзаменов неизменно отмечает высокий уровень знаний слушателей. Все они назначены на вышестоящие должности. Отзывы их начальников свидетельствуют, что в войсках офицерами довольны. И это, пожалуй, самая важная оценка. Она означает, что преподавателям факультета удалось подготовить умелых военных руководителей.

За последние годы сделан значительный шаг в информатизации университета. В нем более 450 компьютеров и 13 сетевых классов коллективного пользования. С насыщением ими кафедр активнее внедряются современные информационные технологии, используются 275 программных средств, в том числе электронных учебников, обучающих и контролирующих программ. Более 60% из них – авторские разработки университетских преподавателей и ученых, в их числе свыше 30 автоматизированных учебных модулей, получивших высокую оценку коллег. Более 70% программных средств создано за последние 4 года. По отдельным направлениям информатизации образовательного процесса, например созданию автоматизированных обучающих курсов и интерактивных средств обучения, университет – в числе лидеров среди вузов Петербурга.

В планах руководства университета – создание единой университетской компьютерной сети, которая обеспечит доступ всех обучающихся к электронным источникам информации.

Социально-экономические процессы, реформы, падение престижа военной службы заметно ускорили ротацию научно-педагогических кадров, не лучшим образом сказались на научно-педагогическом потенциале университета. В последнее время ситуация стабилизировалась, но успокаиваться рано.

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает для офицеров с должностной категорией «подполковник» предельный возраст пребывания на военной службе до 45 лет. А для военных педагогов – преподавателей и старших преподавателей – это пора профессиональной зрелости, расцвета творческих возможностей и мастерства, оптимального сочетания опыта и знаний. Вместе с недостаточно привлекательными социальными условиями военной службы законодательная норма приводит к текучести офицерских кадров. Только за прошедший учебный год уволились по окончании контрактов и в связи с оргштатными мероприятиями более 30 преподавателей-военнослужащих, в том числе 6 начальников кафедр. На смену им пришли офицеры, не имеющие достаточного опыта. Средний возраст преподавателей-офицеров университета немногим больше 40 лет, около 45% проходят период становления. Минует немало времени, прежде чем они состоятся как военные педагоги. А курсантов и слушателей нужно учить сейчас. Поэтому подбор и подготовка преподавателей – предмет постоянной заботы руководства учебного заведения и факультетов.

Проблему в вузе решают за счет преподавателей, уволившихся в запас и продолжающих педагогическую деятельность в качестве гражданского персонала. Предпочтение отдается имеющим ученые звания и степени. Неплохую кадровую подпитку вуз получает из войск. В университет приходят командиры и инженеры, как правило, не имеющие педагогических навыков для работы в системе высшего образования, поэтому они обязательно проходят переподготовку и допускаются к самостоятельному проведению занятий только после трехмесячного обучения, пробных занятий, сдачи зачетов по психологии, педагогике и знанию нормативных документов. Повышение их квалификации продолжается в ходе семинара молодых преподавателей, постоянно действующего по двухгодичной программе, учебно-методических сборов и занятий по командирской подготовке, методической работы кафедр, при выполнении индивидуальных заданий, участия в научно-методических конференциях.

В 2005 г. на курсах переподготовки и повышения квалификации при факультете подготовки руководящих кадров Железнодорожных войск прошла обучение первая группа преподавателей. Преподавателей-военнослужащих обучают также на факультетах повышения квалификации профильных вузов, в учреждениях, предприятиях и организациях министерств обороны и транспорта.

Для военно-профессионального и педагогического роста преподаватели участвуют в учениях войск, испытаниях техники, проходят стажировки, в том числе и на Северном Кавказе в оперативной группировке Железнодорожных войск. Опыт, полученный в ходе таких стажировок, постоянно обобщается и используется в учебном процессе.

На университет наряду с обучением возложена и научно-исследовательская работа. В нем действует очная и заочная адъюнктура. Ее емкость – 59 человек. Открыта и докторантура. Ее штатная численность – 6 докторантов. Кроме того, более 20 офицеров и преподавателей из гражданского персонала работают над диссертациями в качестве соискателей, 3 из них – над докторскими. Это главные источники пополнения рядов ученых вуза.

В университете трудятся 42 доктора наук, профессора и 169 кандидатов наук, доцентов. За десятилетия в вузе сложились свои научные школы. Серьезных результатов добились ученые кафедры электротехники под руководством доктора технических наук заслуженного деятеля науки профессора Г. Гаврилова. Много лет ведут научную работу заслуженный деятель науки доктор военных наук, профессор Е. Сизов, доктор технических наук, профессор А. Матвеев. Хорошие наработки есть в научном коллективе доктора технических наук заслуженного деятеля науки РФ профессора В. Бурячко. Так же плодотворно трудятся М. Забалуев, Ю. Калугин, Ю. Степанов и другие ученые.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту