search
main
0

Розовый пеликан прилетел на частную ферму. или Технология развития критического мышления

Поселок Пушкинские Горы Псковской области – место, известное, без преувеличения, всему миру. Земля, связанная с именем великого поэта, традиционно притягивает к себе литераторов из разных стран: ездят они сюда за вдохновением, из доброго суеверия полагая, что легкая тень Александра Сергеевича витает где-то рядом… Уважение к памяти Пушкина и интерес к его творчеству шесть лет назад объединили двух энтузиастов: начальника отдела образования администрации Пушкиногорского района Аркадия ВАСИЛЬЕВА и председателя Объединения русских учителей Эстонии Людмилу Полякову. Они решили организовать международный конкурс «Учитель года Пушкиногорья», чем успешно доказали, что творчество – как литературное, так и педагогическое – не имеет границ, в том числе и государственных… Результаты шести состоявшихся с тех пор международных конкурсов в Пушкинских Горах обратили внимание Аркадия Васильева на управленческий аспект этих мероприятий. Оказалось, что опыт участия в таких конкурсах способствует росту педагогического мастерства учителей.

Досье «УГ»Россия принимает участие в нескольких международных конкурсах педагогического мастерства. Например, в 2007 году под девизом «Россия, Украина, Беларусь: интернациональный проект №1» в украинском городе Луганске прошел XII Международный конкурс-фестиваль «Учитель года». В фестивале приняли участие 9 делегаций из Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей России и Донецкой, Полтавской, Сумской, Харьковской и Луганской областей Украины. В составе делегаций были руководители управлений образования, ректоры и проректоры педагогических вузов и институтов последипломного педагогического образования. Членами команд стали лауреаты и победители областных конкурсов «Учитель года-2007». В программу фестиваля входили КВН, конкурс плакатов «Педагогическая акварель», выставка макетов «Наглядное пособие для учителей» и мастер-классы в школах Луганска. О зрелищности мероприятия говорят названия некоторых номинаций: «За лучшую режиссуру и сценографию», «За лучший сценарий выступления», «За артистизм и вдохновение». Итоги подводились в конкурсах макетов, плакатов и КВН, а за проведение мастер-классов дипломами фестиваля наградили все 9 команд-участниц.Предыдущий, ХI Международный конкурс-фестиваль «Учитель года-2006» состоялся в Тамбове. Более 200 его участников – тамбовские, липецкие, белгородские, курские и орловские педагоги и их коллеги из Украины и Беларуси – подписали обращение к педагогическим сообществам России, Беларуси и Украины с призывом об объединении усилий в деле воспитания подрастающего поколения в духе славянского братства.

Этот вывод подтверждают и наши коллеги из Прибалтики, – рассказывает Аркадий Владимирович. – Они дали нам следующие любопытные сведения: 50 процентов прибалтийских педагогов, участвовавших в конкурсе «Учитель года Пушкиногорья», повысили свой служебный статус, например, рядовой учитель стал завучем школы, завуч – директором… Что касается преподавателей пушкиногорских школ, то динамику роста их педагогического мастерства можно проследить по таким, например, результатам. Сразу после победы на конкурсах «Учитель года Пушкиногорья» Галина Васильева, преподаватель истории и обществознания школы имени А.С.Пушкина, и Наталья Дмитриева, учитель русского языка и литературы той же школы, стали победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование».

– Аркадий Владимирович, связан ли конкурс «Учитель года Пушкиногорья» с другими конкурсами педагогического мастерства?

– Когда в систему образования пришел приоритетный национальный проект, встал вопрос о целесообразности конкурса «Учитель года». Впервые за много лет он не проводился во многих муниципалитетах и целых регионах.

Я считаю, что в целях сохранения «Учителя года» и поддержания его высокого статуса вполне возможно сделать участие в профессиональном конкурсе одним из критериев участия в конкурсе лучших учителей. Кроме того, критерии, заявленные в ПНПО, могут стать и критериями оценивания педагогов на заочных этапах. Это позволит сблизить критериальный ряд конкурсов и будет способствовать участию лучших педагогов области в общероссийском «Учителе года». Одновременно проводимые конкурсы могут стать стартовыми площадками для выдвижения педагогов общественными структурами на конкурс лучших учителей. Такие меры позволят сделать профессиональный конкурс не только критерием участия, но и критерием отбора. Подобный подход позволит органично объединить все конкурсы для решения единых задач.

– Как родилась идея «Учителя года Пушкиногорья»?

– В 2001 году я как преподаватель истории вышел в финал Всероссийского конкурса «Учитель года». Мой конкурсный урок по обществознанию в 9-м классе по теме «Личность и социальная среда» был посвящен формированию личности Александра Сергеевича Пушкина в условиях городской и провинциальной социальной среды. Именно благодаря этому уроку произошло мое знакомство с коллегами из Эстонии, в том числе с Людмилой Поляковой. Эстонские педагоги, поклонники поэзии Пушкина, прибыли на конкурс из русских школ, многие из которых носят имя великого поэта.

Большая удача, что вскоре после этих событий я, в новой должности начальника районного отдела образования, при поддержке отдела образования, опеки и попечительства администрации Пушкиногорского района и Объединения русских учителей Эстонии, смог реализовать нашу общую мечту. В 2002 году состоялось открытие первого международного конкурса «Учитель года Пушкиногорья». В нем тогда приняли участие учителя школ поселка Пушкинские Горы и Нарвской школы Паю в Эстонии.

В 2003 году в конкурсе «Учитель года Пушкиногорья» приняли участие наши латвийские и эстонские коллеги из Пушкинского лицея города Риги и Нарвской гуманитарной гимназии. В 2004-м география конкурса еще расширилась: к нам приехали преподаватели из Таллинского гуманитарного лицея и Тартуской Пушкинской гимназии, а также учителя из Каунасской школы имени А.С.Пушкина. В 2005 году новым участником конкурса стала средняя школа №10 белорусского города Гомеля. В 2006-м к числу участников присоединились эстонские школа №3 Кохтла-Ярве и Нарвская школа Пеэтри, а также латвийские Каугурская средняя школа в Юрмале и частная школа «Maxvel» в Риге.

– Другое государство – это другой менталитет, другие обычаи, традиции, культура. Чем схожи с нашими школами и чем отличаются русские школы ближнего зарубежья, участвующие в конкурсе «Учитель года Пушкиногорья»? Ведь одной из основных задач такого конкурса должен быть обмен педагогическим опытом, методиками – интересно, чем в этом плане отличаются от нас школы Прибалтики?

– Если говорить о содержании образования, то в прибалтийских школах, конечно, меньше часов отводится изучению русской культуры. Педагоги решают эту проблему за счет дополнительного образования – через деятельность кружков и объединений: театральных, хореографических. В методике тоже есть отличия. Например, в школах Прибалтики очень популярна технология развития критического мышления. Элементы этой технологии есть и у нас, но прибалты внедряют ее более активно. Там детально, пошагово разработан алгоритм работы учителей по этой системе. Наши зарубежные коллеги на конкурсных уроках показали нам, как они работают по этой технологии.

Самым, пожалуй, ярким эпизодом за время проведения конкурсов «Учитель года Пушкиногорья» стал однажды бинарный урок двух преподавателей из Пушкинского лицея Риги. Два педагога одновременно вели урок литературы по произведениям Пушкина и произвели просто-таки фурор на конкурсе!

Бинарный урок позволяет взглянуть на вопрос с двух противоположных точек зрения, которые высказывают классу два преподавателя. И ученики должны решить, какая точка зрения им ближе, суметь нетрадиционно подойти к оценке творчества писателя. Такой прием можно использовать не только на уроках литературы, но и на занятиях по другим предметам. Интересно, что когда я сам давал свой открытый урок в финале Всероссийского конкурса «Учитель года-2001», то интуитивно «вышел» на тот же прием бинарного преподавания. Поскольку мой урок обществознания был посвящен формированию личности Пушкина в условиях городской и провинциальной социальной среды, я встал на точку зрения педагога из провинции и пригласил в свои оппоненты из числа учителей, присутствовавших на конкурсе, москвичку в пятом поколении. Я защищал ту точку зрения, что более на формирование Пушкина как поэта и человека оказала влияние провинциальная среда, а москвичка отстаивала ту позицию, что личность Пушкина формировалась больше под влиянием городской, столичной среды. Ученики же выработали к концу урока свою точку зрения, по которой оказывалось, что мы оба по-своему правы.

– Аркадий Владимирович, что бы вы посоветовали вашим коллегам-управленцам, желающим заняться организацией подобных конкурсов для повышения педагогического мастерства учителей?

– Главное, как мне кажется, – суметь создать на конкурсе благоприятную атмосферу общего праздника. Соревнование не должно превращаться в жесткую конкурентную борьбу за места. Это касается, по сути, любого конкурса. Надо ко всему подходить философски и понимать, что на подобных мероприятиях главная цель – это получение опыта, который может помочь в работе.

У руководителя до этого обязательно должен быть наработан опыт системной организации различных местных конкурсов. У нас в районе, например, существует ежегодный конкурс «Школа года», проходящий по следующим этапам: «Лидер в образовании» (конкурс для директоров, завучей, педагогов-организаторов), смотр школьных музеев, конкурс воспитательных систем, «Учитель года», конкурс учреждений дополнительного образования, фестиваль спортивной и творческой работы, конкурс «Одаренный ребенок». Общие итоги подводятся на туристическом слете педагогов в конце года: в течение трех дней учителя живут в палатках, соревнуются в плавании, волейболе, спортивном ориентировании. Таким образом, подведение итогов конкурса становится праздником, необычным событием, которое всем запоминается.

Мне кажется, этой же цели – создания праздника, получения радости от общения нам удалось достичь на конкурсах «Учитель года Пушкиногорья». Появился у нас даже свой символ, причем совершенно неожиданно. Через шесть лет после первого международного конкурса на частную ферму в поселке Пушкинские Горы прилетел неведомо откуда розовый пеликан – и остался там жить. Эту яркую красивую птицу мы решили считать символом нашего конкурса – а из какой страны она прилетела, совершенно не важно.

Светлана ПОТАПОВА, п. Пушкинские Горы, Псковская область

P.S. Очередной конкурс «Учитель года Пушкиногорья» состоится в феврале. Мы расскажем о нем в следующих номерах «УГ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте